31 марта 2021 г. |
Дело N А56-64372/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Корабухиной Л.И.,
рассмотрев 31.03.2021 без вызова сторон кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Трудовые ресурсы" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2020 по делу N А56-64372/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Трудовые ресурсы", адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 17, лит. А, пом. 6Н, ОГРН 1079847050040, ИНН 7801427380 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга, адрес: 199406, Санкт-Петербург, ул. Шевченко, д. 27, лит. А, ОГРН 1027800542440, ИНН 7801202570 (далее - Фонд), от 03.07.2020 N 202S19200036112 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (далее - решение).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда первой инстанции от 30.09.2020 заявленные Обществом требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 11.12.2020 решение от 30.09.2020 отменено.
Заявленные требования Общества удовлетворены частично: оспариваемое решение Фонда признано недействительным в части привлечения Общества к ответственности в виде финансовой санкции в сумме 7 000 руб.
Общество, не согласившись с выводами суда апелляционной инстанции, подало кассационную жалобу на принятый по делу судебный акт.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ (в редакции Федерального закона от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации") с 01.10.2019 кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
В силу части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства указанных в части 1 данной статьи решений и постановлений являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В рассматриваемом случае Общество ссылается в своей кассационной жалобе на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем просит отменить постановление от 11.12.2020 и оставить в силе решение суда первой инстанции от 30.09.2020, принятое по настоящему делу.
По мнению подателя жалобы, судом апелляционной инстанции необоснованно не учтено, что вина Общества в просрочке предоставления сведений по форме СЗВ-М за апрель 2020 года в отношении своих сотрудников отсутствовала, поскольку в спорный период на территории Санкт-Петербурга действовали ограничительные меры в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), а дни с 04 апреля по 12 мая 2020 года были объявлены нерабочими, в связи с чем сотрудник Общества находился на удаленном рабочем месте (дома), а задержка в отправке им сведений была вызвана сбоем программного обеспечения, который работник самостоятельно устранить не мог. При таких обстоятельствах, Общество считает, что размер штрафных санкций за апрель 2020 года снижен до 7 000 руб. судом апелляционной инстанции произвольно, без учета установленных судом первой инстанции обстоятельств.
В отзыве на кассационную жалобу Фонд просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, считая приведенные в ней доводы несостоятельными.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о принятии кассационной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Законность обжалуемого постановления, рассмотренного в порядке упрощенного производства, проверена в кассационном порядке в соответствии со статьями 286 и 288.2 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Обществом 18.05.2020 в форме электронного документа по телекоммуникационным каналам связи представлены в Фонд сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М по типу "исходные" за апрель 2020 года в отношении 28 застрахованных лиц.
На основании представленных сведений Фондом проведена проверка, по результатам которой составлен акт от 28.05.2020 N 2020S18200028542 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором указано, что сведения по форме СЗВ-М по типу "исходные" за апрель 2020 года в отношении 28 застрахованных лиц направлены Обществом 18.05.2020 с нарушением установленного законом срока.
По результатам рассмотрения указанного акта Фондом 03.07.2020 принято решение о привлечении страхователя к ответственности на основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, в виде наложения штрафа в размере 14 000 руб.
Посчитав решение Фонда незаконным, нарушающим права и законные интересы Общества, заявитель оспорил его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление Общества, установив, что вина страхователя в просрочке предоставления сведений индивидуального персонифицированного учета отсутствует вследствие объективных причин (удаленной работы сотрудника Общества из-за распространения на территории России и города Санкт-Петербурга новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) и программным сбоем при отправке им сведений), что позволяет не применять к Обществу финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона N 27-ФЗ.
Апелляционный суд, посчитав выводы суда первой инстанции ошибочными, удовлетворил заявление Общества частично, признав недействительным оспариваемое решение Фонда в части привлечения страхователя к ответственности в виде финансовой санкции в сумме 7 000 руб. В остальной части заявления Обществу отказано.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, считает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 6 Федерального закона Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) Управление является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с абзацем 3 части 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенных указанным законом.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в пенсионный фонд о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения по форме СЗВ-М, где указываются: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилия, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
На основании части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
Как следует из материалов дела, предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ сведения по форме СЗВ-М по типу "исходные" за апрель 2020 года в отношении 28 застрахованных лиц Общество представило 18.05.2020, то есть с нарушением установленного срока (до 15.05.2020), что Обществом не оспаривалось и не опровергалось.
При вынесении решения о взыскании с Общества финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2020 года, суд апелляционной инстанции снизил сумму начисленного страхователю штрафа до 7 000 руб. с учетом смягчающих вину обстоятельств: отсутствие у Общества задолженности по уплате страховых взносов, непродолжительности просрочки при исполнении обязанности по предоставлению отчетности (3 дня), отсутствие не только умысла в нарушении, но и негативных последствий для бюджета Пенсионного фонда.
Возможность применения смягчающих ответственность обстоятельств установлена судом с учетом правовой позиции, изложенной в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П, от 19.01.2016 N 2-П, а также положений статей 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), указывающих на возможность с учетом конституционных принципов соразмерности и справедливости при назначении наказания дифференцировать в судебном порядке наказание в зависимости от тяжести содеянного и степени вины нарушителя.
Ссылки заявителя на коронавирусные ограничения, введенные в период пандемии Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206, от 02.04.2020 N 239 и от 28.04.2020 N 294 в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в период с 30 марта по 30 апреля 2020 года и с 1 мая 2020 года по 11 мая 2020 года, как на основание освобождения его от уплаты финансовых санкций, апелляционным судом обоснованно отклонены, поскольку нерабочие дни сами по себе не являются основанием для переноса срока установленной законом обязанности для предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Кроме того, необходимо учитывать, что, начиная с 12 мая 2020 года, единый период нерабочих дней завершен.
Следовательно, Общество не было лишено возможности своевременно представить в Фонд сведения по форме СЗВ-М за апрель 2020 года в отношении 28 сотрудников в установленный законом срок - до 15.05.2020.
Доводы подателя жалобы, не согласного с правовой оценкой фактических обстоятельств дела апелляционным судом, не свидетельствует о наличии предусмотренных частью 3 статьи 288.2 АПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы Общества.
Поскольку существенного нарушения норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, судом апелляционной инстанции не допущено, суд округа не усматривает предусмотренных частью 3 статьи 288.2 АПК РФ оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемого постановления от 11.12.2020, рассмотренного в порядке упрощенного производства.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 288.2 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2020 по делу N А56-64372/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Трудовые ресурсы" - без удовлетворения.
Судья |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылки заявителя на коронавирусные ограничения, введенные в период пандемии Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206, от 02.04.2020 N 239 и от 28.04.2020 N 294 в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в период с 30 марта по 30 апреля 2020 года и с 1 мая 2020 года по 11 мая 2020 года, как на основание освобождения его от уплаты финансовых санкций, апелляционным судом обоснованно отклонены, поскольку нерабочие дни сами по себе не являются основанием для переноса срока установленной законом обязанности для предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
...
Поскольку существенного нарушения норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, судом апелляционной инстанции не допущено, суд округа не усматривает предусмотренных частью 3 статьи 288.2 АПК РФ оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемого постановления от 11.12.2020, рассмотренного в порядке упрощенного производства."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 марта 2021 г. N Ф07-17049/20 по делу N А56-64372/2020