24 марта 2021 г. |
Дело N А44-2001/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 22.03.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 18.06.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2020 по делу N А44-2001/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ПС", адрес: 173007, Великий Новгород, ул. Каберова-Власьевского, д. 97, оф. 6Н, ОГРН 1185321003262, ИНН 5321195329 (далее - ООО "УК "ПС", Общество), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Комитету государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области, адрес: 173008, Великий Новгород, Большая Санкт-Петербургская ул., д. 81, ОГРН 1035300272171, ИНН 5321091224 (далее - Комитет), о признании недействительным предписания от 28.02.2020 N ЛК-200-20.
Решением суда первой инстанции от 18.06.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 06.11.2020, заявленные требования удовлетворены, оспариваемое предписание Комитета признано недействительным.
Не соглашаясь с принятыми судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, Комитет обратился в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование доводов жалобы Комитет указывает на то, что в соответствии с частью 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлена формулировка вопроса повестки дня общего собрания, которая не была применена. Податель жалобы полагает, что в связи с несоответствием формулировки пункта 12 решения от 29.12.2017 указанной норме такое решение не может исполняться при начислении платы за коммунальные ресурсы в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей Комитета и Общества, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа от 11.02.2020 N ЛК-199-20 в связи с обращением гражданина, проживающего в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Великий Новгород, Озерная ул., д. 71, (далее - МКД), Комитетом проведена внеплановая документарная проверка ООО "УК "ПС", осуществляющего управление названным МКД на основании лицензии от 26.06.2018 N 053-000211 и договора управления от 01.07.2019.
В ходе проверки установлено и в акте от 28.02.2020 N ЛК-200-20 отражено необоснованное повышение Обществом тарифов на коммунальные ресурсы, что является нарушением требований части 9.2 статьи 156 и части 2.3 статьи 161 ЖК РФ.
Обществу выдано предписание от 28.02.2020 N ЛК-200-20 об устранении выявленного нарушения в срок до 18.05.2020, содержащее требование произвести перерасчет размера платы за электрическую энергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества МКД потребителями за декабрь 2019 года, в соответствии с требованиями части 9.2 статьи 156 ЖК РФ, а также провести соответствующее собрание с вопросом повестки дня об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного прибора учета.
Несогласие с выданным предписанием послужило основанием для обращения ООО "УК "ПС" в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление, поскольку признал оспариваемое предписание несоответствующим жилищному законодательству и нарушающим права и законные интересы Общества.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, к лицензионным требованиям относятся соблюдение лицензиатом требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ, и исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
В соответствии с частью 2.3 статьи 161, частью 2 статьи 162 ЖК РФ, подпунктом "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, надлежащее управление многоквартирным домом обеспечивается, в том числе, начислением обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, оформлением платежных документов и направлением их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.
В рассматриваемом случае оспариваемое предписание вынесено Комитетом в рамках осуществления лицензионного контроля в пределах предоставленных полномочий.
Комитетом установлено нарушение порядка начисления платы (способе ее распределения) за жилое помещение в соответствие с действующим законодательством в части расчета платы за коммунальные ресурсы, потребленные в целях содержания общего имущества.
В силу пункта 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Из положений части 9.2 статьи 156 ЖК РФ следует, что размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исключения составляют случаи оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме: 1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; 2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил N 354), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Как верно указал суд апелляционной инстанции, начиная с августа 2017 года определение размера расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения в МКД на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в МКД, возможно исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, но только в случае принятия на общем собрании собственников помещений в МКД соответствующего решения, наличие которого установлено требованиями ЖК РФ.
В рассматриваемом случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что МКД оборудован общедомовым прибором учета электрической энергии.
Судами также установлено, что общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение, оформленное протоколом от 29.12.2017 N 2/2017, о распределении затрат по электроэнергии, водоснабжению и водоотведению на общедомовые нужды МКД между собственниками помещений МКД в соответствии с показаниями общедомовых приборов учета коммунальных услуг (вопрос повестки дня N 12), что соответствует требованиям части 9.2 статьи 156 ЖК РФ.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о несоответствии оспариваемого предписания требованиям действующего законодательства и наличии правовых оснований для удовлетворения требования Общества.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 АПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 18.06.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2020 по делу N А44-2001/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил N 354), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
...
Судами также установлено, что общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение, оформленное протоколом от 29.12.2017 N 2/2017, о распределении затрат по электроэнергии, водоснабжению и водоотведению на общедомовые нужды МКД между собственниками помещений МКД в соответствии с показаниями общедомовых приборов учета коммунальных услуг (вопрос повестки дня N 12), что соответствует требованиям части 9.2 статьи 156 ЖК РФ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 марта 2021 г. N Ф07-1736/21 по делу N А44-2001/2020
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1439/2021
24.03.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1736/2021
06.11.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6808/20
18.06.2020 Решение Арбитражного суда Новгородской области N А44-2001/20