04 марта 2021 г. |
Дело N А05-14824/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
при участии от акционерного общества "Северодвинск-Молоко" Соломенник Д.Г. (доверенность от 21.12.2020),
рассмотрев 01.03.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Северодвинск-Молоко" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.05.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2020 делу N А05-14824/2019,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Северодвинск-Молоко", адрес: 164521, Архангельская обл., г. Северодвинск, Грузовой пр., д. 29, ОГРН 1022900835836, ИНН 2902038704 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, адрес: 163069, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18, ОГРН 1102901001356 (далее - Министерство), о понуждении ответчика заключить с истцом после окончания срока действия договора аренды лесного участка от 14.12.2009 N 812 новый договор аренды лесного участка в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
Решением суда первой инстанции от 25.05.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 09.09.2020, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты, заявленные требования - удовлетворить, ссылаясь на то, что суды неправомерно отклонили доводы истца касательно невозможности возвратить лесной участок в связи с введением на территории Архангельской области режима повышенной готовности, полагает, что договор аренды был пролонгирован на неопределенный срок.
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Министерство, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в нем не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Обществом (арендатором) и Министерством (арендодателем) 14.12.2009 заключен договор аренды лесного участка N 812, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять в аренду лесной участок, находящийся на землях лесного фонда, сроком действия договора по 13.12.2019, местоположение: Архангельская обл., муниципальное образование "Приморский муниципальный район", Северодвинское лесничество, Северодвинское участковое лесничество, кв. N 63 (ч.выд. 2, 8), условный номер: 11:252:22:0846 (учетная запись 846-2009-12), площадь лесного участка - 5,25 га, для осуществления рекреационной деятельности (в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности) (далее - Договор).
Из пункта 1.1 Договора следует, что он был заключен по результатам торгов на основании протокола о результатах аукциона от 07.12.2009 N 11-09.
Общество обратилось к Министерству с заявлением от 28.02.2019 N 285 о заключении нового договора аренды лесного участка без проведения торгов (поступило 07.03.2019).
Распоряжением от 08.04.2019 N 373р Министерство отказало Обществу в заключении нового договора аренды лесного участка без проведения торгов в связи с несоблюдением пунктов 1, 4, 7 части 2 статьи 74 ЛК РФ.
Впоследствии Общество обратилось к Министерству с повторным заявлением (от 20.09.2019 исх. N 1510/1) о заключении нового договора аренды лесного участка после окончания срока действия Договора без проведения торгов (получено Министерством 07.10.2019).
Письмом от 08.11.2019 исх. N 204-04-24/10242 Министерство сообщило Обществу о том, что ранее заявление было рассмотрено в установленном порядке и решение об отказе в заключении нового договора аренды лесного участка без проведения торгов от 08.04.2019 N 373р было направлено Обществу, кроме того, истцу было разъяснено право подать заявление для организации аукциона.
Общество, считая отказ в заключении нового договора аренды без проведения торгов незаконным, обратилось в арбитражный суд, требуя понудить ответчика заключить новый договор аренды лесного участка.
Суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на новый срок без проведения торгов регулируется статьей 74 ЛК РФ, действующей с 04.07.2016, в редакции Федерального закона от 23.06.2016 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений".
Согласно части 1 статьи 73.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи, частью 1 статьи 74 ЛК РФ.
В силу части 3 статьи 73.1 ЛК РФ без проведения торгов договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются в случаях:
1) предусмотренных статьями 36, 43 - 45 ЛК РФ;
2) реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов;
3) заготовки древесины на лесных участках, предоставленных юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям для использования лесов в соответствии со статьями 43 - 46 ЛК РФ;
4) нахождения на таких лесных участках зданий, сооружений (указанные договоры аренды заключаются с собственниками этих зданий, сооружений, помещений в них или юридическими лицами, которым эти объекты предоставлены на праве хозяйственного ведения или оперативного управления).
Судами двух инстанций отмечено, что в рассматриваемом случае лесной участок по Договору был предоставлен для осуществления рекреационной деятельности и не относится ни к одной из групп договоров, перечисленных в пунктах 1 - 3 части 3 статьи 73.1 ЛК РФ.
Согласно части 2 статьи 74 ЛК РФ гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок при наличии совокупности следующих условий:
1) заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка;
2) отсутствие сведений об арендаторе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений;
3) отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом;
4) отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд;
5) условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка;
6) лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее;
7) на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 статьи 73.1 ЛК РФ основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Министерство, принимая распоряжение об отказе в заключении договора аренды на новый срок без проведения торгов, указало на несоблюдение условий, предусмотренных пунктами 1, 4, 7 части 2 статьи 74 ЛК РФ.
Нарушение пункта 1 части 2 статьи 74 ЛК РФ было устранено Обществом путем подачи заявления от 20.09.2019 N 1510/1.
Материалами дела, в том числе карточкой лицевого счета по учету платежей за пользование лесным фондом, подтверждается и по существу Обществом не оспаривается неоднократное нарушение им условий Договора в части несвоевременного внесения арендной платы, в том числе за три оплачиваемых периода подряд.
Кроме того, судами установлено, что Общество неоднократно привлекалось к административной ответственности за нарушение условий Договора (тем самым не соблюдается условие пункта 3 части 2 статьи 74 ЛК РФ).
Судами двух инстанций также отмечено, что возведенные в период действия Договора Обществом сооружения в соответствии с проектом освоения лесов являются временными, право собственности на сооружения, размещенные на арендованном лесном участке, за Обществом не зарегистрированы, следовательно, положения пункта 4 части 3 статьи 73.1 ЛК РФ на Общество не распространяются.
Доводы Общества касательно невозможности возвратить лесной участок в связи с введением на территории Архангельской области режима повышенной готовности, а также ссылки на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 19.03.2020 N 24-06-06/21324 "Об осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при введении режима повышенной готовности" правомерно отклонены судами, поскольку не имеют правового значения при рассмотрении настоящего спора и не могут являться основанием для понуждения Министерства к заключению нового договора аренды лесного участка. Нормы федерального законодательства, приводимые Обществом в кассационной жалобе, вступили в силу после рассматриваемых отказов Министерства, принятия решения суда первой инстанции, кроме того, касаются условий заключения дополнительного соглашения к договору аренды, а не заключения нового договора аренды, о понуждении к чему ответчика заявлено в настоящем иске.
Поскольку в рассматриваемом случае отсутствует совокупность условий, установленная частью 2 статьи 74 ЛК РФ, предоставляющая истцу право заключить договор аренды лесного участка на новый срок без проведения торгов, суды правомерно отказали в удовлетворении иска. При этом Министерство разъяснило Обществу право подать заявление для организации аукциона.
Нарушений судами норм материального и процессуального права не допущено. Доводы кассационной жалобы, по существу, направлены на переоценку доказательств по делу и установленных судами двух инстанций фактических обстоятельств, что в полномочия суда кассационной инстанции не входит (часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ). Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.05.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2020 по делу N А05-14824/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Северодвинск-Молоко" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.