15 марта 2021 г. |
Дело N А56-10933/2020 |
Судья Арбитражного суда Северо-Западного округа Толкунов В.М.,
рассмотрев 15.03.2021 без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2020 по делу N А56-10933/2020,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Новатор", адрес: 198215, Санкт-Петербург, б-р Новаторов, д. 80, корп. 3, пом. 1Н, ОГРН 1037811005209, ИНН 7805163441 (далее - Товарищество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу, адрес: 191025, Санкт-Петербург, Стремянная ул., д. 19, лит. А, ОГРН 1057810212503, ИНН 7801378679 (далее - Управление), о признании незаконными и отмене постановления от 13.01.2020 N Ю78-00-03/24-0011-2020 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 7000 руб., и представления от 13.01.2020 N 78-00-03/26-0011-2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 08.05.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 14.09.2020 решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в результате рассмотрения жалобы Тихомировой Светланы Дмитриевны, проживающей по адресу: Санкт-Петербург, б-р Новаторов, д. 80, корп. 3, Управление пришло к выводу о том, что Товариществом допущено нарушение требований Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1), выразившееся в непредставлении гражданам необходимой и достоверной информации о единицах измерения по строке "Э/эн. МОП", а также за жилищные и прочие услуги в счете на оплату за жилищно-коммунальные услуги от 27.05.2019 за май 2019 года, в связи с чем постановлением Управления от 13.01.2020 N Ю78-00-03/24-0011-2020 Товарищество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 7000 руб.
Управлением также вынесено представление от 13.01.2020 N 78-00-03/26-0011-2020 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с постановлением и представлением Управления, Товарищество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Товарищества состава вмененного административного правонарушения и отсутствии нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, законности оспоренного представления, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменил, заявленные требования удовлетворил ввиду достаточности для потребителей информации, имеющейся в квитанции на оплату коммунальных услуг, то есть незаконности постановления Управления (и как следствие представления) ввиду отсутствия в действиях Товарищества состава вмененного правонарушения.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Суд апелляционной инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, руководствуясь нормами КоАП РФ, Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями Закона N 2300-1, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), пришел к выводу о том, что Управлением не доказано наличие в действиях Товарищества состава вмененного административного правонарушения.
Судом апелляционной инстанции установлено, что материалы дела не содержат счета-квитанции от 27.05.2019 за май 2019 года, вопреки требованиям статьи 65, части 4 статьи 210 АПК РФ названный документ не представлен Управлением в материалы дела. В материалы дела представлена квитанция за июнь 2019 года, которая была приложена к обращению Тихомировой С.Д. в Управление. Названная квитанция по строке "Э/эн. МОП" (электроэнергия для мест общего пользования) содержит сведения о размере платы 3.67/2.13, нормативе (расходе) (что и является единицей измерения) - 0,15/0,13, стоимости, начисленной сумме - 69,91 руб.
Судом принято во внимание, что если исходить из общего тождества имеющегося в материалах дела счета и счета-квитанции от 27.05.2019 за май 2019 года (ссылку на который содержат материалы административного дела), Управлением не обоснованы как нормативная обязанность заявителя, так и общая возможность последнего по применению к ним (указанным услугам) какой-либо единицы измерения.
В части единиц измерения жилищных и прочих услуг, указанных в имеющимся в материалах дела счете, суд апелляционной инстанции исходил из того, что плата за часть данных услуг определена исходя из установленного (фиксированного) тарифа (стоимости) в руб. за услугу, а часть определена исходя из произведения установленного (фиксированного) тарифа (стоимости) услуги в руб. на площадь квартиры. Иного Управление не доказало.
При этом норматив расхода - 0,15/0,13 суд расценил как единицу измерения.
Данный вывод суда суд округа не принимает в силу следующего.
Согласно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), "норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" - это количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы. При выборе же единиц измерения нормативов потребления коммунальных услуг используются такие показатели как куб. метр на 1 человека в отношении водоснабжения и кВтч на 1 человека в отношении электроснабжения в жилых помещениях.
С учетом изложенного, восприятие апелляционным судом норматива расхода (0,15/0,13) как единицы измерения является ошибочным. Между тем формальное неуказание в графе вида платежа - "Э/эн. МОП" единицы измерения кВтч на 1 чел. не привело к нарушению прав потребителя на получение полной и достоверной информации об оказываемых услугах, поскольку единица измерения электроэнергии в кВтч является общепринятой и ее аббревиатура закреплена в Правилах N 306, и отсутствие ее в счете, по сути, не оказало влияние на формирование стоимости спорного ресурса (данных о недостоверной информации в имеющемся счете от 27.05.2019 обжалуемое постановление не содержит).
При оценке законности оспариваемых постановления и представления, суд округа также принимает во внимание тот факт, что единицы измерения иных
коммунальных ресурсов отражены в квитанции от 27.05.2019 в полном объеме, предусмотренном подпункта "в" пункта 69 Правил N 354.
При таких обстоятельствах и доказательствах, вывод суда апелляционной инстанции о недоказанности административным органом наличия в действиях Товарищества состава вмененного административного правонарушения является верным, иного из материалов дела не следует.
Приведенное обстоятельство в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Признание незаконным и отмена по указанным выше основаниям постановления о привлечении к административной ответственности влечет отмену выданного на основании такого постановления представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (статья 29.13 КоАП РФ).
Оснований для пересмотра обжалуемого судебного акта, указанных в части 3 статьи 288.2 АПК РФ, не имеется, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2020 по делу N А56-10933/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Судья |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306), "норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" - это количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы. При выборе же единиц измерения нормативов потребления коммунальных услуг используются такие показатели как куб. метр на 1 человека в отношении водоснабжения и кВтч на 1 человека в отношении электроснабжения в жилых помещениях.
...
коммунальных ресурсов отражены в квитанции от 27.05.2019 в полном объеме, предусмотренном подпункта "в" пункта 69 Правил N 354.
...
Приведенное обстоятельство в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Признание незаконным и отмена по указанным выше основаниям постановления о привлечении к административной ответственности влечет отмену выданного на основании такого постановления представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (статья 29.13 КоАП РФ)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 марта 2021 г. N Ф07-15499/20 по делу N А56-10933/2020