17 марта 2021 г. |
Дело N А21-3803/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Александровой Е.Н., Журавлевой О.Р.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Позитив" Коршакова И.В. (доверенность от 10.05.2020), от Территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области Кравцовой Е.В. (доверенность от 15.03.2021),
рассмотрев 17.03.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Позитив" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2020 по делу N А21-3803/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Позитив", адрес: 238310, Калининградская обл., Гурьевский р-н, пос. Васильково, Шатурская ул., д. 4А, ОГРН 1143926010315, ИНН 3917520285 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании незаконными требований Территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области, адрес: 236003, Калининград, Московский пр., д. 174, ОГРН 1023900598150, ИНН 3904006756 (далее - Фонд), об устранении нарушений законодательства об обязательном медицинском страховании (далее - ОМС) и целевого использования средств территориальной программы ОМС за период деятельности Общества с 01.03.2017 по 31.10.2019 в части восстановления на счета Фонда суммы 803 778 руб. 37 коп. и штрафа в размере 80 377 руб. 83 коп., а также в части перечисления на счет Фонда суммы в размере 803 778 руб. 37 коп. и штрафа в размере 80 377 руб. 83 коп., изложенных в акте комплексной проверки соблюдения Обществом законодательства об ОМС и целевого использования средств территориальной программы ОМС от 25.12.2019.
Решением суда первой инстанции от 12.08.2020 заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционного суда от 17.11.2020 решение от 12.08.2020 отменено. В удовлетворении заявления Обществу полностью отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление от 17.11.2020 и оставить в силе решение суда первой инстанции от 12.08.2020, принятое по настоящему делу.
По мнению подателя жалобы, суд апелляционной инстанции необоснованно не принял во внимание, что в материалы дела заявителем представлены необходимые документы, подтверждающие целевое расходование средств ОМС. Общество считает, что уплата налогов, пеней и штрафов за третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Свет" (далее - ООО "Свет") в счет погашения задолженности перед этим лицом по арендным платежам по договору аренды транспортного средства от 30.04.2017 N 1 не может расцениваться в качестве расходования средств ОМС не по целевому назначению.
В отзыве на кассационную жалобу Фонд просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, считая приведенные в ней доводы несостоятельными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Фонда - свои возражения на них.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Фондом на основании приказа от 22.11.2019 N 496 проведена плановая комплексная проверка Общества по вопросам соблюдения законодательства об ОМС и целевого использования средств территориальной программы ОМС за период деятельности с 01.03.2017 по 31.10.2019, по результатам которой составлен акт от 25.12.2019.
В указанном акте Обществу в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) предложено перечислить в срок до 20.01.2020 на лицевой счет Фонда, в том числе, использованные не по целевому назначению средства территориальной программы ОМС в размере 805 778 руб. 37 коп., а также уплатить штраф в размере 80 577 руб. 83 коп. за нецелевое использование средств ОМС, составляющий 10% от суммы нецелевого использования средств (том 1 л.д. 7-24).
В письме от 12.02.2020 N 225 (том 1 л.д. 25) Фонд сообщил, что не наделен правом предоставления рассрочки по оплате нецелевого использования средств ОМС, в связи с чем потребовал от Общества восстановить указанную задолженность в срок до 01.03.2020.
Общество, не согласившись с актом проверки Фонда в части требований о восстановлении средств, использованных не по целевому назначению, в общей сумме 805 778 руб. 37 коп. и уплате штрафа в размере 80 577 руб. 83 коп., оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, посчитав требования Общества законными и обоснованными, полностью удовлетворил его заявление.
Апелляционный суд, посчитав выводы суда первой инстанции ошибочными, признал, что средства ОМС в спорной сумме использованы Обществом не по целевому назначению, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы Общества, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по ОМС и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом. При этом указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами ОМС (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии со статей 30 Закона N 326-ФЗ оплата медицинской помощи по ОМС осуществляется по тарифам, установленным тарифным соглашением между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, и профессиональными союзами медицинских работников.
Структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу (часть 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ).
На основании пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ и подпункта 8.12 пункта 8 раздела 3 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 21.01.2011 N 15н, территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств ОМС медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Средства ОМС относятся к государственным финансовым средствам, имеющим особый правовой режим, а поэтому согласно статье 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу пункта 1 статьи 306.4 БК РФ под нецелевым использованием бюджетных средств понимается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
В рассматриваемом случае Фонд, проверив расходование Обществом средств ОМС в период с 01.03.2017 по 31.10.2019, установил их нецелевое использование в размере 803 778 руб. 37 коп. в связи с уплатой медицинской организацией за ООО "Свет" налогов, пени, штрафов, в том числе: 402 916 руб. 85 коп. - налога по упрощенной системе налогообложения (далее - УСН) за 2016 год; 20 445 руб. - транспортного налога за 2016 год; 20 445 руб. - транспортного налога за 2017 год; 243 588 руб. - пени по налогу по УСН за 2016 год; 5 541 руб. 35 коп. - пени по транспортному налогу за 2016 год; 10 000 руб. - штрафа за нарушение законодательства о налогах и сборах; 79 376 руб. - налога по УСН; 21 руб. 13 коп. - пени по транспортному налогу; 20 445 руб. - транспортного налога за 2018 год; 1 000 руб. - штрафа за невыполнение обязанности по уплате налогов в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Обосновывая правомерность несения указанных расходов за счет средств ОМС, Общество представило в ходе проверки заключенный с ООО "Свет" (арендодатель) договор аренды транспортных средств от 30.04.2017 N 1, сроком действия до 30.09.2017, в соответствии с которым арендатору (Обществу) предоставлены во временное возмездное пользование за плату автомобили скорой медицинской помощи.
По условиям данного договора за использование одного транспортного средства арендатор обязался выплачивать арендодателю арендную плату в размере 230 000 руб. ежемесячно.
По акту приема-передачи имущества от 30.04.2017 арендодатель передал, а арендатор принял 8 автомобилей скорой медицинской помощи.
Согласно акту приема-передачи имущества от 02.10.2017 все арендованные автомобили возвращены Обществом арендодателю.
Как установлено судами и следует из акта проверки, в связи с наличием у Общества по состоянию на 01.01.2018 задолженности перед ООО "Свет" по уплате арендных платежей по договору от 30.04.2017 N 1 в сумме 5 755 000 руб., подтвержденной имеющимся в материалах дела актом сверки расчетов (том 1 л.д. 93), Общество на основании писем арендодателя от 09.04.2018, от 24.05.2018 и от 01.03.2018 произвело уплату за ООО "Свет" в счет оплаты долга в бюджет 803 778 руб. 37 коп. налогов, пеней и штрафов арендодателя.
Ссылаясь на то, что оплата задолженности перед третьими лицами не входит в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, Фонд в акте проверки указал на незаконность использования средств ОМС на эти цели.
Иных обстоятельств по данному эпизоду Фондом не выявлено и в акте проверки не приведено.
Суд первой инстанции, признавая выводы Фонда по спорному эпизоду неправомерными, исходил из того, что согласно части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, а также пунктов 158 - 158.3 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2011 N 158н, затраты на аренду имущества необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации, включаются в расчет тарифов по ОМС.
Как указано судом, Фондом в ходе проверки не оспаривалось и не опровергалось, что перечисление Обществом за ООО "Свет" налоговых платежей произведено по распоряжениям арендодателя во исполнение договорных обязательств, связанных с уплатой арендных платежей по договору от 30.04.2017 N 1.
Ссылки на доказательства, свидетельствующие о том, что обязательства по договору аренды фактически исполнены Обществом в 2017 году должным образом до поступления распоряжений арендодателя, Фондом в акте проверки не отражены.
Не приведено в акте проверки и доказательств, подтверждающих, что задолженность по арендным платежам по состоянию на 01.01.2018 создана сторонами договора аренды с учетом их аффилированности искусственно при отсутствии фактических арендных отношений.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что перечисление арендных платежей не на расчетный счет арендодателя, а по его распоряжению другому лицу, в том числе в бюджет, не противоречит статьям 309, 312, 313 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку допущенная Обществом просрочка в исполнении обязательств по договору аренды от 30.04.2017 N 1, повлекшая возникновение задолженности, не изменила правового статуса спорных перечислений в качестве арендной платы, включаемой в расчет тарифов ОМС, суд первой инстанции верно указал на отсутствие у Фонда правовых оснований для вывода о нецелевом использовании заявителем средств ОМС в проверяемый период 2017-2019 годов.
Период возникновения задолженности по обязательным налоговым платежам у самого ООО "Свет", вопреки выводам апелляционного суда, не имел в данном случае правового значения.
Учитывая, что выводы суда первой инстанции основывались на установленных по делу фактических обстоятельствах, подтвержденных имеющимися в материалах дела доказательствами, у суда апелляционной инстанции не имелось оснований для их иной правовой оценки со ссылкой на новые обстоятельства, и в частности, на наличие у Общества в 2017 году достаточных денежных средств для уплаты арендных платежей, которые Фондом при проверке не исследовались, в акте не отражались и не обосновывались документально в суде первой инстанции.
Поскольку дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне при правильном применении к установленным по делу фактическим обстоятельствам норм материального права, суд кассационной инстанции, исходя из положений пункта 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает постановление апелляционного суда от 17.11.2020 подлежащим отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции от 12.08.2020, принятого по настоящему делу.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2020 по делу N А21-3803/2020 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Калининградской области от 12.08.2020, принятое по настоящему делу.
Взыскать с Территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области, адрес: 236003, Калининград, Московский пр., д. 174, ОГРН 1023900598150, ИНН 3904006756, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Позитив", адрес: 238310, Калининградская обл., Гурьевский р-н, пос. Васильково, Шатурская ул., д. 4А, ОГРН 1143926010315, ИНН 3917520285, 1 500 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Позитив", адрес: 238310, Калининградская обл., Гурьевский р-н, пос. Васильково, Шатурская ул., д. 4А, ОГРН 1143926010315, ИНН 3917520285, из федерального бюджета 1 500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче кассационной жалоб по платежному поручению от 12.01.2021 N 1.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд первой инстанции, признавая выводы Фонда по спорному эпизоду неправомерными, исходил из того, что согласно части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, а также пунктов 158 - 158.3 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Минздрава России от 28.02.2011 N 158н, затраты на аренду имущества необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации, включаются в расчет тарифов по ОМС.
...
Не приведено в акте проверки и доказательств, подтверждающих, что задолженность по арендным платежам по состоянию на 01.01.2018 создана сторонами договора аренды с учетом их аффилированности искусственно при отсутствии фактических арендных отношений.
Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что перечисление арендных платежей не на расчетный счет арендодателя, а по его распоряжению другому лицу, в том числе в бюджет, не противоречит статьям 309, 312, 313 Гражданского кодекса Российской Федерации и статье 45 Налогового кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 марта 2021 г. N Ф07-636/21 по делу N А21-3803/2020