г. Вологда |
|
21 октября 2020 г. |
Дело N А44-226/2019 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
при участии от Министерства финансов Новгородской области представителя Бойцова В.В. по доверенности от 14.04.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Новгородской области апелляционные жалобы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства финансов Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 30 июля 2020 года по делу N А44-226/2019,
УСТАНОВИЛ:
администрация Великого Новгорода (ОГРН 1035300275372, ИНН 5321035692; адрес: 173007, Великий Новгород, ул. Большая Власьевская, д. 4; далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Новгородской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360; адрес: 109097, Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1, далее - Минфин России), Новгородской области в лице Министерства финансов Новгородской области (ОГРН 1025300788094, ИНН 5321028776; адрес: 173005, Великий Новгород, пл. Победы-Софийская, д. 1, оф. 478; далее - Минфин области) о взыскании 14 154 161 руб. убытков, возникших в результате обеспечения жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новгородской области и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России).
Решением суда первой инстанции от 31.07.2019, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 28.10.2019, заявленные требования удовлетворены частично: с Российской Федерации в лице Минфина России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Администрации взыскано 12 034 862 руб. убытков; в удовлетворении иска к Российской Федерации в части взыскания убытков в размере 2 119 299 руб. и в удовлетворении иска к Новгородской области в лице Минфина области отказано.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.03.2020 состоявшиеся по делу судебные акты судов первой и апелляционной инстанций отменены в части взыскания с Российской Федерации в лице Минфина России за счет средств казны Российской Федерации 3 434 286 руб. убытков, причиненных в результате обеспечения жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, и отказа в иске в указанной части к Новгородской области в лице Минфина области, в данной части дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Отменяя судебные акты, суд кассационной инстанции указал, что при рассмотрении дела суды не исследовали и не дали правовой оценки доводам Минфина России о выделении Новгородской области на эти цели из федерального бюджета субвенций в полном объеме. Объем предоставленных бюджету Новгородской области в спорный период субвенций из федерального бюджета на основании статьи 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, судами не устанавливался, равно как и объем израсходованных субъектом Российской Федерации средств, выделенных на эти цели. Судами не исследовано и не проверено, имелись ли у Новгородской области в 2016-2018 годах неизрасходованные средства, полученные в качестве субвенций из федерального бюджета по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, а также, обращалась ли Администрация на основании судебных решений за компенсацией произведенных затрат на предоставление жилья инвалидам, вставшим на учет до 01.01.2005 и страдающим тяжелой формой хронических заболеваний, непосредственно к Новгородской области, а Новгородская область - к Российской Федерации за выделением дополнительных средств в размере, превышающем размер субвенций, определяемых из расчета площади жилого помещения 18 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации.
Как указал суд кассационной инстанции, не исследовав данные обстоятельства и не установив момент возникновения у Российской Федерации обязанности по компенсации расходов, связанных с предоставлением квартир указанной категории граждан, суды пришли к преждевременным выводам об отсутствии у Новгородской области каких-либо финансовых обязательств по обеспечению жилым помещением инвалидов, в том числе страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, признанных нуждающимися в предоставлении жилья и поставленных на соответствующий учет до 01.01.2005, и о необходимости возмещения соответствующих убытков Администрации исключительно за счет федерального бюджета.
При новом рассмотрении дела предметом спора являлись убытки в размере 3 434 286 руб., возникшие у органа местного самоуправления в результате обеспечения инвалидов, вставших на учет по улучшению жилищных условий до 01.01.2005 года и страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, жилыми помещениями во исполнение решений Новгородского районного суда.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 30 июля 2020 года по результатам повторного рассмотрения спора в отмененной части с Российской Федерации в лице Минфина России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Администрации взыскано 1 851 606 руб. убытков, с Новгородской области в лице Минфина области за счет казны Новгородской области - 1 582 680 руб. убытков.
Минфин России с решением суда в части удовлетворения исковых требований к Российской Федерации не согласился, обратился в апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда в указанной части отменить, в удовлетворении требований к Российской Федерации в лице Минфина России отказать. Считает, что истцом не доказана противоправность действий (бездействия) Российской Федерации, а также причинно-следственная связь между противоправными действиями (бездействием) Российской Федерации и возникшими у истца убытками. С 2018 года средства на обеспечение жильем отдельных категорий граждан, установленных Законом N 181-ФЗ, предусмотрены целевыми статьями расходов по каждому из оснований законами о федеральном бюджете. Решения судов обязывают Администрацию предоставить жилые помещения гражданам вне очереди, следовательно, выделенных денежных средств было достаточно для обеспечения жилыми помещениями граждан по решениям судов. Новгородская область при формировании заявок на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета не информировала уполномоченный орган о состоявшихся и исполненных решениях судов.
Минстрой России в апелляционной жалобе просит решение суда отменить, в удовлетворении иска отказать. В обоснование жалобы указывает, что, вопреки выводам суда, формой улучшения жилищных условий нуждающихся граждан в порядке Закона N 181-ФЗ является предоставление жилых помещений по договору социального найма, предоставление социальной выплаты в целях приобретения жилого помещения инвалидам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, законодательством не предусмотрено. Новгородской области денежные средства на цели обеспечения жильем инвалидов направляются ежегодно в соответствии с федеральными законами о бюджете. Поскольку Российская Федерации не передавала полномочий по обеспечению жильем инвалидов органам местного самоуправления Новгородской области и не является участником отношений между Новгородской областью и входящим в его состав муниципальным образованием, вывод суда о возложении соответствующей финансовой ответственности на Российскую Федерацию ошибочен. Законодательство Российской Федерации не предусматривает возмещение из федерального бюджета местному бюджету расходов, понесенных в связи с исполнением обязательств Российской Федерации, в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) в качестве убытков; правоотношения сторон регулируются бюджетным законодательством. Более того, не установлены противоправность действий (бездействия) органов государственной власти и причинно-следственная связь между бездействием Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и понесенными Администрацией расходами. Вопросы выравнивания бюджетов различного уровня урегулированы бюджетным законодательством.
Минфин области не согласился с решением суда в части удовлетворения иска к Новгородской области, просит обжалуемый судебный акт в данной части отменить. Считает ошибочным вывод суда первой инстанции о возложении на Новгородскую область обязанности по компенсации истцу убытков, связанных с предоставлением жилья в размере, превышающем площадь 18 кв. м. Указывает, что с учетом положений статьей 17, 28.2 Закона N 181-ФЗ обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005, осуществляется Российской Федерацией за счет средств федерального бюджета. Также апеллянт не согласен с произведенным судом расчетом суммы убытков, подлежащих взысканию с Новгородской области. Ссылается на необходимость единообразного подхода и определения суммы убытков исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. м, равной 34 289 руб. Указывает, что судом не дана оценка представленному Минфином области контррасчету исковых требований.
В судебном заседании представитель Минфина области поддержал доводы апелляционной жалобы, возражал относительно удовлетворения жалоб Минфина России и Минстроя России по мотивам, изложенным в отзыве.
Заслушав пояснения представителя Минфина области, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены или изменения решения суда.
Как видно из материалов дела, решением Новгородского районного суда от 27.07.2017 N 2-3500/17 на Администрацию возложена обязанность обеспечить гражданку Журавлеву во внеочередном порядке жилым помещением с учетом ее права на дополнительную жилую площадь.
Установлено, что Журавлева является инвалидом с 1994 года (инвалидность установлена бессрочно), страдает тяжелой формой хронического заболевания. Решением Исполкома Новгородского городского совета народных депутатов от 04.05.1990 Журавлева поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
По договору социального найма от 29.01.2018 Администрация предоставила Журавлевой жилое помещение общей площадью 29,3 кв. м, в том числе жилой 15,8 кв. м. Рыночная стоимость жилого помещения, определенная на основании отчета об оценке, составила 1 186 416 руб.
Решением Новгородского районного суда от 12.05.2016 по делу N 2-3963/16 Администрация обязана обеспечить гражданина Симаничева жилым помещением с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Многодетная семья Симаничевых в составе членов семьи, в том числе сына-инвалида, поставлена на учет по улучшению жилищных условий 11.12.1996. Симаничев признан инвалидом детства с 1996 года, страдает тяжелой формой хронического заболевания, инвалидность установлена бессрочно.
Во исполнение судебного решения постановлением от 21.11.2016 Администрация предоставила Симаничеву жилое помещения общей площадью 27 кв. м, в том числе жилой 11,5 кв. м. Среднерыночная стоимость предоставленного жилого помещения составила 1 174 932 руб.
Решением от 16.05.2016 N 2-3957/16 Новгородский районный суд обязал Администрацию предоставить Михайленко жилое помещение с учетом права на дополнительную площадь.
Гражданин Михайленко является инвалидом с детства, что подтверждается справкой Бюро ВТЭ-61 от 21.09.1993 N 044980, страдает тяжелой формой хронического заболевания, инвалидность установлена бессрочно.
Постановлением Администрации Великого Новгорода от 27.06.1989 семья Евтроповой в составе двух человек, в том числе и Михайленко приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Во исполнение судебного акта, Администрация предоставила Михайленко жилое помещение общей площадью 26,8 кв. м по договору социального найма от 27.12.2016. Среднерыночная стоимость указанного жилого помещения составила 1 072 938 руб.
Все три квартиры впоследствии оформлены в собственность их правообладателями и выбыли из муниципальной собственности.
Указывая на возникновение у муниципального образования убытков в размере стоимости выбывших из его владения жилых помещений, Администрация обратилась в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции при новом рассмотрении спора признал исковые требования правомерными, распределив размер убытков между ответчиками с учетом положений статьи 28.2 Закона N 181-ФЗ.
Апелляционный суд не находит оснований не согласиться с выводами суда, изложенными в обжалуемом судебном акте.
Согласно абзацу первому статьи 17 Закон N 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу абзаца второго преамбулы Закона N 181-ФЗ предусмотренные данным Законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нормы Закона N 181-ФЗ предусматривают разное правовое регулирование порядка обеспечения жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года и после указанной даты.
Согласно положениям абзаца второго, четвертого-шестого статьи 17 Закона N 181-ФЗ обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В статье 28.2 Закона N 181-ФЗ предусмотрено, что Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Средства на реализацию передаваемых для осуществления полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Согласно положениям статьи 28.2 Закона N 181-ФЗ объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций во исполнение требований статьи 28.2 Закона N 181-ФЗ установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2005 N 614 "Об утверждении Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" (далее - Правила N 614).
Согласно пункту 3 Правил N 614 субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Минстрою России на цели, указанные в пункте 1 Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Минстроем России.
Перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации (пункт 4 Правил N 614 в редакции, действовавшей на момент обеспечения граждан жилыми помещениями).
В соответствии с пунктом 5 Правил N 614 форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Из общего содержания Правил N 614 следует, что меры поддержки могут как в форме единовременной выплаты, так и в форме предоставления жилого помещения на праве социального найма с компенсацией субъекту стоимости (части стоимости) предоставленного жилого помещения.
В пункте 4 Правил N 614 установлено, что в случае если в рамках реализации переданных полномочий в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, устанавливающими форму предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильем, граждане обеспечиваются после 1 января 2015 года жилыми помещениями из жилищного фонда, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, без осуществления в текущем финансовом году расходов бюджета субъекта Российской Федерации, субвенции перечисляются на компенсацию бюджету субъекта Российской Федерации стоимости (части стоимости) предоставленного жилого помещения на основании справки, составленной по форме, утвержденной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
Пунктом 12 Правил N 614 установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в пункте 1 настоящих Правил, в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 23 пункта 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Пунктом 1 указанной статьи Закона N 184-ФЗ установлено, что полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, исходя из положений Закона N 181-ФЗ в корреспонденции с положениями Закона N 184-ФЗ Российская Федерация по предмету совместного ведения о социальной поддержке инвалидов приняла на себя полномочия по обеспечению жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005.
При этом судом верно отмечено, что исходя из положений статьи 28.2 Закона N 181-ФЗ, Российская Федерации приняла на себя обязательство по обеспечению жилыми помещениями инвалидов, исходя из общей площади жилого помещения в размере 18 кв. м, установив форму финансирования в виде субвенций. Финансирование обеспечения жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет на улучшение жилищных условий до 01.01.2005, в размере площади больше чем 18 кв. м за счет средств федерального бюджета законодательством не предусмотрено.
Судом установлено, что на территории Новгородской области действует только одна форма поддержки в форме единовременной социальной выплаты.
Между тем иск Администрации о взыскании убытков является требованием о компенсации из федерального бюджета стоимости предоставленного по социальному найму жилого помещения из муниципального жилищного фонда. Как верно указал суд, если бы на территории Новгородской области были реализованы все возможности компенсации льготного порядка обеспечения жилыми помещениями инвалидов, установленные Правилами N 614, как то: передача части полномочий по обеспечению жилыми помещениями органам местного самоуправления, поскольку все судебные решения о предоставлении жилых помещений инвалидам, вставших на учет до 01.01.2005, исполняются органом местного самоуправления, то у сторон бы не возникло затруднений в компенсации стоимости жилых помещений за счет средств субвенций из федерального бюджета, выделенных в 2016 и 2018 годах, из расчета нормы обеспечения жилыми помещениями в размере 18 кв. м в порядке, установленном пунктом 4 Правил N 614.
Однако недостатки в законодательном регулировании на уровне субъекта, в данном конкретном случае, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении иска.
При новом рассмотрении спора суд первой инстанции исследовал обстоятельства получения и расходования Новгородской областью средств субвенций, предоставленных из федерального бюджета на обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Установлено, что в 2016 году Новгородской области из федерального бюджета предполагалась к перечислению субвенция в размере 19 736 000 руб., фактически перечислено 18 909 504 руб., из них израсходовано 18 909 504 руб. Обеспечено жилыми помещениями 26 инвалидов и 5 ветеранов боевых действий.
В 2017 году в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете предполагалась к перечислению субвенция в размере 20 262 500 руб., перечислено 19 750 464 руб. Данная сумма полностью израсходована на обеспечение жилыми помещениями 26 инвалидов и 6 ветеранов боевых действий.
В 2018 году лимиты составляли 11 063 400 руб., фактически перечислено в бюджет Новгородской области 10 714 590 руб., потрачено 10 714 590 руб., обеспечено жилыми помещениями 17 инвалидов.
Расходы бюджета субъекта Российской Федерации, источником которого является субвенция из федерального бюджета, подтверждаются отчетами по форме, утвержденной приказом Минстроя России от 26.06.2015 N 460/пр. Из отчетов следует, что все денежные средства в виде субвенций, перечисленные непосредственно в бюджет Новгородской области, освоены, направлены на обеспечение льготных категорий граждан жилыми помещениями.
Денежные средства, составляющие разницу между выделенным лимитом субвенции и фактически затраченными, непосредственно в бюджет Новгородской области не поступали. Указанная разница не могла быть освоена, поскольку ее было явно недостаточно для обеспечения жильем одного инвалида исходя из установленной площади и стоимости 1 кв.м.
Согласно пункту 4 Правил N 614 в редакции, действовавшей в 2016-2018 годах, перечисление субвенций в бюджеты субъектов Российской Федерации осуществлялось в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Каких-либо остатков субвенций, предоставленных из федерального бюджета, в бюджете Новгородской области не имеется. Денежные средства, перечисленные в бюджет Новгородской области, полностью израсходованы в соответствии с их целевым назначением.
Судом также установлено, что ежегодно Новгородская область направляла в уполномоченный орган заявки о предоставлении субвенций из федерального бюджета по форме, установленной пунктом 3 Правил N 614. Утвержденная заявка являлась общей для нескольких льготных категорий и касалась инвалидов, а также ветеранов и инвалидов боевых действий.
При этом потребности Новгородской области в субвенции значительно превышают фактический размер выделяемых субвенций.
В письме от 30.10.2019 правительство Новгородской области запросило дополнительное финансирование на предоставление дополнительных субвенций на обеспечение 51 инвалида и 3 ветеранов боевых действий, указав, что указанные граждане нуждаются в улучшении жилищных условий с 1986 года. Однако ответа на данное обращение не последовало, дополнительного финансирования не поступило.
Федеральным законом от 2 декабря 2019 N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" на 2020 год Новгородской области предусматривается субвенция на осуществление полномочий в соответствии с Законом N 181-ФЗ в размере 1 961 600 руб., на 2021 год - 1 961 700 руб., на 2020 год - 2 002 700 руб.
Данных денежных средств явно недостаточно для обеспечения жилыми помещениями всех нуждающихся в улучшении жилищных условий инвалидов, вставших на учет до 01.01.2005 (212 человек).
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Согласно положениям статей 16, 1069 ГК РФ убытки (вред), причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет средств соответствующей казны.
В силу статьи 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 указанного Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" указано, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
На основании изложенного, поскольку в силу статьи 28.2 Закона N 181-ФЗ обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005, является расходным обязательством Российской Федерации, и выделенные в 2017, 2018 годах Новгородской области денежные средства на эти цели израсходованы субъектом в полном объеме, суд правомерно возложил на Российскую Федерацию в лице Минфина России обязанность по возмещению истцу расходов, связанных с исполнением решений судов общей юрисдикции и предоставлением нуждающимся гражданам жилых помещений. При этом размер ответственности Российской Федерации определен судом с учетом положений статьи 28.2 Закона N 181-ФЗ исходя из общей площади жилья, равной 18 кв. м, и средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Как обоснованно отметил суд, сумма, подлежащая возмещению с Российской Федерации в качестве убытка, не может быть больше предела финансовых обязательств, принятых на себя Российской Федерацией.
Из материалов дела следует, что площадь жилого помещения, предоставленного из муниципального жилищного фонда Журавлевой составляет 29,3 кв. м, Симаничеву - 27 кв. м, Михайленко - 26,8 кв. м. Предоставленная общая площадь жилых помещений не превышает установленного максимального размера площади жилого помещения с учетом права на дополнительную площадь, которая не должна превышать более чем в два раза социальной нормы.
Исходя из средней стоимости 1 кв. м, утвержденной приказами Минстроя России от 12.09.2016 N 633/пр, от 20.12.2017 N 1691/пр и равной 34 289 руб., размер убытков, подлежащих взысканию с Российской Федерации, составил 1 851 606 руб. Оставшаяся сумма 1 582 680 руб., составляющая стоимость дополнительной жилой площади, выделенной инвалиду, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, отнесена судом к расходным обязательствам Новгородской области.
Доводы Минфина области со ссылкой на контррасчет о неверном определении судом размера убытков отклоняются апелляционным судом, поскольку заявленная истцом рыночная стоимость жилых помещений ответчиками в установленном порядке, в том числе путем проведения иной оценки, не опровергнута.
Аргумент Минстроя России о невозможности возмещения понесенных истцом расходов в порядке, предусмотренном ГК РФ, поскольку к правоотношениям сторон подлежат применению нормы бюджетного законодательства, не принимается апелляционным судом. ГК РФ относит возмещение убытков к способам защиты гражданских прав (статья 12). Соответственно, защите в рамках гражданско-правового регулирования подлежат имущественные права, в том числе, публично-правовых образований. При этом возможность привлечения публично-правового образования к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков следует из положений статей 15, 16, 1069 ГК РФ.
Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционных жалоб судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Доводы, приведенные ответчиками, третьим лицом в жалобах, не опровергают правомерность обжалуемого решения, основаны на иной правовой оценке апеллянтами обстоятельств спора, что не свидетельствуют об ошибочности выводов суда и не может служить основанием для отмены или изменения судебного акта.
Решение суда соответствует установленным фактическим обстоятельствам, представленным доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли бы привести к принятию неправильного решения, судом не допущено.
В свете изложенного апелляционные жалобы удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 30 июля 2020 года по делу N А44-226/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Министерства финансов Новгородской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Чередина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-226/2019
Истец: Администрация Великого Новгорода
Ответчик: Министерство финансов Новгородской области, Министерство финансов Российской Федерации, УФК по Новгородской области
Третье лицо: Министерство жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса НО, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства НО, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство финансов Новгородской области, АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА, АС Новгородской области, ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Хронология рассмотрения дела:
18.02.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-17244/20
21.10.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7738/20
21.10.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7737/20
30.07.2020 Решение Арбитражного суда Новгородской области N А44-226/19
12.03.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16760/19
31.07.2019 Решение Арбитражного суда Новгородской области N А44-226/19