17 февраля 2021 г. |
Дело N А26-1478/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Толкунова В.М.,
рассмотрев 17.02.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.05.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2020 по делу N А26-1478/2020,
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 2/24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада", адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 3, лит. А, пом. 16Н, ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751 (далее - ПАО "МРСК Северо-Запада", Компания) о взыскании 40 руб. задолженности по арендной плате по договору аренды лесного участка от 19.07.2016 N 49 по сроку платежа 15.01.2020 и 2 руб. 50 коп. пеней за период с 16.01.2020 по 10.02.2020.
Решением суда от 28.05.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.09.2020, Министерству в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Министерство просит решение от 28.05.2020 и постановление от 23.09.2020 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела. Податель жалобы указывает на ошибочность вывода суда об отсутствии оснований для возобновления договора аренды и об отсутствии у Компании обязанности по демонтажу опор. Кроме того истец поясняет, что лесной участок не освобожден и используется Компанией в целях эксплуатации линии электропередачи.
В отзыве и дополнительных пояснениях Общество просить в удовлетворении жалобы отказать.
Представители Министерства, Компании, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия и Обществом заключен договор от 19.07.2016 N 49 аренды лесного участка площадью 1 839 га, расположенного на территории Лахденпохского участкового лесничества Лахденпохского лесничества в целях использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (реконструкция ВЛ-10 кВ Л-02-02 с устройством линейного ответвления ВЛЗ-10кВ, с монтажом ТП-10/0,4 кВ, устройством ВЛ-0,4 кВ в районе п. Кортела Лахденпохского района (в рамках договора технологического присоединения) (пункты 1, 2, 4 договора).
Согласно пункту 22 договора срок его действия составляет 11 месяцев с момента подписания; договор считается возобновленным на неопределенный срок, но не более предельного срока, установленного лесным законодательством, если арендатором не исполнены обязанности, установленные подпунктами "с" и "у" пункта 11 договора, и последний продолжает использовать лесной участок в порядке пункта 4.
В соответствии с подпунктом "у" пункта 11 договора арендатор обязан по истечении срока действия договора или в случае досрочного прекращения срока действия освободить лесной участок от объектов недвижимого имущества, обеспечить снос объектов, созданных для освоения лесного участка, и выполнить рекультивацию лесных земель в соответствии с проектом освоения лесов.
В пункте 18 договора стороны определили, что договор прекращается в случаях, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации и пунктами 20, 21 договора.
Письмом от 22.05.2017 ПАО "МРСК Северо-Запада" уведомило Министерство о завершении строительства объекта, который введен в эксплуатацию 30.12.2016 (акт КС-14 N 211/6), 15.10.2019 направило акт возврата лесного участка и просило договор считать расторгнутым.
Ссылаясь на то, что арендатор продолжает пользоваться лесным участком, а арендная плата Компанией по договору аренды лесного участка от 19.07.2016 N 49 по сроку платежа 15.01.2020 оплачена не в полном объеме, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что арендная плата за спорный период правомерно уплачена арендатором с применением при ее расчете понижающего коэффициента 0,1 и задолженность по арендной плате отсутствует, в связи с чем отказали в удовлетворении исковых требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов.
Согласно части 1 статьи 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесного участка, установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
В силу пункта 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
Как указано в части 3 статьи 45 ЛК РФ, лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
В статье 9 ЛК РФ определены основания и порядок возникновения и прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, права ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут, публичный сервитут), права аренды лесных участков, а также права безвозмездного пользования лесными участками.
Согласно частям 3 и 4 статьи 71 ЛК РФ предоставление гражданам, юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с указанным Кодексом. К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно статье 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
При прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. Если арендатор не возвратил арендованное имущество, либо возвратил его несвоевременно, арендодатель вправе потребовать внесения арендной платы за все время просрочки (статья 622 ГК РФ).
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Компания уведомила Министерство об отказе от договора аренды лесного участка, направив в его адрес соответствующее заявление от 15.10.2019 N МР2/3-50/297-31/3103 с приложением акта приема-передачи указанного лесного участка (л.д. 49-51).
Судами двух инстанций также установлено, что данное заявление получено Министерством 17.10.2019.
Исходя из того, что указанный договор в соответствии с его условиями прекратил свое действие по истечении 90 дней с даты получения Министерством уведомления Компании от 15.10.2019, на момент окончания действия договора все работы, связанные со строительством линейного объекта на лесном участке, завершены, Компания вносила арендную плату за период до окончания действия договоров, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, с чем согласился и апелляционный суд.
В соответствии с частью 3 статьи 13 ЛК РФ объекты лесной инфраструктуры после того, как отпадет надобность в них, подлежат сносу, а земли, на которых они располагались - рекультивации.
В связи с тем, что согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р опоры вдольтрассовой линии электропередачи отнесены к объектам, не связанным с созданием лесной инфраструктуры, суды отклонили довод Министерства о необходимости их демонтажа.
Судами проверен расчет Компании подлежащей внесению арендной платы за спорный период, произведенный в том числе в соответствии с Правилами определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 486 (далее - Правила).
По расчету Компании, не оспоренному Министерством, совокупный размер участков под опорами составляет 3,6 кв. м. Арендная плата до 17 января 2020 года оплачена арендатором, что не оспаривается Министерством. Плата за пользование земельными участками под опорами за период с 18 по 31 января 2020 года, определяемая по регулируемой цене, составляет 0,09 руб.
Учитывая, что у Компании по договору имеется переплата в размере 40 коп., которая покрывает арендную плату за период с 18 по 31 января 2020 года в размере 0,09 руб., суды в удовлетворении иска отказали.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.05.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2020 по делу N А26-1478/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 февраля 2021 г. N Ф07-14931/20 по делу N А26-1478/2020