01 апреля 2021 г. |
Дело N А56-15985/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Журавлевой О.Р., Соколовой С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ССАБ Шведская сталь СНГ" Берлин А.Я. (доверенность от 09.03.2019), от Выборгской таможни Ивановой Ю.С. (доверенность от 13.01.2021),
рассмотрев 01.04.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ССАБ Шведская сталь СНГ" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.08.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2020 по делу N А56-15985/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ССАБ Шведская сталь СНГ", адрес: 194021, Санкт-Петербург, ул. Шателена, д. 26, лит. А, часть пом. 1-Н, 5 этаж, пом. 166, ОГРН 1057810304661, ИНН 7816366147 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Выборгской таможни, адрес: 188800, Ленинградская обл., г. Выборг, Таможенный проезд, д. 6, ОГРН 1034700881522, ИНН 4704019710 (далее - Таможня), выразившихся в запрете представителям Общества снимать копии и делать выписки из материалов камеральной таможенной проверки.
Решением суда первой инстанции от 06.08.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 18.11.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 06.08.2020 и постановление от 18.11.2020 и принять по данному делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Как заявляет податель жалобы, пункт 2 статьи 235 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) не содержит ни ограничений на снятие копий и выписок из материалов камеральной таможенной проверки, ни указания на то, что ознакомление с материалами проверки возможно исключительно в форме визуального осмотра. Поскольку процедура ознакомления с материалами таможенной проверки имеет своей целью подготовку проверяемым лицом мотивированных возражений на акт со ссылкой на конкретные документы (материалы, листы), заявитель считает, что его право не может быть ограничено каким-либо способом. Помимо прочего, Общество настаивает на том, что суды неправомерно приняли во внимание позицию Министерства финансов Российской Федерации, отклонив ссылку заявителя на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, приведенную в Определениях от 22.12.2015 N 2906-О, от 18.12.2002 N 358-О.
В отзыве на кассационную жалобу Таможня, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
В судебном заседании 04.03.2021 рассмотрение кассационной жалобы на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) отложено на 01.04.2021.
Определением суда кассационной инстанции от 31.03.2021 в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ ввиду нахождения в отпуске судья Лущаев С.В. замен на судью Журавлеву О.Р.
В силу пункта 5 статьи 18 АПК РФ судебное разбирательство в кассационной инстанции произведено с самого начала.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель таможенного органа возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Таможней в соответствии со статьей 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) в отношении Общества была проведена камеральная таможенная проверка и составлен акт от 20.11.2019 N 10206000/210/201119/А000010/000.
После получения акта камеральной таможенной проверки Общество направило таможенному органу ходатайство от 22.11.2019 об ознакомлении с материалами проверки, указав, что его представители будут делать выписки из материалов проверки, снимать фотокопии с использованием собственного оборудования.
В ответ Таможня в письме от 25.11.2019 N 08-13/32463 сообщила о возможности ознакомиться с материалами таможенной проверки. При этом Таможня отметила, что в соответствии с разъяснениями, приведенными в письме Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2019 N 03-10-12/84139, Законом N 289-ФЗ не предусмотрено право лица при ознакомлении с материалами таможенной проверки осуществлять выписки из них, снимать копии, в том числе посредством фотографирования. Также таможенный орган в письме указал, что в материалах камеральной таможенной проверки находятся документы, которые Общество само представило при таможенном декларировании и в ходе проверки. С данными документами заявитель вправе ознакомиться с 11-00 до 12-30 26.11.2019 в кабинете 257.
Впоследствии, Общество со ссылкой на то, что его представителю 26.11.2019 не были предоставлены документы и сведения, поступившие от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 17 по Санкт-Петербургу, Управления Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу, а также запросы Таможни, повторно обратилось в таможенный орган с ходатайством от 28.11.2019 об ознакомлении с материалами проверки. В этом письме Общество также указало на запрет таможенного органа знакомиться с документами путем осуществления выписок и фотографирования. Однако, по мнению Общества, Закон N 289-ФЗ не содержит запрета на ознакомление с материалами таможенной проверки путем осуществления выписок и снятия копий.
По результатам рассмотрения этого ходатайства Таможня письмом от 06.12.2019 N 08-13/33670 уведомила Общество о возможности ознакомления с документами с 11-00 до 12-30 10.12.2019 в кабинете 257. При этом таможенный орган указал, что письмо Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2019 N 03-10-12/84139 содержит разъяснения о правилах поведения, подлежащих применению при осуществлении ознакомления с материалами таможенной проверки.
Полагая действия Таможни по запрету представителям заявителя снимать копии и делать выписки из материалов камеральной таможенной проверки незаконными, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришла к следующим выводам.
Одной из форм таможенного контроля является таможенная проверка (статья 322 ТК ЕАЭС).
Пункт 1 статьи 331 ТК ЕАЭС определяет таможенную проверку как форму таможенного контроля, проводимую таможенным органом после выпуска товаров с применением иных установленных названным Кодеком форм таможенного контроля и мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля, предусмотренных Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, в целях проверки соблюдения лицами международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании.
Таможенная проверка может быть камеральной или выездной (пункт 7 статьи 331 ТК ЕАЭС).
Камеральная таможенная проверка проводится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях и (или) коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций и (или) по требованию таможенных органов, документов и сведений государственных органов государств-членов, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица (пункт 1 статьи 332 ТК ЕАЭС).
Права и обязанности должностных лиц таможенных органов и проверяемых лиц при проведении таможенной проверки установлены частями 1 и 3 статьи 335, статьей 336 ТК ЕАЭС.
Подпунктом 8 пункта 1 и подпунктом 9 пункта 3 статьи 335 ТК ЕАЭС предусмотрено, что права и обязанности должностных лиц таможенных органов при проведении таможенной проверки могут устанавливаться законодательством государств - членов ЕАЭС.
Аналогичное положение содержится в подпункте 6 пункта 1 и подпункте 9 пункта 2 статьи 336 ТК ЕАЭС в отношении прав и обязанностей проверяемых лиц при проведении таможенной проверки.
В статьях 235, 236 Закона N 289-ФЗ закреплены права и обязанности проверяемых лиц при проведении таможенной проверки.
В соответствии со статьей 235 Закона N 289-ФЗ проверяемое лицо пользуется правами, предусмотренными статьей 336 ТК ЕАЭС, а также вправе:
- с разрешения начальника (заместителя начальника) таможенного органа, проводившего таможенную проверку, после получения акта таможенной проверки знакомиться с материалами таможенной проверки, не содержащими сведения, составляющие государственную тайну, а также сведения, составляющие коммерческую, налоговую, банковскую тайну третьих лиц и иную охраняемую законом тайну (секреты), а если представление проверяемому лицу указанных сведений предусмотрено федеральными законами, также с материалами таможенной проверки, содержащими такие сведения;
- в порядке, предусмотренном частями 16 - 19 статьи 237 названного Закона, представить в таможенный орган возражения по акту таможенной проверки.
При рассмотрении спора суды исходили из того, что законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании не содержит правовых норм, устанавливающих право проверяемого лица на ознакомление с материалами таможенной проверки путем копирования, фотографирования и выписок, а также соответствующих правовых норм, устанавливающих корреспондирующую обязанность таможенного органа предоставлять проверяемому лицу возможность ознакомления с материалами таможенной проверкой определенным способом, избранным проверяемым лицом.
Формулируя такой вывод, суды сослались на письма Министерства финансов Российской Федерации в письмах от 31.10.2019 N 03-10-12/84139, от 05.12.2019 N 03-10-11/94616, в которых указано, что Законом N 289-ФЗ не предусмотрено право лица при ознакомлении с материалами таможенной проверки осуществлять выписки из них, снимать копии, в том числе посредством фотографирования; проверяемое лицо вправе знакомиться с материалами таможенной проверки путем их визуального осмотра.
Кассационная инстанция считает неосновательной ссылку судов на разъяснения Министерства финансов Российской Федерации.
Данные в письмах от 31.10.2019 N 03-10-12/84139, от 05.12.2019 N 03-10-11/94616 разъяснения Министерства финансов Российской Федерации не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний, рассчитанных на многократное применение. Как отражено в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.01.2007 N 12547/06, письма Министерства финансов Российской Федерации не отвечают критериям нормативного правового акта, они не могут иметь юридического значения и порождать правовые последствия для неопределенного круга лиц.
Таким образом, содержащиеся в письмах Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2019 N 03-10-12/84139, от 05.12.2019 N 03-10-11/94616 положения не могут рассматриваться в качестве устанавливающих обязательные для таможенных органов правила поведения, подлежащие неоднократному применению при осуществлении ими функций таможенного контроля. Соблюдения этих правил таможенные органы не вправе требовать и от проверяемых лиц. Арбитражные суды, рассматривающие возникающие в таможенной сфере споры, также не связаны положениями указанных писем, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 13 АПК РФ подобные письма не входят в круг нормативных правовых актов, применяемых при рассмотрении дел, что подтверждается из позицией Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в определении от 02.02.2021 по делу N АКПИ21-109.
Как усматривается из статьи 237 Закона N 237-ФЗ, в акте проверки таможенным органом должны быть указаны, в числе прочего, виды проверенных документов и сведений; описание выявленных фактов, свидетельствующих о нарушениях международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства Российской Федерации, с указанием их положений, требования которых были нарушены, либо сведения об отсутствии таковых; сведения о формах таможенного контроля, об иных действиях, проведенных в ходе камеральной таможенной проверки. Проверяемое лицо не позднее 15 рабочих дней со дня получения акта таможенной проверки вправе представить в письменном виде возражения по его содержанию в таможенный орган.
Таким образом, предоставление проверяемому лицу права на ознакомление с материалами таможенной проверки служит гарантией соблюдения его права на представление возражений на акт таможенной проверки.
Часть 2 статьи 235 Закона N 289-ФЗ, за исключением возможности отказа в ознакомлении с материалами таможенной проверки, содержащими сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую, налоговую, банковскую тайну третьих лиц и иную охраняемую законом тайну (секреты), не содержит прямых указаний на объем и порядок ознакомления проверяемого лица с материалами таможенной проверки. Не предусматривает данная норма и ограничений в способах ознакомления с материалами таможенной проверки, ограничений по числу ознакомлений, не содержит запрета проверяемому лицу снимать (получать) копии необходимых документов, делать выписки из них.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 18.02.2000 N 3-П, ограничение права, вытекающего из статьи 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации, допустимо лишь в соответствии с федеральным законом, устанавливающим специальный правовой статус не подлежащей распространению информации, обусловленный ее содержанием, в том числе наличием в ней данных, составляющих государственную тайну, конфиденциальных сведений, связанных с частной жизнью, со служебной, коммерческой, профессиональной, изобретательской деятельностью. Вся иная информация, которая, исходя из Конституции Российской Федерации и федеральных законов, не может быть отнесена к сведениям ограниченного доступа, в силу непосредственного действия статьи 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации должна быть доступна, если собранные документы и материалы затрагивают права и свободы, а законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты.
Ни Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, ни Закон N 289-ФЗ, ни иные акты в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства Российской Федерации не содержат каких-либо ограничений по способу ознакомления проверяемого лица с материалами таможенной проверки.
На основании изложенного, вопреки позиции судов, исходя из буквального толкования части 2 статьи 235 Закона N 289-ФЗ, закрепленное в Законе N 289-ФЗ право проверяемого лица на ознакомление с материалами таможенной проверки обязывает таможенный орган обеспечить реализацию данного права, которое не может быть ограничено конкретным способом (например, только путем визуального осмотра).
Между тем одного лишь наличия у проверяемого лица права на ознакомление с материалами таможенной проверки, в том числе путем выписки из материалов проверки, а также снятия фотокопий с использованием собственного оборудования, недостаточно для признания обоснованными заявленных Обществом в рамках настоящего дела требований.
Как установлено судами, таможенный орган в рассматриваемой ситуации не отказывал Обществу в ознакомлении с материалами таможенной проверки, им дважды предварительно была согласована дата и время ознакомления, документы были предоставлены представителю Общества для ознакомления.
Довод заявителя о том, что Таможня запретила знакомиться с документами путем осуществления выписок из них и фотографирования, не принимается судом кассационной инстанции.
В письмах от 25.11.2019 N 08-13/32463 и от 25.11.2019 N 08-13/32463 Таможня проинформировала Общество о возможности знакомиться с материалами таможенной проверки путем их визуального осмотра.
Однако в материалах дела отсутствуют доказательства того, что при ознакомлении представителем Общества с материалами таможенной проверки таможенный орган фактически запретил применить избранный заявителем способ.
Таким образом, ограничение представителя Общества в праве выбора способа ознакомления с материалами проверки, проведенного 26.11.2019 и 10.12.2019, документального не подтверждено.
Предъявление по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требования об оспаривании решения, действий/бездействий соответствующего государственного органа обусловлено мотивом восстановления нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица и не должно носить абстрактный характер.
В силу части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления определяющее значение имеет выявление совокупности двух условий: 1) несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; 2) нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку принятый Таможней акт по результатам проведенной камеральной таможенной проверки направлен в адрес Общества, проверяемому лицу была предоставлена возможность ознакомиться со всеми документами (в том числе запросами таможенного органа, информацией, поступившей от налогового органа), представить свои возражения на акт проверки, суды правомерно отметили, что права и законные интересы Общества не были ограничены ни в отношении получения информации по итогам таможенной проверки, ни в отношении реализации права на представление мотивированных возражений на акт проверки.
Боле того, в настоящем деле судами не установлено обстоятельств, подтверждающих, что действия таможенного органа, предоставившего возможность ознакомления с материалами проверки, воспрепятствовали каким-либо образом подготовке Обществом возражений на акт проверки и тем самым нарушили его права и законные интересы.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.05.2020 по делу N А56-137218/2019, оставленным без изменения постановлениями Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2020 и Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.12.2020, признаны недействительными вынесенные таможенным органом на основании акта камеральной проверки от 20.11.2019 N 10206000/210/201119/А000010/000 решения о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларациях на товары.
Поскольку права заявителя в ходе проведения камеральной таможенной проверки Таможней не нарушены, избранный Обществом способ защиты не преследует цель реального восстановления его субъективного права, а также учитывая, что наличие совокупности оснований, с которыми положения статьи 201 АПК РФ связывают возможность удовлетворения заявленного требования о признании незаконными действий таможенного органа, в рассматриваемом случае судами не установлено, следует признать, что суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.08.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2020 по делу N А56-15985/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ССАБ Шведская сталь СНГ" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.А. Родин |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 18.02.2000 N 3-П, ограничение права, вытекающего из статьи 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации, допустимо лишь в соответствии с федеральным законом, устанавливающим специальный правовой статус не подлежащей распространению информации, обусловленный ее содержанием, в том числе наличием в ней данных, составляющих государственную тайну, конфиденциальных сведений, связанных с частной жизнью, со служебной, коммерческой, профессиональной, изобретательской деятельностью. Вся иная информация, которая, исходя из Конституции Российской Федерации и федеральных законов, не может быть отнесена к сведениям ограниченного доступа, в силу непосредственного действия статьи 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации должна быть доступна, если собранные документы и материалы затрагивают права и свободы, а законодатель не предусматривает специальный правовой статус такой информации в соответствии с конституционными принципами, обосновывающими необходимость и соразмерность ее особой защиты.
Ни Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, ни Закон N 289-ФЗ, ни иные акты в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства Российской Федерации не содержат каких-либо ограничений по способу ознакомления проверяемого лица с материалами таможенной проверки.
На основании изложенного, вопреки позиции судов, исходя из буквального толкования части 2 статьи 235 Закона N 289-ФЗ, закрепленное в Законе N 289-ФЗ право проверяемого лица на ознакомление с материалами таможенной проверки обязывает таможенный орган обеспечить реализацию данного права, которое не может быть ограничено конкретным способом (например, только путем визуального осмотра)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 апреля 2021 г. N Ф07-1226/21 по делу N А56-15985/2020