12 марта 2021 г. |
Дело N А26-3294/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Кондопожское ЖКХ" Черашева И.М. (доверенность от 21.08.2019 N 1),
рассмотрев 10.03.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кондопожское ЖКХ" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.08.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2020 по делу N А26-3294/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Кондопожское ЖКХ", адрес: 186220, Республика Карелия, г. Кондопога, ул. М. Горького, д. 14.а, пом.43, ОГРН 1181001000872, ИНН 1003017942 (далее - ООО "Кондопожское ЖКХ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением об оспаривании предписания Государственного комитета Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору, адрес: 185035, г. Петрозаводск, пр. Энгельса, д.4, ОГРН 1091001011265, ИНН 1001225288 (далее - Комитет) от 25.03.2020 N 090/4487.
Решением суда от 04.08.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.11.2020, Обществу отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на ошибочность оценки судами представленного договора на аварийно-диспетчерское обслуживание как договора на управление многоквартирным домом (МКД) и как следствие, наличии у Общества обязанности по проведению работ, поименованных в оспариваемом предписании. В обоснование своих доводов ссылается на отсутствие лицензии на управление спорным МКД и соответствующего договора на управление таким домом, нахождение дома до 01.07.2019 в управлении общества с ограниченной ответственностью (ООО) "Мой дом", а равно наличия у дома статуса аварийного, исключающего необходимость проведения капитального ремонта систем водоотведения.
Представители Комитета, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель Общества доводы жалобы поддержал.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в Комитет 30.01.2020 поступило обращение жильца квартиры N 6 дома N 15 по ул. Центральная в п. Березовка Кондопожского района по вопросу ненадлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома (наличия неприятного канализационного запаха).
На основании распоряжения заместителя председателя Комитета от 28.02.2020 N 088/Р/3808 проведена внеплановая документарная проверка ООО "Кондопожское ЖКХ", в ходе которой 18.03.2020 ведущим специалистом Комитета произведен осмотр колодцев МКД и установлено: наличие течи из трубы, труба разрушена, септики заполнены более чем наполовину, в квартире N1 МКД резкий неприятный запах.
В ходе проверки установлено и зафиксировано в акте от 25.03.2020 N 088/а/3808, что дом N 15 по улице Центральная в поселке Березовка является двухэтажным одноподъездным восьмиквартирным (общая площадь по техническому паспорту - 340.60 кв.м, год ввода в эксплуатацию - 1964) материал стен - деревянные; отопление, энергоснабжение, холодное водоснабжение центральное, горячее водоснабжение отсутствует; тип водоотведения - автономное. Доля муниципальной собственности (администрация Кондопожского муниципального района) составляет 61,3%. Поскольку способ управления МКД не выбран, Администрацией 01.04.2019 заключен договор с Обществом на осуществление аварийно-диспетчерского обслуживания и услуги паспортного стола.
По результатам проверки 25.03.2020 выдано предписание N 090/4487, которым на Общество возложена обязанность провести работы по очистке септиков МКД слева и справа (пункт 1); провести работы по восстановлению целостности и герметичности выгреба (септика) слева от МКД путем устранения выкрашивания бетонного раствора из стенки выгреба (септика), примыкающей к стене МКД (пункт 2); разработать и довести до сведения собственников предложение по проведению ремонта внутридомовой системы водоотведения МКД, в том числе работ по соединению труб внутридомовой системы водоотведения с центральной системой водоотведения с указанием источников финансирования работ (пункт 3).
Полагая, что выданное предписание не соответствует закону и возлагает на него обязанности не предусмотренные условиями договора, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие в данном случае у Комитета правовых и фактических оснований для выдачи оспариваемого предписания. Суды констатировали законность, обоснованность и исполнимость предписания как акта контрольного реагирования уполномоченного органа, направленного надлежащему субъекту ответственности за неисполнение обязанностей, возложенных на него в силу жилищного законодательства и договора.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
На основании анализа положений статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", пунктов 3, 7, 10, 11 Положения о государственном жилищном надзоре (утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 N 493) суды сочли, что у Комитета имелись основания для проведения внеплановой проверки в отношении Общества, порядок проведения проверки соблюден, результаты проверки оформлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, предписание выдано уполномоченным лицом (проверка проведена на основании распоряжения заместителя председателя Комитета на основании жалобы жильца МКД; результаты проверки оформлены актом).
Согласно части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Частью 1.1 указанной статьи предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
1) соблюдение требований к надёжности и безопасности многоквартирного дома;
2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации. Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1.2).
Жилищный кодекс РФ в части 3 статьи 39 предусматривает, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), согласно которым:
- в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, коридоры, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование; крыши; ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции) (подпункты "а", "б", "г" пункта 2);
- общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надёжности и безопасности многоквартирного дома, а также безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункты "а" и "б" пункта 10);
- содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (подпункты "а" и "з" пункта 11).
Пунктом 10 Правил N 491 также определено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучия населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам проживающим в многоквартирном доме.
Надлежащее содержание общего имущества обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления МКД с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ (подпункт "а" пункта 16 Правил N 491).
Спецификой рассматриваемого случая является различная оценка, заключенного 01.04.2019 Администрацией Кондопожского муниципального района Республики Карелия с ООО "Кондопожское ЖКХ" договора на осуществление аварийно-диспетчерского обслуживания и услуги паспортного стола (ввиду отсутствия выбора собственниками способа управления МКД).
Суды, истолковав условия названного договора, согласились с позиций Комитета, что Общество приняло на себя обязательства не только по аварийно- диспетчерскому обслуживанию многоквартирных домов, а также и по обслуживанию общего имущества МКД за отдельную плату по согласованию с собственниками имущества в перечисленных в приложении к договору многоквартирных домах.
Обоснованность такой оценки обусловлена следующим.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 4166 "О порядке осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами" установлено, что аварийно- диспетчерская служба обеспечивает локализацию аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем водоотведения не более чем в течение получаса с момента регистрации заявки на подачу коммунальных услуг при аварийных повреждениях внутридомовых инженерных систем водоотведения в срок, не нарушающий установленную жилищным законодательством Российской Федерации продолжительность перерывов в предоставлении коммунальных услуг; устранение аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем водоотведения в срок не более суток с даты аварийного повреждения.
Согласно договору на аварийно-диспетчерское обслуживание и услуги паспортного стола, заключенного 01.04.2019 между Администрацией (заказчик) и Обществом (исполнитель) исполнитель за плату организует аварийно-диспетчерское обслуживание общего имущества в домах, способ управления которыми не избран или не реализован, и оказывает услуги паспортного стола в отношении, в том числе, дома 15 по ул. Центральная в п. Березовка Кондопожского района (пункт 1.1 ).
В силу пункта 1.3.3 договора исполнитель обязался осуществлять локализацию (отключение) аварийного участка, прочистку трубопровода канализации, относящегося к общему имуществу в доме, замену относящегося к общему имуществу в доме участка сетей протяженностью до 1 метра.
Между тем, спорный договор, помимо аварийно - диспетчерских функций Общества, содержит иные не сопряженные с устранением аварийных ситуаций условия, как например: обеспечение выполнения в соответствии с нормативными требованиями периодических проверок дымовых и вентиляционных каналов _ осмотры системы центрального отопления, системы холодного водоснабжения и водоотведения_ опрессовка центрального отопления, мероприятия по завершению и началу отопительного сезона_снятие показаний ОДПУ теплоснабжения и водоснабжения (пункт 1.3.4), уборка мест складирования отходов на земельном участке входящим в состав общего имущества МКД, вывоз жидких бытовых отходов (пункт 1.3.5); услуги и работы по уборке территории дома (пункт 1.3.6) и т.д.
При этом договором установлено, что в стоимость работ по договору не входят, выполняются при наличии технической возможности за отдельную плату техническое обслуживание, ремонтные работы текущего и капитального характера, которые требуется проводить для предотвращения и (или) устранения последствий аварий на сетях, в том числе замена какого-либо элемента инженерного оборудования или участка сети (трубопровода, кабеля), протяженностью более 1 метра, удаление последствий залитий (пункты 1.5,1.5.1).
Таким образом, исходя из положений Жилищного кодекса РФ и Правил N 491, а равно условий заключенного договора, ООО "Кондопожское ЖКХ" приняло на себя как обязательства по аварийно-диспетчерскому обслуживанию общего имущества МКД, так и по обслуживанию общего имущества МКД в пределах, обеспечивающих возможность надлежащей технической эксплуатации инженерных сетей.
Значимым обстоятельством для такой оценки послужил и тот факт, что кроме означенного договора на аварийно- диспетчерское обслуживание, собственниками имущества в МКД (в том числе Администрацией Кондопожского района) не заключались иные договоры (в том числе с управляющими компаниями, иными лицами, осуществляющими услуги по управлению многоквартирными домами), в соответствии с которыми жильцы МКД (в том числе аварийного дома N 15 по ул. Центральная в п. Березовка) могли бы получить квалифицированные услуги по устранению различных аварийных ситуаций и текущего обслуживания и необходимого ремонта общего имущества МКД.
Суды критически оценили утверждение Общества о наличии обязанности по управлению спорным МКД у ООО "Мой дом" в силу следующего.
Решением Комитета от 01.07.2019 МКД исключен из реестра лицензий в отношении лицензиата ООО "Мой дом". Однако, несмотря на исключение дома из сферы обслуживания ООО "Мой дом", Кондопожский городской суд решением от 23.01.2020 возложил на управляющую компанию обязанности, перечисленные в предписании Комитета от 25.04.2019 об устранении нарушений лицензионных требований (устранение дефектов кровельного покрытия, восстановление бетонной стяжки пола у входа в подъезд МКД, разработка предложения о проведении капитального ремонта цокольной части МКД).
Следовательно, решение городского суда распространяется на правоотношения, возникшие до расторжения договора управления МКД и исключения дома из реестра лицензий ООО "Мой дом" и указанные правоотношения касаются только выполнения работ, перечисленных в предписании Комитета от 25.04.2019, и не распространяются на работы, которые обязано выполнять ООО "Кондопожское ЖКХ" в соответствии с условиями заключенного с администрацией Кондопожского района договора.
В силу пункта 3.7.13 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170) выгреба должны быть водонепроницаемыми, кирпичными, бетонными или же деревянными с обязательным устройством "замка" из жирной мятой глины толщиной 0,35 м и вокруг стенок и под дном выгреба. Выгреба должны иметь плотные двойные люки, деревянные 0,7 х 0,8 м или стандартные круглые чугунные.
Обществом не отрицается заполнение септиков наполовину, наличие течи из трубы (труба разрушена) и резкого неприятного запаха в квартире N 1 МКД.
До проведения проверки Администрация 01.02.2020 направила письмо о необходимости отогрева канализации в доме N 15 по ул. Центральная в п. Березовка Кондопожского района с выставлением стоимости произведенных работ для оплаты жильцам дома (лист дела 102).
Согласно акту проверки устранение засоров в канализационной трубе произведено 01.02.2020 (акты выполненных работ не представлены, приложена детализация работы ЗИЛ М 622ОМ10 (Вакуумка), акты выполненных работ по очистке септика не представлены.
Предыдущие работы по очистке септиков в рамках договора произведены 13.09.2019, то есть на момент проведения проверки прошло шесть месяцев. При этом согласно представленной выписке из журнала заявок, в период времени с декабря 2019 года по февраль 2020 года заявок не поступало.
Несмотря на то, что работы по очистке септиков являются плановыми и определены условиями заключенного договора на обслуживание, Обществом не представлено доказательств очистки септиков в сроки предусмотренные договором.
С учетом изложенного Комитет возложил на Общество обязанность по очистке септиков МКД (пункт 1 предписапния).
На момент проверки Комитетом установлена неисправность септика, часть содержимого покрыта льдом, труба, по которой происходит перелив содержимого септика в колодец, засорена, имеет глубокую коррозию.
Комитет возложил на ООО "Кондопожское ЖКХ" обязанность по восстановлению целостности и герметичности выгреба путем устранения выкрашивания бетонного раствора (пункт 2 предписания).
Поскольку указанные работы входят в Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (утвержден постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290) и предусмотрены договором от 01.04.2019, то они должны быть выполнены Обществом для обеспечения возможности эксплуатации и надлежащего санитарного состояния МКД.
Жилищным законодательством декларируется право граждан на надлежащие условия проживания, в том числе и на обеспечение санитарного благополучия при эксплуатации жилищного фонда. Бездействие ООО "Кондопожское ЖКХ" в части неустранения разгерметизации септика может повлечь, в том числе, ухудшение неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки.
Также Комитет пунктом 3 предписания возложил на Общество обязанность по информированию собственников о необходимости проведения ремонта внутридомовых систем водоотведения. При этом финансирование таких работ в соответствии с пунктом 1.5 договора осуществляется Администрацией и иными собственниками помещений МКД (при их наличии).
Общество не указывает причины невозможности осуществить такое информирование.
Ссылку Общества на аварийное состояние дома и отсутствие необходимости проведения работ по восстановлению целостности и герметичности выгреба, суды оценили и обоснованно отклонили.
В соответствии с пунктом 2.3.7 Правил N 170 в зданиях, подлежащих сносу, текущий ремонт следует ограничивать работами, обеспечивающими нормативные условия для проживания (подготовка к весенне-летней и зимней эксплуатации, наладка инженерного оборудования).
Пунктом 2.4.3 вышеупомянутых Правил N 170 установлено, что капитальный ремонт в домах, подлежащих сносу, восстановление и благоустройство которых выполнять нецелесообразно, в течение ближайших 10 лет, допускается производить в виде исключения только в объеме, обеспечивающем безопасные и санитарные условия проживания в них на оставшийся срок.
Признание многоквартирного дома N 15 по ул. Центральная в п. Березовка постановлением администрации Кондопожского муниципального района от 17.03.2020 N 257 аварийным и подлежащим сносу не освобождает Общество от обязанности выполнять работы, обеспечивающие безопасные условия, соответствующие санитарным нормам и правилам, для проживания в МКД жильцов.
С учетом изложенного оспариваемое предписание как акт контрольного реагирования, направленный на своевременное эффективное исполнение Обществом своих обязанностей по договору от 01.04.2019, является законным, обоснованным и исполнимым, прав и законных интересов Общества не нарушает и фактически исполнено.
Вместе с тем, учитывая, что у Общества отсутствует лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами (часть 1.3. статьи 161, часть 1 статьи 162 ЖК РФ), исходя из условий договора на аварийно-диспетчерское обслуживание от 01.04.2019 (пункт 4.1), суд округа соглашается с доводом ООО "Кондопожское ЖКХ" об отсутствии у него в данном случае статуса управляющей организации.
Однако данное обстоятельство не может служить основанием для отменны принятых по делу судебных актов, так как в оспариваемом предписании указан перечень мер по устранению выявленных нарушений и проведению мероприятий по обеспечению соблюдения требований установленных в договоре от 01.04.2019.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.08.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.11.2020 по делу N А26-3294/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кондопожское ЖКХ" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.