31 марта 2021 г. |
Дело N А42-5800/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Савицкой И.Г. и Толкунова В.М.,
при участии от акционерного общества "Фармация Мурманска" Жейнова В.Ф. (доверенность от 27.07.2020),
рассмотрев 30.03.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Фармация Мурманска" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2020 по делу N А42-5800/2020,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского административного округа города Мурманска, адрес: (далее - Прокурор), обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о привлечении акционерного общества "Фармация Мурманска", адрес: 183025, город Мурманск, улица Полярные Зори, дом 49, корпус 6, ОГРН 1085190015888, ИНН 5190194022 (далее - Общество), к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ.
Решением суда первой инстанции от 07.09.2020 заявленные требования Прокурора удовлетворены, Общество привлечено к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Постановлением апелляционного суда от 02.12.2020 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит изменить решение в части, исключив из описательно-мотивировочной части указание на нарушение Общества лицензионных требований в части несоблюдения обеспечения утвержденного Правительством Российской Федерации и формируемого в установленном им порядке минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи относительно лекарственного препарата "Ранитидин", а постановление отменить.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, дав суду кассационной инстанции свои пояснения.
Прокурор надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направил, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Обществу Министерством здравоохранения Мурманской области выдана лицензия от 07.04.2020 N ЛО-51-02-002289 на осуществление фармацевтической деятельности (хранение лекарственных препаратов для медицинского применения, перевозка лекарственных препаратов для медицинского применения, розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения) по адресам, указанным в приложениях к лицензии. Лицензия предоставлена бессрочно.
Старшим помощником прокурора 26.06.2020 во исполнение поручения Прокуратуры Мурманской области от 06.05.2020 N 7-02-2020 на основании решения от 25.06.2020 N 190 проведена проверка соблюдения Обществом требований законодательства в сфере здравоохранения, законодательства о лекарственном обеспечении граждан, а также законодательства, регулирующего оборот лекарственных препаратов и медицинских изделий.
В ходе проверки при осуществлении деятельности в аптеке N 73, расположенной по адресу: г. Мурманск, ул. Хлобыстова, д. 32, выявлены грубые нарушения требований, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно:
1. В торговом зале Аптеки в холодильнике N 2 фирмы "Спутник" расположен термометр стеклянный ТС - 7 АМК N 9141, дата поверки 02.2019, межповерочный интервал - 3 года. На момент проверки согласно показаниям термометра температура в холодильнике составляла +10,5 C. При указанной температуре в холодильнике осуществлялось хранение лекарственного препарата - глазные капли "Офтан катахром", 10 мл, в количестве 5 упаковок, производитель АО "Сантэн", Финляндия, указанная производителем температура хранения - от 2 до 8 C.
2. В торговом зале Аптеки в холодильнике N 1 расположен термометр стеклянный ТС - 7 АМК N 9136, дата поверки 02.2019, межповерочный интервал - 3 года. На момент проверки согласно показаниям термометра температура в холодильнике составляла +10,5 C. При указанной температуре в холодильнике осуществлялось хранение следующих лекарственных препаратов:
- капли "Зеленина" для приема внутрь, 25 мл, в количестве 2 упаковок, производитель ЗАО "Московская фармацевтическая фабрика", указанная производителем температура хранения - от +12 до +20 C;
- сироп для приема внутрь "Пертуссин", 100 г, в количестве 10 флаконов, производитель ОАО "Самарамедпром", указанная производителем температура хранения - от +12 до +15 C.
3. В торговом зале расположен гигрометр психрометрический типа ВИТ-1 N 43, дата поверки 02.2019, межповерочный интервал - 2 года. На момент проверки согласно показаниям гигрометра температура в торговом зале составляла +23 C. При указанной температуре в ящике для инъекций осуществлялось хранение лекарственного препарата - раствора для внутреннего и внутримышечного введения "Преднизолон Буфус", 30 мг/мл, в количестве 6 упаковок по 10 ампул по 1 мл и 1 неполной упаковки из 3-х ампул по 1 мл, производитель АО "Производственная фармацевтическая компания "Обновление", указанная производителем температура хранения - не выше +15 C.
На момент проверки в Аптеке в реализации отсутствовал лекарственный препарат минимального ассортимента, необходимый для оказания медицинской помощи, "Ранитидин" в таблетках (блокаторы Н2-гистаминовых рецепторов).
По результатам проверки составлен акт от 26.06.2020 с фототаблицей.
Установив нарушение Общества требований действующего законодательства, Прокурор постановлением от 30.06.2020 возбудил в отношении Общества дело об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ и на основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в связи с чем привлек ответчика к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией, назначив наказание ниже низшего предела санкции инкриминируемой статьи в размере 50 000 руб.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава указанного административного правонарушения. При этом апелляционный суд счел необоснованным вменение Обществу такого нарушения как не обеспечение продажи лекарственных препаратов минимального ассортимента, необходимых для оказания медицинской помощи (препарат "Ранитидин").
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Положение о лицензировании фармацевтической деятельности утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 (далее - Положение N 1081).
Согласно пункту 5 Положения N 1081 лицензионным требованием является соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения - аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, требований части 6 статьи 55 и части 7 статьи 67 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (подпункт "г"); соблюдение лицензиатом, осуществляющим хранение лекарственных средств для медицинского применения, - правил хранения лекарственных средств для медицинского применения (подпункт "з").
Пунктом 6 Положения N 1081 определено, что осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных пунктом 5 данного Положения.
Правила хранения лекарственных средств, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.08.2010 N 706н (далее - Правила N 706н), устанавливают требования к помещениям для хранения лекарственных средств для медицинского применения (далее - лекарственные средства), регламентируют условия хранения указанных лекарственных средств и распространяются на производителей лекарственных средств, организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, медицинские и иные организации, осуществляющие деятельность при обращении лекарственных средств, индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 706н в помещениях для хранения лекарственных средств должны поддерживаться определенные температура и влажность воздуха, позволяющие обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств.
Согласно пункту 32 Правил N 706н хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры (термолабильные лекарственные средства), организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации.
В силу пункта 42 Правил N 706н организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять хранение лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями к их хранению, указанными на вторичной (потребительской) упаковке указанного лекарственного препарата.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в нарушение упомянутых требований Общество в аптеке по указанному адресу не обеспечило поддержание температуры, позволяющей обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с требованиями производителей лекарственных средств.
Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет административную ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, а также отсутствие в деле доказательств невозможности соблюдения Обществом лицензионных требований и условий в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях лицензиата состава вмененного ему административного правонарушения, в связи с чем удовлетворил заявление Прокурора. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.
Несогласие Общества с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемых судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2020 по делу N А42-5800/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Фармация Мурманска" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.