24 февраля 2021 г. |
Дело N А05-6691/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Васильевой Е.С., Лущаева С.В.,
при участии от Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Северный медицинский клинический центр имени Н.А. Семашко Федерального медико-биологического агентства" Кононова А.В. (доверенность от 28.10.2020 без номера), от Министерства здравоохранения Архангельской области Коробейникова Д.Е. (доверенность от 01.02.2021 N 01-01-14/д308),
рассмотрев 24.02.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Северный медицинский клинический центр имени Н.А. Семашко Федерального медико-биологического агентства" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.06.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2020 по делу N А05-6691/2019,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Северный медицинский клинический центр имени Н.А. Семашко Федерального медико-биологического агентства", адрес: 163000, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 115, ОГРН 1022900515021, ИНН 2901108405 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Правительству Архангельской области, адрес: 163000, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 49, ОГРН 1032900016016, ИНН 2901116205 (далее - Правительство), к Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Архангельской области (далее - Комиссия) о признании недействительным решения от 27.02.2019 N 2 к протоколу N 3 заседания Комиссии от 27.02.2019 "О внесении изменений в Тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования Архангельской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" в части изменения уровня оказания медицинской помощи в Учреждении.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство здравоохранения Архангельской области, адрес: 163000, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 49, ОГРН 1022900547207, ИНН 2901070303 (далее - Министерство), Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Архангельской области, адрес: 163000, г. Архангельск, пр. Чумбарова-Лучинского, д. 39, корп. 1, ОГРН 1022900520422, ИНН 2901010086 (далее - Фонд).
Решением суда первой инстанции от 01.06.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.10.2020, в удовлетворении заявленных требований Учреждению отказано.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 01.06.2020 и постановление от 19.10.2020 и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, судами неполно выяснены обстоятельства, имеющие существенное значение для дела. Учреждение указывает, что относится к медицинским организациям III уровня оказания медицинской помощи, а минимальным уровнем оказания медицинской помощи для него является II. Установление Комиссией для Учреждения более низкого уровня оказания медицинской помощи, чем это предусмотрено действующим законодательством, неправомерно. При этом Учреждение считает, что решение принято Комиссией с нарушением принципа распределения полномочий, то есть с нарушением их пределов, что является самостоятельным основанием для признания ненормативного акта незаконным. Как указывает податель жалобы, Комиссия вводит собственные, отличные от установленных федеральным законодательством, непроверяемые критерии распределения медицинских организаций по уровням и подуровням оказания медицинской помощи, что не может быть признано допустимым.
В отзыве на кассационную жалобу Правительство просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, считая приведенные в ней доводы несостоятельными.
Правительством до начала судебного заседания заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, которое судом кассационной инстанции удовлетворено.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Министерства возражал против ее удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Учреждением, зарегистрированным в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022900515021, получены лицензии на осуществление медицинской деятельности от 18.01.2018 N ФС-29-01-000723 и от 04.03.2020 N ФС-29-01-000744 на территории муниципального образования "Город Архангельск".
В состав учреждения входят самостоятельные структурные подразделения: Центральная, Соломбальская, детская поликлиники, оказывающие первичную медико-санитарную помощь населению города Архангельска, стационар, а также Центр ядерной медицины (отделение радионуклидной терапии и радионуклидной диагностики, отдел лучевой диагностики и роботизированная гистохимическая лаборатория), оказывающий населению высокотехнологичную медицинскую помощь.
Комиссией 27.02.2019 принято решение N 2 к протоколу N 3 "О внесении изменений в Тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования Архангельской области на 2019 год и на плановый период 2020 - 2021 годов".
Согласно подпункту 7 пункта 1 решения N 2 в Тарифное соглашение решено внести изменении, изложив, в частности, приложения N 1-10, 13, 15, 16, 18, 20, 23, 24 в редакции согласно приложениям N 1-17 к данному решению Комиссии.
В приложениях N 2 (пункт 40), N 4 (пункт 34), N 6 (пункт 37) в редакции дополнительного соглашения от 27.02.2019 N 1, Учреждение отнесено к медицинским организациям I уровня, II уровня подуровня А, III уровня подуровня Б, как медицинское учреждение, оказывающее первичную медико-санитарную помощь в пределах муниципального образования, городского округа, помощь в условиях круглосуточного стационара (за исключением ряда профилей), помощь в условиях дневного стационара.
До внесения указанных изменений Учреждение относилось к медицинской организации III уровня, оказывающей преимущественно специализированную, в том числе высокотехнологичную медицинскую помощь, в пределах нескольких субъектов Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемым решением Комиссии Учреждение частично отнесено к более низкому уровню классификации по сравнению с прежним, что, по его мнению, влечет снижение финансирования за счет средств обязательного медицинского страхования при росте объемов оказания медицинской помощи и высоком качестве медицинского обслуживания.
В этой связи Учреждение не согласившись с решением Комиссии от 27.02.2019 N 2 к протоколу N 3 "О внесении изменений в Тарифное соглашение в сфере обязательного медицинского страхования Архангельской области на 2019 год и на плановый период 2020 - 2021 годов" в части:
- отнесения Учреждения к медицинским организациям I уровня, оказывающим первичную медико-санитарную помощь в пределах муниципального образования, городского округа (пункт 40 приложения N 2 к решению Комиссии от 27.02.2019 N 2);
- отнесения Учреждения к медицинским организациям II уровня подуровня А оказания медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара для всех профилей, кроме профилей "травматология и ортопедия", "урология", "акушерство и гинекология", "оториноларингология" и III уровня подуровня Б оказания медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара по профилям "травматология и ортопедия", "урология", "акушерство и гинекология", "оториноларингология" (пункт 34 приложения N 4 к решению Комиссии от 27.02.2019 N 2);
- отнесения Учреждения к медицинским организациям I уровня подуровня Б, оказывающим медицинскую помощь в условиях дневного стационара (пункт 37 приложения N 6 к решению Комиссии от 27.02.2019 N 2, и посчитав, что решение Комиссии от 27.02.2019 N 2 в указанных частях нарушает его права и законные интересы, оспорило это решение в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанций полностью отказали в удовлетворении заявления, признав снижение Учреждению уровня классификации оказания медицинской помощи обоснованным.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене в силу следующего.
Согласно частям 1 и 2 статьи 81 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) участниками обязательного медицинского страхования являются территориальные фонды, страховые медицинские организации и медицинские организации.
Для разработки проекта территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации создается комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (пункт 9 статьи 36 Закона N 326-ФЗ).
В силу данной нормы на территории Архангельской области постановлением Правительства Архангельской области от 14.05.2013 N 210-пп (в редакции постановления от 26.12.2018 N 634-пп) создана соответствующая Комиссия.
Пунктом 2 статьи 30 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Закона N 323-ФЗ, и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 настоящего Закона. Требования к структуре и содержанию указанного тарифного соглашения устанавливаются Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.
Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 21.11.2018 N 247 утверждены Требования к структуре и содержанию тарифного соглашения (далее - Требования к тарифному соглашению).
В пункте 5.1 указанных Требований установлено, что размер и структура тарифов на оплату медицинской помощи должны определяться в зависимости от форм, видов и условий оказания медицинской помощи и рассчитываться в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
В силу пункта 5.2 Требований к тарифному соглашению размер и структура тарифов на оплату медицинской помощи должны определяться дифференцированно с учетом коэффициента уровня оказания медицинской помощи для групп медицинских организаций и (или) структурных подразделений медицинских организаций:
1) коэффициент первого уровня оказания медицинской помощи - для медицинских организаций и (или) структурных подразделений медицинских организаций, оказывающих населению в пределах муниципального образования (внутригородского округа) первичную медико-санитарную помощь и (или) специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь и (или) скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь;
2) коэффициент второго уровня оказания медицинской помощи - для медицинских организаций и (или) структурных подразделений медицинских организаций, имеющих в своей структуре отделения и (или) центры, оказывающие медицинскую помощь (за исключением высокотехнологичной) населению нескольких муниципальных образований, а также для специализированных больниц, больниц скорой медицинской помощи, центров, диспансеров;
3) коэффициент третьего уровня оказания медицинской помощи - для медицинских организаций и (или) структурных подразделений медицинских организаций, оказывающих населению высокотехнологичную медицинскую помощь.
Согласно пункту 5 Методических рекомендаций о применении нормативов и норм ресурсной обеспеченности населения в сфере здравоохранения, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.04.2018 N 182 (далее - Методические рекомендации N 182) в целях соблюдения этапов оказания медицинской помощи, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи, планирования рационального размещения медицинских организаций в зависимости от административно-территориальной принадлежности и вида оказываемой медицинской помощи, а также определения нормативов объема медицинской помощи в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи медицинские организации (за исключением медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по профилю "акушерство-гинекология") могут быть распределены по трем уровням:
1) первый уровень - медицинские организации, оказывающие населению муниципального образования, на территории которого расположены: первичную медико-санитарную помощь и (или) паллиативную медицинскую помощь и (или) скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь, и (или) специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь;
2) второй уровень - медицинские организации, имеющие в своей структуре отделения и (или) центры, оказывающие преимущественно специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь населению нескольких муниципальных образований по широкому перечню профилей медицинской помощи, и (или) диспансеры (противотуберкулезные, психоневрологические, наркологические и иные);
3) третий уровень - медицинские организации, имеющие в своей структуре подразделения, оказывающие высокотехнологичную медицинскую помощь.
В соответствии с пунктом 6 Методических рекомендации N 182 при расчете потребности в оказании медицинской помощи рекомендуется учитывать инфраструктуру здравоохранения и территорию обслуживания медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь, скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь, расположенных в граничащих субъектах Российской Федерации, с возможностью планирования объемов медицинской помощи в рамках межтерриториального взаимодействия.
Утративший силу связи с изданием приказа Минздрава России от 12.04.2018 N 155 приказ Минздрава России от 08.06.2016 N 358 "Об утверждении методических рекомендаций по развитию сети медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения", также определял, что в целях соблюдения этапов оказания медицинской помощи, планирования рационального размещения медицинских организаций в зависимости от административно-территориальной принадлежности и вида медицинской помощи, а также определения дифференцированных нормативов объема медицинской помощи в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи медицинские организации (за исключением медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по профилю "акушерство-гинекология") распределяются по трем уровням.
Медицинские организации первого уровня - это медицинские организации, оказывающие населению муниципального образования, на территории которого расположены: первичную медико-санитарную помощь; и (или) паллиативную медицинскую помощь; и (или) скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь; и (или) специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь, как правило, терапевтического, хирургического и педиатрического профилей.
Медицинские организации второго уровня - это медицинские организации, имеющие в своей структуре отделения и (или) центры, оказывающие преимущественно специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь населению нескольких муниципальных образований по расширенному перечню профилей медицинской помощи, и (или) диспансеры (противотуберкулезные, психоневрологические, наркологические и иные).
Медицинские организации третьего уровня - это медицинские организации, имеющие в своей структуре подразделения, оказывающие высокотехнологичную медицинскую помощь.
При расчете потребности в оказании медицинской помощи рекомендовано учитывать инфраструктуру здравоохранения и зону обслуживания медицинских организаций, расположенных в граничащих субъектах Российской Федерации, с возможностью планирования объемов медицинской помощи в рамках межтерриториального взаимодействия.
Из приведенных нормативных правовых актов следует, что тариф на оплату медицинской помощи устанавливается с учетом форм, видов и условий оказания медицинской помощи, а также уровня оказания медицинской помощи.
В этой связи суды правомерно отклонили как несостоятельную и основанную на неправильном толковании норм материального права ссылку заявителя на то, что Учреждение подлежит отнесению исключительно к третьему уровню оказания медицинской помощи в каждом из его структурных подразделений только потому, что в его составе имеется подразделения, оказывающие высокотехнологичную медицинскую помощь.
В письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.12.2018 N 11-7/10/1-511 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" разъяснено, что при оплате медицинской помощи должны учитываться этапы (уровни) оказания медицинской помощи в соответствии с порядками ее оказания.
Коэффициент уровня оказания медицинской помощи отражает разницу в затратах на оказание медицинской помощи с учетом тяжести состояния пациента, наличия у него осложнений, проведения углубленных исследований на различных уровнях оказания медицинской помощи, а также оказания медицинских услуг с применением телемедицинских технологий и устанавливается тарифным соглашением в разрезе трех уровней оказания медицинской помощи дифференцированно для медицинских организаций и (или) структурных подразделений медицинских организаций в соответствии с действующим законодательством.
С учетом объективных критериев (разница в используемых энергоносителях, плотность населения обслуживаемой территории, монопрофильная медицинская организация, например, инфекционная больница, и т.д.), основанных на экономическом обосновании и расчетах, по каждому уровню могут выделяться не более 5 подуровней оказания медицинской помощи с установлением коэффициентов по каждому подуровню.
Согласно пункту 40 Приложения N 2 к Тарифному соглашению, которым Учреждение отнесено к I уровню медицинских организаций (структурные подразделения) медицинских организаций), медицинские организации оказывают первичную медико-санитарную помощь в пределах муниципального образования, городского округа.
В силу приведенного в постановлении подпункта 1 пункта 5.2 Требований к тарифному соглашению к первому уровню относятся медицинские организации и (или) подразделения медицинских организаций, которые оказывают первичную медико-санитарную помощь и (или) специализированную медицинскую помощь (за исключением высокотехнологичной).
В соответствии с частью 6 статьи 33 Закона N 323-ФЗ первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, то есть в условиях, не требующих круглосуточного медицинского наблюдения.
Частью 2 статьи 33 данного Закона установлено, что организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях.
Таким образом, первичная медико-санитарная помощь оказывается гражданам в поликлиническом звене прикрепленному к медицинской организации населению, сформированному по территориально-участковому принципу.
В составе Учреждения первичную медико-санитарную помощь оказывают 3 поликлиники, каждая из которых оказывает медицинскую помощь населению города Архангельска, сформированному преимущественно по месту жительства.
Довод Учреждения о том, что его структурные подразделения должны относиться к медицинским организациям II уровня, поскольку Учреждение оказывает медицинскую помощь (за исключением высокотехнологичной) населению нескольких муниципальных образований, признан судами необоснованным.
В рассматриваемом случае суды пришли к правильному выводу о том, что Учреждение обоснованно отнесено к I уровню медицинских организаций (поликлиники - структурные подразделения) медицинских организаций), оказывающие первичную медико-санитарную помощь в пределах муниципального образования, городского округа в связи со следующим.
Постановлением Правительства Архангельской области от 26.12.2018 N 646-пп утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, пунктом 5 которой предусмотрено, что первичная медико-санитарная помощь организуются преимущественно по территориально-участковому принципу. Территориально-участковый принцип организации оказания первичной медико-санитарной помощи заключается в формировании групп обслуживаемого контингента по признаку проживания (пребывания) на определенной территории или по признаку работы (обучения в определенных организациях и (или) их подразделениях).
Законом Архангельской области от 23.09.2004 N 258-внеоч.-ОЗ "О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области" муниципальное образование "Город Архангельск" наделен статусом городского округа.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Устава муниципального образования "Город Архангельск" муниципальное образование "Город Архангельск" не имеет в своем составе внутригородских муниципальных образований.
Согласно статье 21 Закона N 323-ФЗ при оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача.
Для получения первичной медико-санитарной помощи гражданин выбирает медицинскую организацию, в том числе по территориально-участковому принципу, не чаще чем один раз в год (за исключением случаев изменения места жительства или места пребывания гражданина).
Гражданин, проживающий в другом муниципальном образовании, имеет право обратиться в любую медицинскую организацию, участвующую в реализации территориальной программы, но происходит это преимущественно с учетом текущего места пребывания гражданина или носит разовый характер.
Суды верно исходили из того, что право выбора гражданином медицинской организации в равной мере относится ко всем медицинским организациям, выбор медицинской организации для оказания первичной медико-санитарной помощи за пределами территории проживания не является системным, следовательно, не может являться критериям для отнесения медицинской организации к тому или иному уровню оказания медицинской помощи.
Поскольку Учреждение оказывает поликлиническую медицинскую помощь в пределах одного муниципального образования "Город Архангельск", оно правомерно отнесено к I уровню медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь в пределах муниципального образования, городского округа, и не может быть отнесен ко II уровню оказания медицинской помощи.
В приложении N 4 к решению Комиссии от 27.02..2019 N 2 определен Перечень медицинских организаций (структурный подразделений медицинских организаций), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях.
Согласно пункту 34 приложения N 4 к решению Комиссии от 27.02.2019 N 2 Учреждение и его структурные подразделения отнесены:
- к медицинским организациям II уровня подуровня "А" оказания медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара для всех профилей, кроме профилей "травматология и ортопедия", "урология", "акушерство и гинекология", "оториноларингология";
- к медицинским организациям III уровня подуровня "Б" оказания медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара по профилям "травматология и ортопедия", "урология", "акушерство и гинекология", "оториноларингология".
Ссылка Учреждения на применение Комиссией не установленного нормативными актами критерия "профили оказания медицинской помощи", судами обоснованно отклонена.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 37 Закона N 323-ФЗ медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках апробации, организуется и оказывается в соответствии с порядком оказания медицинской помощи, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями.
Пунктом 2 статьи 37 указанного Закона установлено, что порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по ее отдельным профилям, заболеваниям или состоянием (группам заболеваний или состояний).
В частности, приказами Министерства здравоохранения России от 12.11.2012 N 907н, 905н, 901н, от 15.11.2012 N 915н, от 01.11.2012 N 572н утверждены соответственно Порядки оказания медицинской помощи по профилю: урология, оториноларингология, травматология и ортопедия, онкология акушерство и гинекология.
Высокотехнологичная медицинская помощь оказывается структурными подразделениями Учреждения по профилям "травматология и ортопедия", "урология", "акушерство и гинекология", "оториноларингология".
Распределение медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы, по уровням оказания медицинской помощи в стационарных условиях осуществлено в разрезе структурных подразделений с учетом профилей медицинской помощи, по которым медицинская организация оказывает высокотехнологичную медицинскую помощь.
В плане-задании на выполнение объемов высокотехнологичной медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования на 2019 год входят следующие услуги: высокотехнологичной медицинской помощи группа 23 "Оториноларингология"; группа 3 "Акушерство и гинекология"; группа 47 "Травматология и ортопедия"; группа 48 "Травматология и ортопедия"; группа 50 "Урология".
Поскольку объемы высокотехнологичной медицинской помощи даны только отдельным структурным подразделениям, соответствующее распределение уровней оказания медицинской помощи является законным и обоснованным.
Как установлено судами и следует из материалов дела, структурные подразделения Учреждения, оказывающие высокотехнологичную медицинскую помощь по профилям - "травматология и ортопедия", "урология", "акушерство и гинекология, "оториноларингология" правомерно отнесены Комиссией к III уровню (подуровень Б).
Иные подразделения, оказывающие медицинскую помощь в стационарных условиях имеющих прикрепленное население и не оказывающие о высокотехнологичную медицинскую помощь, относятся к II уровню (подуровень А).
В приложении N 6 к решению Комиссии от 27.02.2019 N 2 определен Перечень медицинских организаций (структурный подразделений медицинских организаций), оказывающих медицинскую помощь в условиях дневного стационара.
Согласно пункту 37 приложения N 6 к решению Комиссии от 27.02..2019 N 2 Учреждение и его структурные подразделения отнесены к медицинским организациям I уровня подуровня Б, оказывающим медицинскую помощь в условиях дневного стационара.
В соответствии со статьей 32 Закона N 323-ФЗ медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи (часть 1).
К видам медицинской помощи относятся: 1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь (часть 2).
Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях: 1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации); 2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника; 3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения); 4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение) (часть 3).
Как правильно указали суды, в силу части 3 статьи 31 Закона N 323-ФЗ первичная медико-санитарная помощь может оказываться как в амбулаторных условиях, так и в условиях дневного стационара, аналогичная возможность предусмотрена и частью 6 статьи 33 названного Закона.
Факт оказания Учреждением медицинской помощи в условиях дневного стационара сторонами не оспаривается.
При указанных обстоятельствах Учреждение правомерно отнесено к медицинским организациям оказывающих медицинскую помощь в условиях дневного стационара к I уровню (подуровень А - медицинские организации имеющие прикрепленное население).
Доводы кассационной жалобы Учреждения, выводы судов не опровергают и не свидетельствуют о неправильном применении судебными инстанциями норм материального права. Иное толкование заявителем норм материального права, предлагаемая им оценка доказательств и фактических обстоятельств дела, не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Учитывая, что дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы послужить основанием для отмены принятых по делу судебных актов, судами не допущено, суд округа считает кассационную жалобу Учреждения не подлежащей удовлетворению.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 01.06.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2020 по делу N А05-6691/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Северный медицинский клинический центр имени Н.А. Семашко Федерального медико-биологического агентства" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.