24 марта 2021 г. |
Дело N А21-218/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Бобарыкиной О.А. и Пастуховой М.В.,
при участии от акционерного общества "Оборонэнерго" Котиной Е.В. (доверенность от 10.08.2020), от Министерства обороны Российской Федерации Бякиной О.В. (доверенность от 13.11.2020),
рассмотрев 24.03.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2020 по делу N А21-218/2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Оборонэнерго", адрес: 107140, Москва, ул. Русаковская, д. 13, стр. 19 21-25, ОГРН 1097746264230, ИНН 7704726225 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 105005, Москва, ул. Спартаковская, д. 2Б, ОГРН 1027700430889 (далее - Учреждение), о взыскании 1 090 770 руб. 22 коп. неосновательного обогащения в размере стоимости выявленного бездоговорного потребления электрической энергии.
К участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований на предмет спора привлечено Министерство обороны Российской Федерации, адрес: 119019, Москва, ул. Знаменка, д. 19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство).
Решением суда от 08.07.2020 требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, Учреждение обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой на него.
Определением от 29.09.2020 апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным процессуальным законодательством, для рассмотрения дела в суде первой инстанции; к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек акционерное общество "Янтарьэнергосбыт", истребовав у этого лица контракт от 20.11.2018 N 415700012.
Постановлением апелляционной инстанции от 25.11.2020 решение от 08.07.2020 отменено, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней Учреждение, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить судебный акт и принять новое решение. Податель жалобы указывает, что потребитель не был уведомлен о предстоящей проверке, акт от имени потребителя подписан неуполномоченным лицом. Кроме того, Учреждение полагает, что судам следовало дать оценку тому обстоятельству, когда истцу были переданы объекты электроэнергетики, а также учесть, что по факту выявленного бездоговорного потребления составлены различные варианты актов.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить ее без удовлетворения. Министерство в своем отзыве просит кассационную жалобу удовлетворить.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы, приведенные в жалобе, а представитель Общества с ними не согласился.
Остальные лица надлежаще извещены о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направили, что не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, к полномочиям Учреждения относится эксплуатация и содержание объектов теплового, водопроводно-канализационного и электросетевого хозяйства Вооруженных Сил Российской Федерации; в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.12.2017 N 860 Учреждение осуществляет коммунально-эксплуатационное обеспечение для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации в рамках и за счет средств федерального бюджета.
На основании государственного контракта электроснабжения от 20.11.2018 N 415700012 Учреждение обеспечивает электроэнергией объекты Министерства обороны Российской Федерации, осуществляет эксплуатацию энергопринимающих устройств, обеспечивает их сохранность, надежное функционирование, несет ответственность за надлежащее техническое состояние и эксплуатацию приборов учета.
Представителями Общества (сетевой организации) в присутствии представителя Учреждения Овсянникова В.М. проведена проверка оснований потребления электроэнергии объектами военного городка N 2, пос. Донское.
В ходе проверки установлен факт потребления электрической энергии объектом РСБН (радиотехническая система ближней навигации) в отсутствие заключенного договора энергоснабжения. Результат проверки отражен в акте о бездоговорном потреблении электрической энергии от 01.10.2019 N КЛГ/Ц/б.д.юр.л./2019/02, подписанном Овсянниковым В.М. без замечаний. Акт составлен в соответствии с требованиями пункта 192 Основных положений функционировании розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения). В акте отмечено, что потребление электроэнергии осуществляется от ТП 270-2, от ВЛ 0,4 кВ, РЩ-1 0,4 кВ кабелем ВВГ, в отсутствие прибора учета.
Общество определило расчетным способом объем электроэнергии, потребленной за период с 01.10.2018 по 01.10.2019, и выставило Учреждению счет от 08.10.2019 N КЛН00000188 на уплату 1 090 770 руб. 22 коп.
Поскольку Учреждение счет не оплатило, претензию оставило без удовлетворения, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Апелляционный суд удовлетворил требования истца, признав их законными и обоснованными.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы Учреждения, кассационная инстанция приходит к следующему.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 2 Основных положений (в редакции, действовавшей на момент проведения проверки) бездоговорное потребление электрической энергии - это самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в государственный контракт энергоснабжения спорный объект РСБН включен не был, то есть он был присоединен к сетям Общества самовольно. Коль скоро Учреждение несет ответственность за сохранность, надежное функционирование и эксплуатацию энергопринимающих устройств военного городка N 2, суд обоснованно посчитал Учреждение надлежащим ответчиком.
Пунктами 192, 193 Основных положений предусмотрено, что по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии, где должны быть отражены данные: о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления; объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии).
При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация)), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.
При этом Основными положениями не предусмотрено обязательное предварительное уведомление сетевой организацией потребителя о предстоящей проверке предполагаемого факта бездоговорного потребления электроэнергии.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о том, что представленный Обществом акт от 01.10.2019 составлен в соответствии с требованиями пунктов 192, 193 Основных положений. Из акта следует, что на момент проверки объект был присоединен к сетям сетевой организации. Акт от имени потребителя подписан мастером электрохозяйства Овсянниковым В.М., который находился в трудовых отношениях с Учреждением. Не доверять содержанию акта у суда не имелось оснований, поскольку добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается. Факт бездоговорного потребления электроэнергии ответчик не опроверг и не отрицал, что объект РСБН в контракт энергоснабжения не включен.
Вопреки доводам Учреждения, в материалах дела имеется лишь один акт о бездоговорном потреблении, иные акты не представлены.
Расчет бездоговорного потребления не противоречит пункту 196 Основных положений, ответчиком контррассчет не представлен.
Довод Учреждения о том, что судам следовало установить, когда истцу были переданы объекты электроэнергетики, впервые заявлен в кассационной инстанции, а потому в силу полномочий суда, установленных статьей 286 АПК РФ, исследованию и оценке кассационной инстанцией не подлежит.
Ввиду изложенного кассационная инстанция полагает, что суд апелляционной инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, оценил в совокупности представленные доказательства, правильно применил нормы права и удовлетворил иск Общества.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2020 по делу N А21-218/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Старченкова |
Судьи |
В.В. Старченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.