10 марта 2021 г. |
Дело N А56-41625/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Васильевой Е.С., Родина Ю.А.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу Лазаревой Т.С. (доверенность от 02.02.2021 N 28-07/03657), от Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу Захарова А.В. (доверенность от 20.05.2020 N 15-20/0523), от общества с ограниченной ответственностью "ЭНГЕЛЬС-ТОРГ" Виноградовой М.Н. (доверенность от 20.06.2020),
рассмотрев 09.03.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭНГЕЛЬС-ТОРГ" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2020 по делу N А56-41625/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭНГЕЛЬС-ТОРГ", адрес: 196158, Санкт-Петербург, Звездная ул., д. 1, лит. А, пом. 19-Н, оф. 2, ОГРН 1106450006002, ИНН 6450944017 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по Санкт-Петербургу, адрес: 196158, Санкт-Петербург, Пулковская ул., д. 12, лит. А, ОГРН 1047818000009, ИНН 7810000001 (далее - Инспекция), Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу, адрес: 191180, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. 76, ОГРН 1047843000578, ИНН 7841015181 (далее - Управление), выразившихся в исключении Общества из единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - Реестр); обязании Инспекцию восстановить сведения об Обществе в Реестре с 01.08.2019 в установленном законом порядке.
Решением суда от 23.09.2020 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2020 решение суда от 23.09.2020 отменено; заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Общество, указывая на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, просит отменить обжалуемое постановление, оставить в силе решение суда первой инстанции.
Податель кассационной жалобы полагает ошибочным вывод суда апелляционной инстанции о том, что в силу положений Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) исключение сведений о лице из Реестра и изменение его категории как субъекта малого или среднего предпринимательства являются различными механизмами, а изменение категории субъекта не тождественно исключению сведений о нем из Реестра. По мнению Общества, превышение предельно-допустимых значений размера полученного дохода и среднесписочной численности в 2018, 2019 годы не является основанием для исключения из Реестра, поскольку в силу части 4 статьи 4 Закона N 209-ФЗ категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если соответствующие значения выше или ниже предельных значений в течение трех календарных лет, следующих один за другим.
В отзывах на кассационную жалобу Инспекция и Управление, считая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители Инспекции и Управления возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, Общество с 01.08.2016 включено в Реестр в качестве малого предприятия.
В связи с невыполнением условий, установленных пунктом 3 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ, то есть превышением установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" (далее - Постановление N 265) предельного значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за 2018 год, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства, Общество 10.08.2019 исключено из Реестра.
Оставление Инспекцией без удовлетворения заявления Общества от 08.04.2020 N 43-б/2020 о рассмотрении вопроса о включении его в Реестр послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, изучив обстоятельства дела и представленные доказательства, установив, что Общество превысило предельно-допустимые значения по среднесписочной численности и доходу только в течение двух календарных лет, пришел к выводу об отсутствии оснований для исключения из Реестра сведений об Обществе и удовлетворил заявленные требования.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции. Установив, что Общество перестало отвечать требованиям, установленным пунктом 3 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ, а также отметив, что последовательного несоответствия Общества условиям, установленным статьей 4 Закона N 209-ФЗ, в течение трех календарных лет не требовалось, апелляционный суд признал обоснованным исключение сведений об Обществе из Реестра.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, соответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы в силу следующего.
Как следует из части 1 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ, сведения о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства, установленным статьей 4 этого Закона, вносятся в Реестр в соответствии с этой статьей.
Согласно пункту 1 части 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ сведения о статусе и категории субъекта малого и среднего предпринимательства в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соответствующих условиям, установленным частью 1.1 статьи 4 названного Закона, вносятся в Реестр на основании сведений, имеющихся у уполномоченного органа по состоянию на 1 июля текущего календарного года.
В силу пунктов 2 и 3 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ в целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться условия по среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и доходу, полученному от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год.
Пунктом 1 Постановления N 265 установлены предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, определяемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и применяемого по всем налоговым режимам, для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства: микропредприятия - 120 млн. рублей; малые предприятия - 800 млн. рублей; средние предприятия - 2 млрд. рублей.
Согласно части 4 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в Реестр и исключение таких сведений из Реестра осуществляются уполномоченным органом на основании сведений, в том числе, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году.
В соответствии с частью 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ содержащиеся в Реестре сведения о юридическом лице исключаются из указанного реестра 10 августа текущего календарного года в случае, если такое юридическое лицо не представило в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, либо такое юридическое лицо не соответствует условиям, установленным статьей 4 этого Закона.
Суд апелляционной инстанции, установив, что доход Общества за предшествующий календарный год (2018) превысил установленное предельное значение для средних предприятий, в связи с чем Общество перестало отвечать требованиям, установленным пунктом 3 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ, пришел к выводу об обоснованности исключения из Реестра сведений об Обществе.
Апелляционный суд верно отметил, что для исключения из Реестра сведений о лице в порядке пункта 5 части 5 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ не требуется последовательного несоответствия условиям, установленным статьей 4 Закона N 209-ФЗ в течение трех календарных лет, поскольку положения части 4 статьи 4 Закона N 209-ФЗ устанавливают критерии изменения категорий субъекта малого или среднего предпринимательства с одной категории на другую. В данном случае рассматривается вопрос об исключении Общества из Реестра, а не об изменении категории субъекта малого или среднего предпринимательства.
Иное толкование Обществом положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
С учетом установленных обстоятельств суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Поскольку выводы, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2020 по делу N А56-41625/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭНГЕЛЬС-ТОРГ" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.