г. Санкт-Петербург |
|
02 декабря 2020 г. |
Дело N А42-5800/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 декабря 2020 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Семеновой А.Б.
судей Зотеевой Л.В., Протас Н.И.
при ведении протокола судебного заседания: Вардиковой А.А.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен надлежащим образом
от ответчика: Жейков В.Ф. по доверенности от 27.07.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-28395/2020) АО "Фармация Мурманска" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.09.2020 по делу N А42-5800/2020, принятое
по заявлению Прокуратуры Ленинского административного округа г. Мурманска
к АО "Фармация Мурманска"
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского административного округа г. Мурманска (далее - заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о привлечении акционерного общества "Фармация Мурманска" (ОГРН: 1085190015888, адрес: 183025, г. Мурманск, ул. Полярные Зори, 49, 6; далее - ответчик, Общество, АО "Фармация Мурманска") к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 07.09.2020 суд первой инстанции привлечь АО "Фармация Мурманска" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде штрафа в сумме 50 000 руб.
Не согласившись с решением суда, АО "Фармация Мурманска" обратилось в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит изменить решение суда, исключив из мотивировочной части решения суда вывод о нарушении Обществом лицензионных требований в части несоблюдения обеспечения утвержденного Правительством Российской Федерации минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи относительно лекарственного препарата Ранитидин.
В судебном заседании представитель АО "Фармация Мурманска" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Прокурор, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направил, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие заявителя в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, АО "Фармация Мурманска" Министерством здравоохранения Мурманской области выдана лицензия N ЛО-51-02-002289 от 07.04.2020 на осуществление фармацевтической деятельности (хранение лекарственных препаратов для медицинского применения, перевозка лекарственных препаратов для медицинского применения, розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения, отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения) по адресам, указанным в приложениях к лицензии. Лицензия предоставлена бессрочно.
26.06.2020 старшим помощником прокурора во исполнение поручения Прокуратуры Мурманской области от 06.05.2020 N 7-02-2020 на основании решения N 190 от 25.06.2020 проведена проверка соблюдения Обществом требований законодательства в сфере здравоохранения, законодательства о лекарственном обеспечении граждан, а также законодательства, регулирующего оборот лекарственных препаратов и медицинских изделий.
В ходе проверки при осуществлении деятельности в аптеке N 73 (далее - Аптека), расположенной по адресу: г. Мурманск, ул. Хлобыстова, д. 32, выявлены грубые нарушения требований, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно:
1. В торговом зале Аптеки в холодильнике N 2 фирмы "Спутник" расположен термометр стеклянный ТС - 7 АМК N 9141, дата поверки 02.2019, межповерочный интервал - 3 года. На момент проверки согласно показаниям термометра температура в холодильнике составляла +10,5 С. При указанной температуре в холодильнике осуществлялось хранение лекарственного препарата - глазные капли "Офтан катахром", 10 мл, в количестве 5 упаковок, производитель АО "Сантэн", Финляндия, указанная производителем температура хранения - от 2 до 8 С.
2. В торговом зале Аптеки в холодильнике N 1 расположен термометр стеклянный ТС - 7 АМК N 9136, дата поверки 02.2019, межповерочный интервал - 3 года. На момент проверки согласно показаниям термометра температура в холодильнике составляла +10,5 С. При указанной температуре в холодильнике осуществлялось хранение следующих лекарственных препаратов:
- капли "Зеленина" для приема внутрь, 25 мл, в количестве 2 упаковок, производитель ЗАО "Московская фармацевтическая фабрика", указанная производителем температура хранения - от +12 до +20 С;
- сироп для приема внутрь "Пертуссин", 100 г, в количестве 10 флаконов, производитель ОАО "Самарамедпром", указанная производителем температура хранения - от +12 до +15 С.
3. В торговом зале расположен гигрометр психрометрический типа ВИТ-1 N 43, дата поверки 02.2019, межповерочный интервал - 2 года. На момент проверки согласно показаниям гигрометра температура в торговом зале составляла +23 С. При указанной температуре в ящике для инъекций осуществлялось хранение лекарственного препарата - раствора для внутреннего и внутримышечного введения "Преднизолон Буфус", 30 мг/мл, в количестве 6 упаковок по 10 ампул по 1 мл и 1 неполной упаковки из 3-ех ампул по 1 мл, производитель АО "Производственная фармацевтическая компания "Обновление"", указанная производителем температура хранения - не выше +15 С.
Кроме того, на момент проверки в Аптеке в реализации отсутствовал лекарственный препарат минимального ассортимента, необходимый для оказания медицинской помощи, "Ранитидин" в таблетках (блокаторы Н2-гистаминовых рецепторов).
По результатам проверки составлен акт от 26.06.2020 с фототаблицей.
Установив нарушение АО "Фармация Мурманска" требований действующего законодательства, прокурор Ленинского административного округа г. Мурманска постановлением от 30.06.2020 возбудил в отношении Общества дело об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ и на основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в связи с чем привлек ответчика к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией, назначив наказание ниже низшего предела санкции инкриминируемой статьи в размере 50 000 руб.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, запрещается осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно примечанию к названной статье КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В силу положений части 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) перечень грубых нарушений, установленный Правительством Российской Федерации, является исчерпывающим.
Объективной стороной данного правонарушения является осуществление предпринимательской деятельности на основании специального разрешения (лицензии) при грубом нарушении его (ее) условий. Субъектом названного правонарушения является лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность на основании специального разрешения (лицензии).
Согласно пункту 33 статьи 4 Закона N 61-ФЗ фармацевтической является деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 12 Закона N 99-ФЗ и статьей 55 Закона N 61-ФЗ фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" утверждено Положение о лицензировании фармацевтической деятельности.
В силу подпунктов "г" и "з" пункта 5 Положения о лицензировании:
- лицензиат, осуществляющий розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, обязан соблюдать правила надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, правила надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правила отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, правила регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правила ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, требования части 6 статьи 55 и части 7 статьи 67 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и установленные предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
- лицензиат, осуществляющий хранение лекарственных средств для медицинского применения, обязан соблюдать правила хранения лекарственных средств для медицинского применения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.08.2010 N 706н утверждены Правила хранения лекарственных средств (далее - Правила N 706н), которые устанавливают требования к помещениям для хранения лекарственных средств для медицинского применения (далее - лекарственные средства), регламентируют условия хранения указанных лекарственных средств и распространяются на производителей лекарственных средств, организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, медицинские и иные организации, осуществляющие деятельность при обращении лекарственных средств, индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность.
Согласно пункту 3 указанных Правил в помещениях для хранения лекарственных средств должны поддерживаться определенные температура и влажность воздуха, позволяющие обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств.
В силу пункта 32 Правил N 706н хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры (термолабильные лекарственные средства), организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации.
Организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять хранение лекарственных препаратов для медицинского применения в соответствии с требованиями к их хранению, указанными на вторичной (потребительской) упаковке указанного лекарственного препарата (пункт 42 правил N 706н).
Факт осуществления Обществом лицензируемого вида деятельности с нарушением вышеперечисленных требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) подтверждается материалами дела (в том числе актом проверки от 26.06.2020, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 30.06.2020) и ответчиком не отрицается.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает необоснованным вменение Обществу такого нарушения как не обеспечение продажи лекарственных препаратов минимального ассортимента, необходимых для оказания медицинской помощи. В частности, на момент проверки в аптеке в продаже отсутствовала одна позиция "Ранитидин", входящая в минимальный ассортимент лекарственных препаратов.
Податель апелляционной жалобы также указывает на отсутствие вины в части отсутствия в реализации лекарственного препарата минимального ассортимента, необходимого для оказания медицинской помощи, "Ранитидин" в таблетках (блокаторы Н2-гистаминовых рецепторов).
В силу части 6 статьи 55 Закона N 61-ФЗ аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, обязаны обеспечивать утвержденный Правительством Российской Федерации и формируемый в установленном им порядке минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.
Такой Минимальный ассортимент утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 N 2406-р, в который, в том числе, включен "Ранитидин" (блокаторы Н2-гистаминовых рецепторов).
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на отсутствие указанного препарата у поставщиков.
Как следует из акта проверки от 26.06.2020, Обществом в обоснование отсутствия спорного лекарственного препарата представлены письма производителей, согласно которым препарат не производится и отсутствует на складах контрагентов заявителя (л.д. 99-101).
Учитывая изложенное, апелляционный суд признает обоснованным довод подателя апелляционной жалобы об отсутствии вины Общества в совершении указанного эпизода административного правонарушения.
При этом факт реализации лекарственных средств с грубым нарушением правил хранения лекарственных препаратов подтверждается материалами дела и ответчиком не опровергнут.
Согласно положениям статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. При этом юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд первой инстанции обоснованно счел установленной вину Общества в осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальных разрешением (лицензией).
Доказательств, подтверждающих соблюдение лицензионных требований, или наличие обстоятельств, объективно препятствующих соблюдению обществом лицензионных требований, в суд не представлено, поэтому с учетом положений статьи 2.1 КоАП РФ суд первой инстанции правомерно привлек Общество к административной ответственности за вмененное правонарушение.
Судом апелляционной инстанции также проверено соблюдение процедуры привлечения юридического лица к административной ответственности и не выявлено существенных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда. Общество привлечено к административной ответственности в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Размер административного штрафа проверен судом апелляционной инстанции и признан обоснованным, назначенным с учетом характера вменяемого административного правонарушения, ниже низшего предела инкриминируемой статьи. По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное Обществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 07 сентября 2020 года по делу N А42-5800/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Фармация Мурманска" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Л.В. Зотеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-5800/2020
Истец: Прокуратура Ленинского административного округа г.Мурманска
Ответчик: АО "ФАРМАЦИЯ МУРМАНСКА"