18 февраля 2021 г. |
Дело N А44-226/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Александровой Е.Н., Лущаева С.В.,
рассмотрев 17.02.2021 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства финансов Российской Федерации, Министерства финансов Новгородской области и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на решение Арбитражного суда Новгородской области от 30.07.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2020 по делу N А44-226/2019,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Великого Новгорода, адрес: 173007, г. Великий Новгород, Большая Власьевская ул., д. 4, ОГРН 1035300275372, ИНН 5321035692 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Новгородской области с исковым заявлением о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, адрес: 109097, Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1, ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360 (далее - Минфин России), Новгородской области в лице Министерства финансов Новгородской области, адрес: 173005, г. Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1, оф. 478, ОГРН 1025300788094, ИНН 5321028776 (далее - Минфин НО), 14 154 161 руб. убытков, возникших в результате обеспечения жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новгородской области (далее - Минстрой НО) и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России).
Решением суда первой инстанции от 31.07.2019 заявленные требования удовлетворены частично: с Российской Федерации в лице Минфина России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Администрации взыскано 12 034 862 руб. убытков. В удовлетворении иска к Российской Федерации в части взыскания убытков в размере 2 119 299 руб. отказано. В удовлетворении иска к Новгородской области в лице Минфина НО отказано.
Постановлением апелляционного суда от 28.10.2019 решение от 31.07.2019 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.03.2020 решение от 31.07.2019 и постановление от 28.10.2019 отменены в части взыскания с Российской Федерации в лице Минфина России за счет средств казны Российской Федерации 3 434 286 руб. убытков, причиненных в результате обеспечения жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, и отказа в иске в этой части к Новгородской области в лице Минфина НО; в данной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Новгородской области. В остальной части обжалуемые судебные акты оставлены без изменения.
При новом рассмотрении дела решением суда первой инстанции от 30.07.2020 требования истца удовлетворены: с Российской Федерации в лице Минфина России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Администрации взыскано 1 851 606 руб. убытков, а с Новгородской области в лице Минфина НО за счет казны Новгородской области - 1 582 680 руб. убытков.
Постановлением апелляционного суда от 21.10.2020 решение от 30.07.2020 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Минфин России, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 30.07.2020 и постановление от 21.10.2020 в части взыскания 1 851 606 руб. убытков с Российской Федерации в лице Минфина России за счет средств казны Российской Федерации и принять в указанной части новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
По мнению подателя жалобы, правовых оснований для удовлетворения требований Администрации за счет средств казны Российской Федерации не имеется. Минфин России считает, что истцом не доказана противоправность действий (бездействия) Российской Федерации, а также причинно-следственная связь между противоправными действиями (бездействием) Российской Федерации и возникшими у истца убытками. Минфин России указывает, что перечисление субвенций на реализацию мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005, в бюджет субъекта Российской Федерации осуществлялось в спорный период в установленном порядке. При этом Минфин России полагает, что поскольку вступившими в законную силу решениями судов общей юрисдикции именно на Администрацию возложена обязанность по предоставлению жилых помещений гражданам вне очереди, следовательно, выделенных субъекту денежных средств было достаточно для обеспечения жилыми помещениями граждан.
Минфин НО в кассационной жалобе просит отменить обжалуемые судебные акты в части удовлетворенных исковых требований о взыскании 1 582 680 руб. убытков с Новгородской области в лице Минфина НО за счет казны Новгородской области, и не передавая дело на новое рассмотрение, принять в данной части новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку расчет убытков, подлежащих взысканию с Новгородской области, произведен судами неверно.
Минстрой России в своей кассационной жалобе также просит отменить обжалуемые судебные акты, и не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Как считает податель жалобы, положениями Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) предусмотрено улучшение жилищных условий нуждающихся граждан путем предоставления жилых помещений по договору социального найма, предоставление социальной выплаты в целях приобретения жилого помещения инвалидам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, законодательством не предусмотрено. Минстрой России указывает, что средства федерального бюджета в виде субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, были перечислены в бюджет Новгородской области в полном объеме в соответствии с действующими федеральными законами о бюджете. Законодательство Российской Федерации не предусматривает возмещение из федерального бюджета местному бюджету в качестве убытков расходов, понесенных в связи с исполнением обязательств Российской Федерации, в установленном Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) порядке, поскольку правоотношения сторон в такой ситуации регулируются бюджетным законодательством. Более того, Минстрой России полагает, что судами не установлены противоправность действий (бездействия) органов государственной власти и причинно-следственная связь между бездействием Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и понесенными Администрацией расходами.
В отзывах на кассационные жалобы Минфин НО просит оставить обжалуемые судебные акты в части взыскания с Российской Федерации в лице Минфина России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Администрации 1 851 606 руб. убытков без изменения, а кассационные жалобы Минфина России и Минстроя России - без удовлетворения, считая приведенные в них доводы несостоятельными.
Администрация в своем отзыве просит оставить обжалуемые решение и постановление без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Администрацией до начала судебного заседания также заявлено ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя, которое судом кассационной инстанции удовлетворено.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, вступившими в законную силу решениями Новгородского районного суда от 12.05.2016 по делу N 2-3963/16, от 16.05.2016 по делу N 2-3957/16, от 27.07.2016 по делу N 2-3500/17 на Администрацию возложена обязанность по обеспечению во внеочередном порядке жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, входящего в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" (далее - Перечень N 378), с учетом их права на дополнительную жилую площадь.
Указанные граждане поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до 01.01.2005.
Администрация, выполняя решения судов общей юрисдикции, обеспечила поставленных на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до 01.01.2005 граждан Журавлеву, Симаничева, Михайленко жилыми помещениями (благоустроенными квартирами) из муниципального жилищного фонда с учетом права на дополнительную площадь.
Общая рыночная стоимость выделенных гражданам из муниципального жилого фонда квартир согласно отчетам об оценке составила 3 434 286 руб.
Полагая, что обеспечение жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний в соответствии с Законом N 181-ФЗ не относится к расходным обязательствам органов местного самоуправления, Администрация обратилась с иском о взыскании убытков в сумме 3 434 286 руб. к Российской Федерации в лице Минфина России и Новгородской области в лице Минфина НО.
При новом рассмотрении дела суды, повторно оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, признали исковые требования истца подлежащими удовлетворению в полном объеме за счет обоих ответчиков, в связи с чем распределили размер убытков между Минфином России и Минфином НО с учетом пределов расходных обязательств Российской Федерации, установленных статьей 28.2 Закона N 181-ФЗ.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационных жалоб, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Кодекса перечне вне очереди.
В силу части 1 статьи 17 Закона N 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (абзацы 5 и 6 статьи 17 Закона N 181-ФЗ).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Как следует из преамбулы Закона N 181-ФЗ, предусмотренные этим законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление N 23) при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ), разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В силу абзаца 2 статьи 17 Закона N 181-ФЗ обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Закона.
В соответствии со статьей 28.2 Закона N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005.
Законодательством субъектов Российской Федерации устанавливается определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года (абзац 4 указанной статьи Закона).
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Согласно данной статье Закона N 181-ФЗ объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Из приведенных норм Закона N 181-ФЗ следует, что обеспечение жилым помещением граждан-инвалидов, в том числе страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний предусмотренных перечнем, и признанных нуждающимися в предоставлении жилья и поставленных на соответствующий учет до 01.01.2005, являясь расходным обязательством Российской Федерации, подлежит финансированию субъектом Российской Федерации за счет субвенций, полученных из федерального бюджета.
Порядок предоставления в соответствии с Законом N 181-ФЗ субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005, определен Правилами предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 N 614 (далее - Правила N 614).
Согласно пункту 3 Правил N 614 субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (за исключением сроков подачи заявки в отношении граждан, указанных в абзаце втором настоящего пункта).
Перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации (пункт 4 Правил N 614).
В силу пункта 5 Правил N 614 форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Из общего содержания Правил N 614 следует, что указанные меры поддержки могут быть как в форме единовременной выплаты, так и в форме предоставления жилого помещения на праве социального найма с компенсацией субъекту стоимости (части стоимости) предоставленного жилого помещения.
Судами установлено, что в спорный период на территории Новгородской области действовала только одна форма социальной поддержки по обеспечению жильем - единовременная социальная выплата, что не препятствовало субъекту Российской Федерации обеспечивать граждан во исполнение судебных решений жильем за счет средств субвенций, поступающих на эти цели из федерального бюджета в соответствии со статьей 28.2 Закона N 181-ФЗ.
Как установлено судами по результатам исследования обстоятельств получения и расходования Новгородской областью средств субвенций, предоставленных из федерального бюджета на обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в 2016 году Новгородской области из федерального бюджета предполагалась к перечислению субвенция в размере 19 736 000 руб.
Фактически Новгородской области из федерального бюджета перечислено 18 909 504 руб., из которых израсходовано - 18 909 504 руб. Обеспечено жилыми помещениями 26 инвалидов и 5 ветеранов боевых действий.
В 2017 году в соответствии с Федеральным законом о федеральном бюджете Новгородской области предполагалась к перечислению субвенция в размере 20 262 500 руб., перечислено 19 750 464 руб. Данная сумма полностью израсходована на обеспечение жилыми помещениями 26 инвалидов и 6 ветеранов боевых действий.
В 2018 году лимиты составляли 11 063 400 руб., фактически перечислено в бюджет Новгородской области 10 714 590 руб., потрачено 10 714 590 руб., обеспечено жилыми помещениями 17 инвалидов.
Расходы бюджета субъекта Российской Федерации, источником которого являлись субвенции из федерального бюджета, подтверждены отчетами по форме, утвержденной приказом Минстроя России от 26.06.2015 N 460/пр. Из отчетов следует, что все денежные средства в виде субвенций, перечисленные непосредственно в бюджет Новгородской области, освоены, направлены на обеспечение льготных категорий граждан жилыми помещениями.
Вопреки доводам Минфина России, денежные средства, составляющие разницу между выделенным лимитом субвенции и фактически потраченным, в бюджет Новгородской области не поступали. Указанная разница не могла быть освоена, поскольку размер субвенций был явно недостаточным для обеспечения жильем одного инвалида, исходя из установленной площади и стоимости 1 кв. м.
Судами из материалов дела установлено, что каких-либо остатков субвенций, предоставленных из федерального бюджета, в бюджете Новгородской области не имелось. Денежные средства, перечисленные в бюджет Новгородской области, полностью израсходованы по целевому назначению.
Также судами выявлено, что Новгородская область ежегодно направляла в уполномоченный орган заявки о предоставлении субвенций из федерального бюджета по форме, установленной пунктом 3 Правил N 614. Утвержденная заявка являлась общей для нескольких льготных категорий и касалась инвалидов, а также ветеранов и инвалидов боевых действий.
При этом потребности Новгородской области в субвенции значительно превышали фактический размер выделяемых субвенций.
В письме от 30.10.2019 Правительство Новгородской области запросило дополнительное финансирование на предоставление дополнительных субвенций на обеспечение 51 инвалида и 3 ветеранов боевых действий, указав, что указанные граждане нуждаются в улучшении жилищных условий с 1986 года. Однако ответа на данное обращение не последовало, дополнительного финансирования не поступало.
Федеральным законом от 02.12.2019 N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" на 2020 год Новгородской области предусматривается субвенция на осуществление полномочий в соответствии с Законом N 181-ФЗ в размере 1 961 600 руб., на 2021 год - 1 961 700 руб., на 2022 год - 2 002 700 руб.
Как обоснованно указали суды, данных денежных средств также было недостаточно для обеспечения жилыми помещениями всех нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005 (212 человек).
Поскольку в силу статьи 28.2 Закона N 181-ФЗ и с учетом положений Закона N 184-ФЗ обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005, является расходным обязательством Российской Федерации, а выделенные в 2017-2018 годах Новгородской области в недостаточном объеме денежные средства на эти цели израсходованы субъектом в полном объеме, суды правомерно возложили на Российскую Федерацию в лице Минфина России обязанность по возмещению истцу расходов, связанных с исполнением решений судов общей юрисдикции по предоставлению нуждающимся гражданам жилых помещений.
При этом размер ответственности Российской Федерации определен судом с учетом положений статьи 28.2 Закона N 181-ФЗ исходя из общей площади жилья, равной 18 кв. м, и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела судами установлено, что площадь жилого помещения, предоставленного из муниципального жилищного фонда Журавлевой составляет 29,3 кв. м, Симаничеву - 27 кв. м, Михайленко - 26,8 кв. м. Предоставленная общая площадь жилых помещений не превышает установленного максимального размера площади жилого помещения с учетом права на дополнительную площадь, которая не должна превышать более чем в два раза социальную норму.
Исходя из средней стоимости 1 кв. м, утвержденной приказами Минстроя России от 12.09.2016 N 633/пр, от 20.12.2017 N 1691/пр и равной 34 289 руб., размер убытков, подлежащих взысканию с Российской Федерации, определен судами в размере 1 851 606 руб. с учетом того, что сумма, подлежащая возмещению Российской Федерацией в качестве убытков, не может быть больше предела финансовых обязательств, принятых на себя Российской Федерацией в соответствии с Законом N 181-ФЗ.
Взыскивая оставшуюся сумму убытков (1 582 680 руб.), составляющую стоимость дополнительной жилой площади, выделенной инвалидам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, с Новгородской области в лице Минфина НО, суды обоснованно исходили из того, что в соответствии с подпунктом 23 пункта 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), также относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Пунктом 1 указанной статьи Закона N 184-ФЗ установлено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Ссылка Минфина НО на неверное определение судом первой инстанции размера убытков, подлежащих взысканию с Новгородской области, была предметом исследования апелляционного суда и обоснованно им отклонена, поскольку заявленная истцом рыночная стоимость жилых помещений ответчиками в установленном порядке, в том числе путем проведения иной оценки, не опровергнута.
Довод жалобы Минстроя России о невозможности возмещения понесенных истцом расходов в порядке, предусмотренном Гражданским Кодексом Российской Федерации, поскольку к правоотношениям сторон подлежат применению нормы бюджетного законодательства, также получил оценку судов.
В силу части 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Судами верно отмечено, что Гражданский Кодекс Российской Федерации относит возмещение убытков к способам защиты гражданских прав (статья 12).
Соответственно, защите в рамках гражданско-правового регулирования подлежат имущественные права, в том числе, публично-правовых образований. При этом возможность привлечения публично-правового образования к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков следует из положений статей 15, 16, 1069 ГК РФ и разъяснений, приведенных в пункте 19 Постановления N 23.
В связи с тем, что предоставление мер социальной поддержки граждан, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, входящего в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" к полномочиям органов местного самоуправления не относится, затраты Администрации на предоставление жилья льготной категории граждан, предусмотренной Законом N 181-ФЗ, подлежат возмещению за счет средств тех публично-правовых образований, к расходным обязательствам которых исходя из предмета совместного ведения отнесено финансирование соответствующих льгот.
Доводы лиц, участвующих в деле, изложенные в их кассационных жалобах, не опровергают выводы судов и не свидетельствуют о нарушении ими норм материального права, а поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Учитывая, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне при правильном применении норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения жалоб Минфина России, Минфина НО и Минстроя России.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 30.07.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.10.2020 по делу N А44-226/2019 оставить без изменения, а кассационные жалобы Министерства финансов Российской Федерации, Министерства финансов Новгородской области и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами верно отмечено, что Гражданский Кодекс Российской Федерации относит возмещение убытков к способам защиты гражданских прав (статья 12).
Соответственно, защите в рамках гражданско-правового регулирования подлежат имущественные права, в том числе, публично-правовых образований. При этом возможность привлечения публично-правового образования к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков следует из положений статей 15, 16, 1069 ГК РФ и разъяснений, приведенных в пункте 19 Постановления N 23.
В связи с тем, что предоставление мер социальной поддержки граждан, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, входящего в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" к полномочиям органов местного самоуправления не относится, затраты Администрации на предоставление жилья льготной категории граждан, предусмотренной Законом N 181-ФЗ, подлежат возмещению за счет средств тех публично-правовых образований, к расходным обязательствам которых исходя из предмета совместного ведения отнесено финансирование соответствующих льгот."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 февраля 2021 г. N Ф07-17244/20 по делу N А44-226/2019
Хронология рассмотрения дела:
18.02.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-17244/20
21.10.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7738/20
21.10.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7737/20
30.07.2020 Решение Арбитражного суда Новгородской области N А44-226/19
12.03.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16760/19
31.07.2019 Решение Арбитражного суда Новгородской области N А44-226/19