Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Определение Конституционного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. N 2906-О "По жалобе некоммерческой организации "Ассоциация сельских муниципальных образований и городских поселений" на нарушение конституционных прав и свобод частью 2 статьи 6 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Оспаривались нормы, касающиеся разглашения сведений, содержащихся в обращениях гражданин.

Такие сведения, а также данные о частной жизни гражданина запрещено разглашать без его согласия.

По мнению заявителя (НКО), эти положения неконституционны.

Так, нормы позволяют во всех случаях отказывать в ознакомлении с содержанием обращения, а также данными гражданина, направившего его, лицу, в отношении которого из-за этого сообщения госорганами производится проверка.

Причем отказ допускается во всех случаях - вне зависимости от того, что такие сведения могут быть необходимы для защиты, в т. ч. судебной, прав и свобод данного лица.

Отклоняя такие доводы, КС РФ разъяснил следующее.

Оспариваемые нормы не могут рассматриваться как запрещающие во всех случаях в рамках данных отношений предоставлять соответствующие сведения лицу, права и интересы которого они затрагивают.

По Закону о НКО само по себе обращение гражданина, в котором указывается на нарушение, не признается основанием для проведения внеплановой проверки подобной организации (за отдельным исключением).

Таковым основанием является требование прокурора о проведении внеплановой проверки по поступившим материалам и обращениям.

Данный механизм направлен на то, чтобы исключить возможность проведения внеплановой проверки НКО на основании явно необоснованных обращений.

В органы власти могут быть направлены обращения, содержащие информацию, которая может послужить основанием для проведения внеплановых проверок.

Лица, направляющие подобные обращения, во всяком случае вправе рассчитывать на то, что сообщенные ими сведения, относящиеся к их частной жизни, а равно их персональные данные не будут автоматически, без необходимости предоставлены тем, в отношении кого проводятся проверки.

В то же время это не исключает возможность ознакомления проверяемых лиц с данными, содержащимися в соответствующих обращениях.

Подобное ознакомление допустимо в случае оспаривания в суде законности назначения внеплановой проверки.

Ознакомление должно происходить таким образом, который не позволил бы идентифицировать подателя обращения, не дававшего согласие на распространение его персональных данных, а также получить доступ к указанным данным.

При этом следует иметь в виду, что обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган контроля, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.


Определение Конституционного Суда РФ от 22 декабря 2015 г. N 2906-О "По жалобе некоммерческой организации "Ассоциация сельских муниципальных образований и городских поселений" на нарушение конституционных прав и свобод частью 2 статьи 6 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации"


Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)