22 марта 2021 г. |
Дело N А56-40876/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б. и Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Виноконьячный завод "Альянс-1892" Панкстьянова С.В. (доверенность от 16.02.2020), от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу Чернышевой А.В. (доверенность от 30.12.2020),
рассмотрев 16.03.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Виноконьячный завод "Альянс-1892" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербург и Ленинградской области от 31.07.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2020 по делу N А56-40876/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Виноконьячный завод "Альянс-1892", адрес: 238150, Калининградская обл., город Черняховск, улица Гоголя, дом 9А, ОГРН 1023902149424, ИНН 3914010751 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу, адрес: 197198, Санкт-Петербург, улица Маркина, дом 16 Б, литер А, ОГРН 1097847301661, ИНН 7840420941 (далее - Управление), об оспаривании требования о перечислении в срок до 27.05.2020 в бюджет Российской Федерации 1 156 980 руб. 60 коп. за федеральные специальные марки в количестве 14748 штук, содержащегося в уведомлении от 15.05.2020 N у2-5904/09-13; оспаривании требования о перечислении в срок до 30.05.2020 в бюджет Российской Федерации 1 158 686 руб. 20 коп. за федеральные специальные марки в количестве 14997 штук, содержащиеся в уведомлении от 18.05.2020 N у2-5999/09-13, а также об обязании Управления устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества, путем возврата удержанных с Общества денежных средств по банковской гарантии от 25.09.2019 N IGT19-R70/11712 на сумму 1 156 980 руб. 60 коп. и по банковской гарантии от 15.10.2019 N IGT19-R70/12113 на сумму 1 568 686 руб. 20 коп. Заявление принято с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 31.07.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 09.12.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить заявление.
В судебном заседании представители Управления и Общества поддержали свои позиции, приведенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, дав суду кассационной инстанции свои пояснения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, в результате проведенной Управлением сверки информации, отраженной в Отчете, предоставленном Обществом, выявлены расхождения в количестве нанесенных федеральных специальных марок "Коньяк до 0,5 л" на потребительскую тару алкогольной продукции с емкостями 0,5 л и 0,375 л и неиспользованных федеральных специальных марок "Коньяк до 0,5 л".
Управление направило Обществу уведомления о предъявлении Гаранту требования об уплате суммы обеспечения от 15.05.2020 N у2-5904/09-13 и от 18.05.2020 N у2-5999/09-13 от 18.05.2020.
Указанными уведомлениями Управление известило о неисполнении Обществом обязательств об использовании приобретаемых федеральных специальных марок в соответствии с их назначением по заявлениям о выдаче федеральных специальных марок соответственно от 24.09.2019 N 55 и от 14.10.2019 N 61.
Как указано в Уведомлении от 15.05.2020 N у2-5904/09-13, Обществом не исполнены обязательства: на сумму 1 156 980 руб. 60 коп., кратную количеству федеральных специальных марок "Коньяк до 0,5 л" в количестве 14 748 штук, указанные денежные средства надлежит оплатить в срок до 27.05.2020.
Согласно Уведомлению от 18.05.2020 N у2-5999/09-13, Обществом не выполнены обязательства на сумму 1 568 686 руб. 20 коп., кратную количеству федеральных специальных марок "Коньяк до 0,5 л" в количестве 14 997 штук, указанные денежные средства необходимо оплатить в срок до 30.05.2020.
Не согласившись с вышеуказанными требованиями, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности направления Управлением уведомлений от 15.05.2020 N у2-5904/09-13 и от 18.05.2020 N у2-5999/09-13 о предъявлении Гаранту требований об уплате суммы обеспечения, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказал в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) устанавливает правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации.
Порядок налогообложения и маркировки алкогольной продукции установлен в статье 12 Закона N 171-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 12 Закона N 171-ФЗ алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, подлежит обязательной маркировке.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 12 Закона N 171-ФЗ для приобретения федеральных специальных марок (ФСМ) или акцизных марок организация представляет в государственный орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, в том числе, заявление о выдаче марок с указанием вида алкогольной продукции в соответствии со статьей 2 Закона N 171-ФЗ, содержания этилового спирта в алкогольной продукции, объема маркируемой алкогольной продукции, емкости подлежащей маркировке потребительской тары алкогольной продукции, количества испрашиваемых марок, а также обязательство об использовании приобретаемых марок в соответствии с их назначением, а также документ, подтверждающий обеспечение исполнения этого обязательства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.1 Правил маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N 785 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками" (действовавшими в спорный период; далее - Правила N 785), в случае если организация, приобретающая федеральные специальные марки, не исполнила обязательств об использовании федеральных специальных марок в соответствии с их назначением, исполнение которых обеспечено поручительством (банковской гарантией), то требование об уплате суммы обеспечения выставляется поручителю (гаранту) в размере, кратном количеству федеральных специальных марок, по которому соответствующее обязательство об использовании федеральных специальных марок в соответствии с их назначением не исполнено, с последующим перечислением указанных средств в федеральный бюджет.
В рассматриваемом случае Общество одновременно с заявлениями о выдаче ФСМ предоставило в Управление обязательства от 24.09.2019 N 55 и от 14.10.2019 N 61.
Суды двух инстанций, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, установили, что Обществом обязательства не выполнены в эквивалентной сумме обеспечения их исполнения, так обязательство от 24.09.2020 N 55 не исполнено на сумму 1 156 980 руб. 60 коп., кратное количеству ФСМ "Коньяк до 0,5 л" в количестве 14 748 штук, а обязательство от 14.10.2019 N 61 не исполнено на сумму 1 568 686 руб. 20 коп., кратное количеству ФСМ "Коньяк до 0,5 л" в количестве 14 997 штук, в связи с чем пришли к выводу о наличии, с учетом взятых Обществом на себя обязательств, оснований для перечисления указанных денежных средств в федеральный бюджет и уведомления об этом заявителя.
Довод кассационной жалобы о сомнительности взыскания средств по банковским гарантиям в отсутствие сведений об убытках, наступивших в результате его действий, суд кассационной инстанции находит несостоятельным, основанным на неправильном толковании приведенных выше нормативных положений.
Апелляционный суд справедливо указал на то, что допущенные Обществом нарушения, выразившиеся в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, являются формальными, в связи с чем, представляют угрозу охраняемым общественным отношениям независимо от факта установления каких-либо негативных материальных последствий.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, судами не допущено, выводы судов соответствуют установленным ими обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербург и Ленинградской области от 31.07.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2020 по делу N А56-40876/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Виноконьячный завод "Альянс-1892" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2.1 статьи 12 Закона N 171-ФЗ для приобретения федеральных специальных марок (ФСМ) или акцизных марок организация представляет в государственный орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, в том числе, заявление о выдаче марок с указанием вида алкогольной продукции в соответствии со статьей 2 Закона N 171-ФЗ, содержания этилового спирта в алкогольной продукции, объема маркируемой алкогольной продукции, емкости подлежащей маркировке потребительской тары алкогольной продукции, количества испрашиваемых марок, а также обязательство об использовании приобретаемых марок в соответствии с их назначением, а также документ, подтверждающий обеспечение исполнения этого обязательства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.1 Правил маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 N 785 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками" (действовавшими в спорный период; далее - Правила N 785), в случае если организация, приобретающая федеральные специальные марки, не исполнила обязательств об использовании федеральных специальных марок в соответствии с их назначением, исполнение которых обеспечено поручительством (банковской гарантией), то требование об уплате суммы обеспечения выставляется поручителю (гаранту) в размере, кратном количеству федеральных специальных марок, по которому соответствующее обязательство об использовании федеральных специальных марок в соответствии с их назначением не исполнено, с последующим перечислением указанных средств в федеральный бюджет."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 марта 2021 г. N Ф07-17106/20 по делу N А56-40876/2020