01 апреля 2021 г. |
Дело N А56-110255/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Журавлевой О.Р., Соколовой С.В.,
при участии от Министерства обороны Российской Федерации Круг Ю.А. (доверенность от 03.12.2020), от Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Западному военному округу) Круг Ю.А. (доверенность от 15.03.2021),
рассмотрев 01.04.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Калужской и Тульской областям" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.08.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2020 по делу N А56-110255/2019,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Калужской и Тульской областям", адрес: 248017, г. Калуга, Воинский пер., д. 1а, стр. 9, ОГРН 5107746074893, ИНН 4028016784 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными раздела 7 акта Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны Российской Федерации (по Западному военному округу), адрес: 191123, Санкт-Петербург, Воскресенская наб., д. 10А, ОГРН 1027809169629, ИНН 7825479429 (далее - Управление), от 24.05.2019 N 229/ЗВО/2019/45дсп (далее - акт) в части вывода о необоснованной выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилья военнослужащими, пункта 2 раздела "выводы" и пунктов 2 - 4 раздела "предложения по устранению нарушений" акта, раздела 1 протокола рассмотрения возражений от 26.06.2019 N 11/2019 в части оставления без удовлетворения возражений Учреждения на раздел 7 акта, а также о возложении на начальника контрольной группы Управления обязанности исключить оспариваемые положения из акта и на начальника Управления обязанности удовлетворить возражения Учреждения в части выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилья военнослужащими в сумме 496 465 руб. 11 коп.
Определением суда первой инстанции от 10.03.2020 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство обороны Российской Федерации, адрес: 119019, Москва, ул. Знаменка, д. 19 (далее - Министерство), в лице Управления.
Решением суда первой инстанции от 15.08.2020, оставленным без изменения постановлением от 25.12.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение от 15.08.2020 и постановление от 25.12.2020 и принять по данному делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Податель жалобы настаивает на том, что ввиду отказа суда первой инстанции в удовлетворении ходатайств заявителя о предоставлении возможности участия в судебных заседаниях, назначенных на 12.05.2020, 23.06.2020, посредством использования систем видеоконференц-связи Учреждение было ограничено в правах на доступ к правосудию, справедливое судебное разбирательство на основе принципа состязательности и равноправия сторон. Также Учреждение утверждает, что судом первой инстанции нарушены требования статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ) при привлечении к участию в деле в качестве заинтересованного лица Министерства, поскольку требования к этому органу не предъявлялись.
Кроме того, податель жалобы выражает несогласие с признанием Управлением произведенных 11 военнослужащим выплат денежной компенсации за наем (поднаем) жилья военнослужащими неположенными выплатами и включением этой выплаты в сумме 496 465 руб. 11 коп. в акт. По мнению Учреждения, суды при разрешении спора не учли решения Тульского гарнизонного военного суда от 04.07.2019 по делу N 2-68/2019, от 25.07.2019 по делу N 2-74/2019, от 08.08.2019 по делу N 2-78/2019, определение Кассационного военного суда от 02.07.2020 N 88-1372/2020, а также факт подачи заявителем в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобы на судебные акты по делу N 2а-318/2019. При этом податель жалобы указывает, что оспариваемые разделы акта и соответствующие предложения по устранению нарушений напрямую нарушают интересы Управления как участника бюджетного процесса, поскольку незаконно ставят ему в вину неправомерное использование и незаконное расходование бюджетных средств.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство и Управление, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просят оставить их без изменения.
В судебном заседании представитель Управления и Министерства возражали против удовлетворения жалобы.
Учреждение надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в судебное заседание не направило, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в период с 13.03.2019 по 26.04.2019 Управление провело в отношении Учреждения выездную проверку по отдельным вопросам финансово-хозяйственной деятельности, включая правильность выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилья военнослужащим, за период с 01.04.2017 по 31.12.2018, результаты которых зафиксировало в акте.
В ходе проверки Управление выявило и отразило в пункте 7 акта наличие 496 465 руб. 11 коп. переплаты (неположенных выплат) денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений. Как указало Управление, в нарушение пункта 12 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений (далее - Инструкция), утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 27.05.2016 N 303, в соответствии с приказами командиров воинских частей осуществлена выплата компенсации 11 военнослужащим без подтверждения факта совместного проживания членов семей военнослужащего с ним.
По итогам проверки Управление в разделе акта "предложения по устранению нарушений" указало на необходимость назначить и провести административное расследование (проверки) с целью установления причин и лиц, виновных в причинении ущерба, провести разбирательства по выявленным нарушениям и представить копии приказов по результатам административных расследований и проведенных разбирательств (пункт 2), отразить в книге учета недостач и на счетах бухгалтерского учета сумму выявленного в ходе проверки ущерба, представить копию приказа об отражении ущерба в книге учета недостач, выписки из книги недостач, оборотно-сальдовую ведомость по счету 209 "расчеты по ущербу и иным доходам" (пункт 3), принять меры по возмещению ущерба, выявленного в ходе выездной проверки (пункт 4).
Учреждение, не согласившись с пунктом 7 акта и предложением о принятии соответствующих мер по погашению (взысканию) и перечислению в доход бюджета 496 465 руб. 11 коп. в возмещение ущерба, выявленного контрольными мероприятиями, направило с письмом от 04.06.2019 N 05/2138 Управлению возражения на акт.
По результатам рассмотрения возражений Управление 26.06.2019 составило протокол N 11/2019, которым в том числе оставлены без удовлетворения возражения Управления по выплаченной военнослужащим и членам их семей денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в размере 496 465 руб. 11 коп.
Учреждение, посчитав незаконными раздел 7, пункт 2 раздела "выводы" и пункты 2 - 4 раздела "предложения по устранению нарушений" акта, не согласившись с протоколом рассмотрения возражений (раздел 1), обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении заявления.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон N 76-ФЗ) военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
При этом в силу пункта 3 статьи 15 Закона N 76-ФЗ военнослужащие и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с названными предписаниями Закона N 76-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 909 (далее - Постановление N 909) утверждено Положение о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, согласно пункту 2 которого денежная компенсация выплачивается ежемесячно за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации или иному федеральному органу исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, заключенным в письменной форме, но не более установленных размеров. Денежная компенсация выплачивается со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения, но не ранее дня включения федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, военнослужащих в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
В пункте 2 Постановления N 909 предусмотрено, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и членам их семей выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с абзацем третьим пункта 2 названного Постановления, и предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. м общей площади жилого помещения, ежегодно утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.10.2012 N 1103 "Об обеспечении федеральных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебными жилыми помещениями и о возмещении указанным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения", по месту прохождения указанными военнослужащими военной службы.
Во исполнение названного постановления приказом Министра обороны Российской Федерации от 27.05.2016 N 303 утверждена Инструкция, в соответствии с пунктом 4 которой выплата денежной компенсации производится со дня найма (поднайма) жилого помещения после прибытия военнослужащего к месту военной службы, но не ранее дня включения военнослужащего в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда уполномоченным органом либо структурным подразделением уполномоченного органа согласно принадлежности территорий в целях жилищного обеспечения.
При определении права на получение денежной компенсации учитываются члены семьи военнослужащего, указанные в пункте 5 статьи 2 N 76-ФЗ, совместно проживающие с ним и включенные в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда в качестве членов семьи военнослужащего (пункт 12 Инструкции).
Как указано в пункте 4 Инструкции, решение о выплате денежной компенсации принимается на основании рапорта, к которому прилагаются следующие документы:
копия договора найма (поднайма) жилого помещения, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации;
справка воинской части (организации) о составе семьи военнослужащего;
выписка из приказа командира воинской части (начальника организации) о зачислении военнослужащего в списки личного состава воинской части (организации);
копии паспортов гражданина Российской Федерации на всех членов семьи, на которых назначается денежная компенсация, с отметками о регистрации по месту жительства, копии свидетельств о регистрации по месту пребывания (при их наличии) и свидетельств о рождении на детей, не достигших 14-летнего возраста;
копия уведомления о включении военнослужащего в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, направленного военнослужащему уполномоченным органом либо структурным подразделением уполномоченного органа в соответствии с пунктом 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений".
В целях определения условий для выплаты военнослужащим денежной компенсации пунктами 4, 15 - 18 Инструкции установлен порядок взаимодействия командования воинских частей (организаций), финансово-экономических органов, обслуживающих воинские части (организации), и структурных подразделений уполномоченного органа Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих.
В рамках взаимодействия уполномоченный орган либо структурное подразделение уполномоченного органа в течение пяти рабочих дней со дня получения списков на выплату денежной компенсации представляет в финансово-экономические органы сведения по рекомендуемой форме о включении военнослужащих в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда и об обеспеченности их жилыми помещениями (пункты 4 и 17 Инструкции).
Приказ о выплате денежной компенсации издается после получения воинской частью соответствующих сведений, свидетельствующих о наличии оснований для ее получения (пункт 19 Инструкции).
В соответствии с пунктом 8 Инструкции выплата денежной компенсации прекращается на основании приказа командира воинской части (начальника организации).
Признавая наличие 496 465 руб. 11 коп. переплаты (неположенных выплат) денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, Управление исходило из того, что в комплекте документов, прилагающихся к рапортам военнослужащих, отсутствовали документы, свидетельствующие о совместном проживании военнослужащих и членов их семей. Как указало Управление, по данным рапортов адреса места жительства (пребывания), по которым зарегистрированы члены семей военнослужащих, не соответствуют ни адресам, по которым осуществляется наем жилых помещений, ни адресам воинских частей.
Данные обстоятельства, как полагает Управление, свидетельствуют о том, что при согласовании приказов командиров воинских частей о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений 11 военнослужащим Учреждением не были надлежащим образом проверены указанные в рапортах сведения о совместной регистрации военнослужащих и членов их семей. Между тем наличие в паспорте члена семьи военнослужащего отметки о регистрации по адресу, отличному от адреса, по которому осуществляется наем, или адреса воинской части может свидетельствовать о раздельном проживании военнослужащих и членов их семей.
Разрешая спор, суды оценили и отклонили доводы Учреждения о том, что место жительства гражданина определяется не по месту его регистрации, поэтому отсутствие в паспорте отметки о регистрации члена семьи военнослужащего по определенному адресу не исключает его совместное проживание с военнослужащим.
При этом судами учтено, что в случае регистрации члена семьи военнослужащего по адресу, отличному от имеющейся регистрации военнослужащего, факт совместного проживания военнослужащего и членов их семей может быть установлен на основании иных документов. В целях проверки данного обстоятельства и получения соответствующих доказательств совместного проживания Учреждение было вправе назначить и провести административное расследование для установления факта наличия или отсутствия ущерба при выплате спорным военнослужащим денежной компенсации за наем (поднаем) жилья, на что и было указано в акте.
Отказывая в удовлетворении требований, суды также приняли во внимание результаты рассмотрения поданного начальником Учреждения административного иска по делу N 2а-318/2019, в котором он просил признать незаконными и исключить из акта ссылки на недостатки по отдельным вопросам, в том числе связанным с наличием переплаты 11 военнослужащим компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в сумме 496 465 руб. 11 коп.
Решением Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 20.09.2019, оставленным без изменения апелляционным определением 1-го Западного окружного военного суда от 14.01.2020 и определением Кассационного военного суда от 30.07.2020 N 88а-1649/2020, в удовлетворении административного иска отказано. Как указали суды, при согласовании приказов командиров воинских частей о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения подлежали учету не только содержание решения уполномоченного органа о постановке военнослужащего с учетом членов семьи в список на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, но и сведения об их совместной регистрации, что в данном случае не было сделано.
Определением Судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2021 в передаче кассационной жалобы на данные судебные акты отказано.
Ссылка подателя жалобы на то, что суды при рассмотрении спора не учли решения Тульского гарнизонного военного суда от 04.07.2019 по делу N 2-68/2019, от 25.07.2019 по делу N 2-74/2019, от 08.08.2019 по делу N 2-78/2019, определение Кассационного военного суда от 02.07.2020 N 88-1372/2020, не принимается судом кассационной инстанции.
Определением Кассационного военного суда от 27.12.2019 N 88-105/2019 оставлено без изменения апелляционное определение Московского окружного военного суда от 19.09.2019, которым отменено решение Тульского гарнизонного военного суда от 04.07.2019 по делу N 2-68/2019 и принято решение об удовлетворении иска Учреждения о взыскании с военнослужащего суммы излишне выплаченной денежной компенсации за наем (поднаем) жилья.
В иных судебных актах, на которые ссылается Учреждение, суды при отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании излишне выплаченной денежной компенсации за наем (поднаем) жилья исходили из установленного по материалам дела факта совместного проживания военнослужащих и членов их семей по месту прохождения военной службы. В этих судебных актах подтверждено, что само по себе отсутствие у членов семьи 3 военнослужащих регистрации по месту жительства ввиду наличия фактических данных, указывающих на их совместное проживание по месту службы военнослужащего, не является предусмотренным действующим законодательством препятствием для выплаты спорной денежной компенсации.
Все иные доводы кассационной жалобы воспроизводят позицию Учреждения, которой оно придерживалось в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, выражают несогласие с выводами судов относительно установленных обстоятельств дела и произведенной оценкой имеющихся в деле доказательств. Несогласие Учреждения с установленными судами фактическими обстоятельствами дела и оценкой доказательств о нарушении судами норм материального права и норм процессуального права не свидетельствует.
Изложенные в кассационной жалобы доводы Учреждения о допущенных судом первой инстанции процессуальных нарушениях кассационная инстанция считает неосновательными.
Ссылка заявителя на нарушение его процессуальных прав отклоняется, поскольку суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении его заявления об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, указал на отсутствие объективной возможности для проведения такого заседания (пункт 1 части 5 статьи 153.1 АПК РФ).
Вопреки доводам подателя жалобы в рамках настоящего дела судом первой инстанции в определении от 10.03.2020 не разрешался вопрос о замене ненадлежащего ответчика в порядке статьи 47 АПК РФ. Суд в порядке части 6 статьи 46 АПК РФ привлек к участию в деле Министерство в лице Учреждения.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций по существу спора основаны на правильном применении норм материального и норм процессуального права, сформулированы применительно к юридически значимыми обстоятельствам дела и доводами кассационной жалобы не опровергаются. Несогласие Учреждения с исходом судебного разбирательства о допущенном нарушении не свидетельствует.
С учетом изложенного правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобе не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.08.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2020 по делу N А56-110255/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Калужской и Тульской областям" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.А. Родин |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.