18 февраля 2021 г. |
Дело N А26-6834/2020 |
Судья Арбитражного суда Северо-Западного округа Константинов П.Ю.,
рассмотрев 18.02.2021 без вызова сторон кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ФинансБюро" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.10.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2020 по делу N А26-6834/2020,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", адрес: 107174, Москва, улица Новая Басманная, дом 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - Дорога), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ФинансБюро", адрес: 186883, Республика Карелия, Суоярвский район, поселок Лахколампи, улица Школьная, дом 16А, ОГРН 1037715084340, ИНН 7715396730 (далее -Общество), о взыскании 166 006 руб. 80 коп. задолженности за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в период с 12.11.2019 по 18.11.2019, 3432 руб. 39 коп. процентов, начисленных в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) за период с 13.03.2020 по 31.07.2020, а также процентов по день фактического исполнения обязательства.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства судом первой инстанции.
Решением суда первой инстанции от 29.10.2020 (резолютивная часть решения принята 04.10.2020), оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 14.12.2020, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит решение и постановление отменить; принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению подателя жалобы, правовые основания для удовлетворения иска отсутствуют, поскольку действия перевозчика привели к сверхнормативному нахождению на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в спорный период.
В отзыве на кассационную жалобу Дорога просит жалобу отклонить.
Согласно части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии кассационной жалобы к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Дорогой (перевозчиком) и Обществом (пользователем) заключен договор от 19.11.2018 N 71ПУ/18/4 на подачу и уборку вагонов (пути N 6,7) на железнодорожный путь необщего пользования, принадлежащий владельцу инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при станции Лахколамен Октябрьской железной дороги.
В соответствии с условиями договора Обществом производится эксплуатация железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, примыкающего стрелочным переводом N 5 к вытяжному пути N 5 станции Лахколамен Октябрьской железной дороги, при обслуживании локомотивом пользователя.
Пунктами 7, 9, 11, 12 договора предусмотрено, что сдаваемые на путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на приемоотправочные (выставочные) пути N 1, N 2 или N 3 станции Лахколамен; дальнейшее продвижение вагонов, в том числе возвращение вагонов на приемоотправочные пути, производится локомотивом пользователя на приемоотправочные (выставочные) пути N 1, N 2 или N 3; о готовности вагонов к возвращению на выставочный путь пользователь за 3 часа до планируемого времени выставления вагонов передает уведомление перевозчику (приемосдатчику или дежурному по станции Лахколамен) по телефону прямой связи с последующим представлением письменного уведомления; в случае несвоевременной (через 2 часа после получения уведомления о готовности вагонов) уборки вагонов с выставочных путей, а также в случае задержки вагонов, не принятых к перевозке, наступает ответственность пользователя за задержку вагонов на железнодорожных путях общего пользования.
Пунктом 15 договора установлен технологический срок оборота вагонов, равный 11,3 часа.
В период с 12.11.2019 по 18.11.2019 вагоны в количестве 57 единиц были задержаны на промежуточной станции Приозерск Октябрьской железной дороги из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от владельца путей необщего пользования.
Для удостоверения указанного обстоятельства перевозчиком были составлены акты общей формы от 11.11.2019 N 2/5837, от 19.11.2019 N N 2/6054, 2/6203, 3/439- 3/494 с указанием причины - нарушение технологического срока оборота вагонов и времени ожидания приема.
Представитель Общества подписал указанные акты с разногласиями.
В подтверждение невыполнения технологических сроков оборота вагонов Дорога представила ведомости на подачу и уборку вагонов за период с 12.11.2019 по 18.11.2019 N N 113164, 113170, 113171, 113172-113179, 114181-114183, 114186, 114185, 114188, 114189, 114192-114195, 114197-14201, 114203-114206.
Начислив Обществу плату за нахождение вагонов на железнодорожных путях общего пользования, Дорога в претензионном порядке потребовала ее добровольного внесения.
Отказ Общества от внесения начисленных платежей послужил основанием для обращения Дороги в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций признали иск обоснованным по праву и размеру.
Суд округа, изучив материалы дела и доводы жалоб, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 11 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров.
Если в указанных в части 11 статьи 39 Устава случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику (часть 12 статьи 39 Устава).
Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве (часть 17 статьи 39 Устава).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127-т/1 утверждена Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения (Тарифное руководство).
В статье 119 Устава указано, что обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
Оценив по правилам статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, в том числе акты общей формы, ведомости на подачу и уборку вагонов, суды пришли к правильному выводу о невыполнении Обществом технологического срока оборота вагонов, что является основанием для начисления ему платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава.
Переоценка доказательств в полномочия суда кассационной инстанции не входит (статьи 286 и 287 АПК РФ, пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили иск.
Доводы жалобы о том, что причиной задержки вагонов явилась нарушение перевозчиком технологического срока подачи вагонов, были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, мотивированно им отклонены.
С учетом изложенного следует признать, что суды правильно установили обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовали все представленные сторонами доказательства и дали им надлежащую правовую оценку, обжалуемые решение и постановление соответствуют нормам материального и процессуального права.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Доводы подателя жалобы выражают несогласие с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела, что не свидетельствует о наличии предусмотренных частью 3 статьи 288.2 АПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 29.10.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2020 по делу N А26-6834/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ФинансБюро" - без удовлетворения.
Судья |
П.Ю. Константинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 февраля 2021 г. N Ф07-466/21 по делу N А26-6834/2020
Хронология рассмотрения дела:
18.02.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-466/2021
18.02.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-33723/20
14.12.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-33723/20
29.10.2020 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-6834/20