22 марта 2021 г. |
Дело N А56-55921/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Соколовой С.В., Толкунова В.М.,
при участии от федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации Трояновской И.О. (доверенность от 28.12.2020 N 145/12юр),
рассмотрев 17.03.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.08.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2020 по делу N А56-55921/2020,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 105005, Москва, Спартаковская ул., д. 2Б, ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области, адрес: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1147847555107, ИНН 7842018964 (далее - Комитет), от 12.03.2020 N 6-пр о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении административного наказания в виде 125 000 руб. штрафа.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.08.2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2020, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе и дополнении к ней Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и принять новый - об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами не учтено, что вменяемое нарушение лицензионных требований в отношении одиннадцати многоквартирных домов, находящихся в управлении Учреждения, было выявлено в рамках одной прокурорской проверки и может служить основанием для выводов о наличии одного правонарушения, но не свидетельствует о совершении Учреждением одиннадцати самостоятельных правонарушений. В таком случае, как считает податель жалобы, принятие Комитетом на основании одиннадцати постановлений прокурора о возбуждении в отношении Учреждения дел об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ одиннадцати постановлений о привлечении Учреждения к административной ответственности по указанной квалификации нарушает принцип однократности привлечения к административной ответственности и является основанием для отмены оспариваемого постановления.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Комитет надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания, однако своего представителя для участия в нем не направил, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Учреждение в соответствии с лицензией на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами от 28.08.2017 N 426 управляет многоквартирным домом N 63, расположенным по адресу: Ленинградская обл., Выборгский р-н, п. Каменка (далее - МКД), на основании договора управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации.
Военная прокуратура Выборгского гарнизона 17.01.2020 провела проверку соблюдения Учреждением требований законодательства в жилищной сфере, в ходе которой выявила ряд нарушений Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), а также Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), что подтверждается материалами фотофиксации.
Указанное обстоятельство послужило основанием для вынесения заместителем военного прокурора Выборгского гарнизона постановления от 28.01.2020 о возбуждении в отношении Учреждения дела об административном нарушении по части 2 статьи 14.1.3 КоАП, которое было направлено в адрес Комитета на рассмотрение.
По результатам рассмотрения постановления от 28.01.2020 Комитет вынес постановление от 12.03.2020 N 6-пр о привлечении Учреждения к административной ответственности согласно указанной квалификации с назначением штрафа в размере 125 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Учреждение оспорило его в судебном порядке.
Суды двух инстанций, придя к выводу о наличии в действиях Учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, в удовлетворении заявления отказали.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Учреждения подлежащей удовлетворению.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 названного Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 7 части 1 статьи 193 ЖК РФ одним из лицензионных требований является соблюдение лицензиатом требований, установленных Правительством Российской Федерации.
Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110).
Как предусмотрено пунктом 3 Положения N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, также являются: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ; соблюдение требований, предусмотренных частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ; соблюдение требований, предусмотренных частью 7 статьи 162 и частью 6 статьи 198 ЖК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 ЖК РФ, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 названного Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, лицензионными требованиями являются оказание всех услуг и (или) выполнение работ по управлению многоквартирным домом, а также по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией (пункт 29 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 12.07.2017).
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлены нарушения Учреждением при осуществлении деятельности по управлению МКД требований Правил N 170 и N 491, что образует событие административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Вместе с тем судами не было учтено следующее.
В соответствии с частью 5 статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
При этом согласно диспозиции указанной нормы административная ответственность наступает независимо от количества (одного или нескольких) выявленных в ходе проверки нарушений лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Таким образом, нарушения лицензионных требований, предусмотренных одной лицензией, при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выявленные в рамках одной проверки одним и тем же контролирующим органом в отношении одного и того же лица, образуют состав одного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Учитывая, что по результатам спорной проверки Учреждение уже было привлечено к ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ постановлением Комитета от 12.03.2020 N 5-пр, которое признано законным в рамках рассмотрения дела N А56-55923/2020, вынесение по результатам этой же проверки оспариваемого в рамках настоящего дела постановления свидетельствует о повторном привлечении Учреждения к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение - нарушение лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Поскольку в данном случае Комитетом нарушен принцип однократности привлечения Учреждения к административной ответственности (часть 5 статьи 4.1 КоАП РФ) и названное нарушение судами не было устранено, обжалуемые решение от 27.08.2020 и постановление от 26.11.2020 в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат отмене с вынесением нового судебного акта - об удовлетворении заявления Учреждения.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.08.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2020 по делу N А56-55921/2020 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области от 12.03.2020 N 6-пр о привлечении федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
При этом согласно диспозиции указанной нормы административная ответственность наступает независимо от количества (одного или нескольких) выявленных в ходе проверки нарушений лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Таким образом, нарушения лицензионных требований, предусмотренных одной лицензией, при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выявленные в рамках одной проверки одним и тем же контролирующим органом в отношении одного и того же лица, образуют состав одного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Учитывая, что по результатам спорной проверки Учреждение уже было привлечено к ответственности по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ постановлением Комитета от 12.03.2020 N 5-пр, которое признано законным в рамках рассмотрения дела N А56-55923/2020, вынесение по результатам этой же проверки оспариваемого в рамках настоящего дела постановления свидетельствует о повторном привлечении Учреждения к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение - нарушение лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 марта 2021 г. N Ф07-17076/20 по делу N А56-55921/2020