17 февраля 2021 г. |
Дело N А52-463/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Щуриновой С.Ю., судей Михайловской Е.А., Судас Н.Е.,
при участии от федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Стецик Е.Б. (доверенность от 11.01.2021 N 7),
рассмотрев 15.02.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Район N 13" на решение Арбитражного суда Псковской области от 16.06.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2020 по делу N А52-463/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Район N 13", адрес: 180021, г. Псков, пер. 3-й Хлебной горки, д. 9, ОГРН 1166027057602, ИНН 6027172618 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны, адрес: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547 (далее - Учреждение), об обязании совершить определенные действия, а именно оборудовать контейнерную площадку с установкой на ней контейнеров для сбора мусора в целях обслуживания многоквартирных домов N 11 и 17 по адресу: г. Псков, ул. Генерала Маргелова, в границах земельного участка с кадастровым номером 60:27:0000000:1667.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление городского хозяйства администрации города Пскова, адрес: 180004, г. Псков, ул. Яна Фабрициуса, д. 6, ОГРН 1026000978222. ИНН 6027061883 (далее - Управление), общество с ограниченной ответственностью "Экопром", адрес: 603127, Нижний Новгород, ул. Федосеенко, д. 51, ОГРН 1055255024912, ИНН 5263049020 (далее - Компания).
Решением суда первой инстанции от 16.06.2020, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2020, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам, просит вынесенные решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении иска.
Податель жалобы отмечает, что законодательство не устанавливает обязанностей управляющей организации по отношению к имуществу, не входящему в состав переданного в ведение управляющей организации по договору управлению общего имущества многоквартирным домом.
Судами не принято во внимание, что согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 60:27:00000001667, в границах которого расположены многоквартирные дома N 11 и 17, состоит на бюджетном учете Учреждения и не является общедомовым имуществом и не входит в зону обслуживания Общества. Кроме того, на земельном участке расположено несколько многоквартирных домов, под которыми границы земельного участка не определены.
Также судами не учтено, что Общество как управляющая компания не является исполнителем услуг по вывозу ТКО, поскольку между региональным оператором и собственниками помещений заключены прямые договоры на осуществление такой услуги. Тариф по оказанию коммунальных услуг управляющей компании на вывоз ТКО не предусмотрен.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Информация о принятии жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте суда кассационной инстанции в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://fasszo.arbitr.ru.
В судебном заседании представитель Учреждения возражала против удовлетворения кассационной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность принятых по делу судебных актов.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу от Общества поступило ходатайство об отложении рассмотрения жалобы в связи с невозможностью обеспечить явку представителя в судебное заседание, в котором он просит не рассматривать жалобу в отсутствие своего представителя.
Принимая во внимание, что правовая позиция Общества изложена в кассационной жалобе и письменных документах, имеющихся в материалах дела; явка представителей сторон в судебное заседание кассационной инстанции не признана обязательной, кассационная коллегия отклонила ходатайство.
Иные участвующие в деле лица надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в суд не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в границах земельного участка с кадастровым номером 60:27:00000001667, который закреплен за Учреждением на праве постоянного (бессрочного) пользования, расположены многоквартирные дома N 11 и 17 по ул. Генерала Маргелова в г. Пскове (далее - МКД).
Общество является управляющей организацией, обслуживающей указанные МКД на основании заключенных с собственниками договоров управления МКД от 01.05.2017 и 01.08.2017, соответственно.
На придомовой территории указанных МКД специальные площадки с контейнерами для вывоза ТКО не организованы.
Общество ссылаясь на то, что в соответствии с пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), места накопления ТБО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, направило в адрес Учреждения претензии от 03.07.2019 N 1175/19 и от 02.09.2019 N 599/19 с просьбой установления контейнеров на специальной площадке для сбора и вывоза мусора.
Учреждение ответило отказом ввиду отсутствия у него установленной законом обязанности по приобретению и установке контейнеров для сбора мусора в целях обслуживания МКД. Данные обстоятельства явились основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, признав их необоснованными по праву.
Проверив законность принятых при рассмотрении дела судебных актов и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Западного округа пришел к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и пункту 3 Правил N 1039 к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме (часть 1 статьи 161 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1.2 статьи 161 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения (далее - Перечень N 290).
В силу пункта 26 (1) Перечня N 290 в число работ и услуг по содержанию иного общего имущества в многоквартирном доме входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Исходя из положений статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) земельный участок, занятый многоквартирным домом, с момента формирования и проведения его государственного кадастрового учета переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Установленные специальными нормами земельного и жилищного законодательства особенности возникновения у собственников помещений в многоквартирном доме права общей долевой собственности на соответствующий земельный участок заключаются в том, что это право возникает вне зависимости от волеизъявления собственника земель, из которых формируется земельный участок под многоквартирным домом.
В соответствии с пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
На основании подпункта "д(2)" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, среди прочего, содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), определен конкретный перечень работ по содержанию жилых домов.
Согласно пункту 3.7.1 Правил N 170 организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а также обеспечить организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.
Порядок и процедура определения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в случаях возложения действующим законодательством обязанности по организации мест накопления твердых коммунальных отходов на юридических, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе в соответствии с требованиями Правил благоустройства, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, определены в приказе государственного комитета Псковской области по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 29.12.2018 N 129-ОД, которым утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Псковской области.
Проанализировав приведенные выше нормы действующего законодательства, суды пришли к выводу о том, что именно на управляющую организацию возложена обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для домов, находящихся в его управлении, что исключает наличие такой обязанности у Учреждения.
Довод подателя жалобы о том, что земельный участок с кадастровым номером 60:27:00000001667 не входит в зону обслуживания Общества, поскольку не включен в состав общедомового имущества, а земельные участки под МКД не сформированы, обоснованно отклонен судами, так как действующее законодательство не содержит запрета на размещение объектов для сбора ТБО за границами земельного участка под МКД. В случае отсутствия возможности установить контейнерную площадку в пределах границ земельного участка под МКД ввиду сложившейся застройки, управляющая организация вправе разместить ее на ином земельном участке в рамках гражданско-правового договора. При этом нахождение контейнерной площадки за пределами земельного участка, закрепленного за МКД, не освобождает управляющую организацию от обязанности по ее содержанию.
Суд апелляционной инстанции правильно отметил, что довод Общества о согласовании с Учреждением места размещения контейнерной площадки не имеет правового значения и не свидетельствуют о наличии у Учреждения обязанности по ее оборудованию.
Таким образом, поскольку обязанность по созданию и содержанию площадки накопления ТКО лежит на Обществе, суды обоснованно отказали ему в удовлетворении иска к Учреждению.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы.
Обществу при подаче кассационной жалобы была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины за ее рассмотрение.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ и подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации с Общества в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы в размере 3000 руб.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 16.06.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2020 по делу N А52-463/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Район N 13" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Район N 13" (адрес: 180021, Псковская обл., г. Псков, переулок 3-й Хлебной горки, д. 9, ОГРН 1166027057602, ИНН 6027172618) в доход федерального бюджета 3000 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Председательствующий |
С.Ю. Щуринова |
Судьи |
С.Ю. Щуринова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) в состав общего имущества включаются земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
На основании подпункта "д(2)" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, среди прочего, содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), определен конкретный перечень работ по содержанию жилых домов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 февраля 2021 г. N Ф07-325/21 по делу N А52-463/2020