02 апреля 2021 г. |
Дело N А56-39647/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Савицкой И.Г. и Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Снабженец" директора Бугулова Э.А. (решение единственного участника от 22.01.2021), от акционерного общества "Авиакомпания "Россия" Мазана В.В. (доверенность от 24.01.2020),
рассмотрев 30.03.2020 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и общества с ограниченной ответственностью "Снабженец" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2020 по делу N А56-39647/2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Авиакомпания "Россия" адрес: 196210, Санкт-Петербург, ул. Пилотов, д. 18/4, ОГРН 1117847025284, ИНН 7810814522 (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - Управление), от 20.02.2020 по жалобе N Т02-132/20.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Снабженец", адрес: 127051, Москва, б-р Цветной, д. 30, стр.1, пом. 7, ком. 16г, оф. 2д, ОГРН 1187746960796, ИНН 7702454304 (далее - Общество).
Решением суда первой инстанции от 21.09.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.12.2020, заявленные Обществом требования удовлетворены, решение и предписание Управления от 20.02.2020 по жалобе N Т02-132/20 признаны недействительными.
В кассационных жалобах Общество и Управление, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просят отменить обжалуемые судебные акты и отказать в удовлетворении заявления. При этом Управление настаивает на законности оспариваемых решении и предписании.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационных жалобах, представитель Компании возражал против их удовлетворения по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Управление о времени и месте рассмотрения кассационных жалоб извещено надлежащим образом, однако представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами двух инстанций и подтверждается материалами дела, Компанией 10.02.2020 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет было опубликовано извещение N 32008859034 о проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на комплекс работ по разработке творческой концепции, съемке и производству имиджевого видеоролика и его адаптации под различные форматы, включая документацию о запросе предложении.
Указанная закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) и Положением о закупках товаров, работ, услуг Компании И-ГД-241-18 (издание 4, в редакции от 04.07.2019).
Общество направило в Управление жалобу на действия заказчика, в которой ссылалось на то, что положения Документации о закупке содержат условия ограничивающие конкуренцию.
По результатам рассмотрения жалобы Общества Управление вынесло решение от 20.02.2020 по жалобе N Т02-132/20 (рег. N 78/5751/20 от 26.02.2020), которым жалоба признана обоснованной, в действиях Компании установлено нарушение пункта 2 части 1 статьи 3, пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в установлении ненадлежащих критериев и порядка оценки и сопоставления заявок участников закупки, допущенное путем установления в Документации ненадлежащего порядка оценки заявок участников закупки по критерию "Творческая концепция имиджевого видеоролика".
Управлением также вынесено предписание от 20.02.2020 (рег. N 78/5752/20 от 26.02.2020), которым Организатору торгов (Компании) и его закупочной комиссии предписано совершить действия, направленные на устранение нарушений, допущенных при организации и проведении запроса предложений в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на комплекс работ по разработке творческой концепции, съемке и производству имиджевого видеоролика и его адаптации под различные форматы (извещение N 32008859034), путем завершения процедуры Закупки без учета критерия оценки заявок "Творческая концепция имиджевого видеоролика", установленного в Документации.
Не согласившись с указанными решением и предписанием Управления, Компания оспорила их в арбитражном суде.
Суд первой инстанции признал обоснованными требования Компании, в связи с чем признал недействительными решение и предписание Управления от 20.02.2020 по жалобе N Т02-132/20.
Апелляционный суд поддержал решение суда первой инстанции.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив доводы кассационных жалоб и возражений в отношении нее, проверив законность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены или изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 настоящей статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
В соответствии с частью 9 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе, частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В силу пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, критерии оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в такой закупке.
В Документации о закупке в соответствии с пунктом 13 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ установлено четыре критерия для оценки закупки:
1) Цена договора. Вес этого критерия составляет максимум 50 баллов;
2) Деловая репутация. Вес этого критерия составляет максимум 10 баллов; для оценки заявки участника по данному критерию участник представляет рекомендательных писем от клиентов по ранее реализованным проектам или проектам, реализуемым в настоящее время, копии профессиональных наград (сертификаты, дипломы, грамоты, свидетельства и пр.) в области разработки творческой концепции, съемке и производству имиджевого видео ролика;
3) Опыт работы. Вес этого критерия составляет максимум 15 баллов; для возможности оценки по указанному критерию участник закупки представляет копии договоров по предмету закупки за период с января 2017 года по декабрь 2019 года;
4) Творческая концепция имиджевого видеоролика. Вес этого критерия составляет максимум 25 баллов.
В отношении критерия 4 "Творческая концепция имиджевого видеоролика" в Документации о закупке установлен следующий порядок расчета баллов:
"К определению балла заявки каждого Участника по Критерию (Ктк) привлекается экспертная комиссия, состоящая из специалистов профильных структурных подразделений Заказчика. Для получения балла по Критерию (Ктк) по каждой Заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных каждым членом экспертной комиссии.
Каждый член экспертной комиссии оценивает предложенные Участником материалы в соответствии с пояснениями ниже.
Творческая концепция (ключевая творческая идея) имиджевого рекламного видеоролика в электронном виде в формате PowerPoint или PDF, подготовленная Участником в соответствии с Техническим заданием, оценивается каждым членом экспертной комиссии на основе целостного восприятия креативной концепции (эмоциональное, чувственно-психологическое, идейное видение креативной концепции (идеи) как системы образов, совокупности заключенных в нем значений и порождаемых им смыслов), а также соответствия целям и позиционированию бренда Заказчика (отражает ли посыл, акценты, ключевые преимущества и другую важную информацию, прописанную в Техническом задании, где:
каждый член экспертной комиссии начисляет баллы следующим образом:
25 баллов - предложение, признанное членом экспертной комиссии лучшим, т.е. наиболее точно отвечающим всем требованиям и рекомендациям, прописанным в техническом задании, в том числе соответствует целям, обладает нестандартной идеей, строится на основе интриги, вызывает эмоции удивления и желания поделиться роликом, стимулирует отправиться в путешествие с авиакомпанией "Россия";
20 баллов - предложение, занимающее, по мнению члена экспертной комиссии 2 место, т.е. в целом учитывает требования и рекомендации, прописанные в техническом задании, отображает цели, идея достаточно интересная, но интрига не раскрыта, вызывает положительные эмоции и желание поделиться ссылкой на ролик, но не стимулирует поехать в путешествие с авиакомпанией Россия;
15 баллов - предложение, занимающие, по мнению члена экспертной комиссии 3 место, т.е. в целом учитывает требования и рекомендации, прописанные в техническом задании, отображает цели, но идея не интересная/примитивная/простая, вызывающая положительные эмоции, но не вызывающая желания поделиться ссылкой на ролик и совершить путешествие с авиакомпанией "Россия"
После оценки предложенных Участниками креативных концепций, вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах по каждому Участнику, присвоенных каждым членом экспертной комиссии по формуле:
Ктк = X / Y, где:
X - общая сумма баллов Участника, присвоенных членами экспертной комиссии по данному критерию;
Y - количество членов экспертной комиссии;
Ктк - итоговое количество баллов по данному критерию, присвоенное Участнику".
В Техническом задании (Приложение N 4 к Документации о закупке) установлены требования к результату работ, являющихся предметом спорной закупки.
В соответствии с пунктом 10 Технического задания имиджевый видеоролик создается с целью формирования положительного имиджа заказчика и должен решать следующие задачи:
- информирование целевой аудитории об авиакомпании "Россия",
- построение знаний и повышение уровня узнаваемости бренда авиакомпании "Россия",
- построение знаний целевой аудитории о продуктах, услугах и сервисах авиакомпании,
- построение прочных ассоциаций эмоциональных и/или рациональных атрибутов бренда "Россия",
- создание и закрепление положительного имиджа авиакомпании "Россия",
- побуждение целевой аудитории к выбору авиакомпании "Россия" для совершения перелетов, в том числе на отдых (продвижение летних направлений полетов).
Требования, которые необходимо учесть при разработке творческой концепции (ключевой креативной идеи) имиджевого роли, определены в разделе 12 Технического задания.
В основу разработки творческой концепции, как следует из пункта 12.4 Технического задания, должны быть заложены ассоциации и идеи, выражающиеся словами - "Интрига. Вдохновение. Стиль". Ассоциации и идеи должны быть соотнесены с пассажирскими авиаперевозками, путешествиями. При визуализации данных ассоциаций и идей не должен потеряться образ авиакомпании.
Творческая концепция имиджевого видеоролика должна быть нацелена на аудиторию социальной сети Instagram, быть яркой, запоминающейся, нестандартной идеей, способной произвести позитивный WOW эффект, вызывающий желание у потребителя путешествовать с авиакомпанией "Россия", делиться ссылкой на имиджевый видеоролик, увеличивая контакт аудитории с данным контентом, порождая вирусный эффект. Необходимо сделать акцент на эмоциональной составляющей: радость; предвкушение полета как начала путешествия; положительное взаимодействие между людьми/пассажиром и бортпроводником; спокойствие и уверенность. При этом эмоциональная вовлеченность целевой аудитории, создаваемая ассоциациями и идеями, должна в достаточной мере сочетаться с основным продуктом/услугой - авиаперевозкой, и не существовать в отрыве от образа авиакомпании (пункты 12.5, 12.6 Технического задания).
Согласно пункту 12.8 Технического задания при разработке творческой концепции и слогана для пэкшота необходимо опираться на ключевые особенности авиакомпании:
- широта маршрутной сети полетов как по РФ, так и на зарубежных направлениях;
- выполнение программы полетов из разных регионов страны, помимо основных аэропортов базирования;
- эксплуатация разных типов воздушных судов, включая самый большой самолет, используемый в российской гражданской авиации - Boeing 747;
- оптимальное соотношение цена/качество (фактор практичности, без ухода в нишу лоукоста);
- особенная атмосфера открытости, комфорта и гостеприимства на борту, создаваемая специальной организацией работы кабинного экипажа (бортпроводников);
- фактор практичности и удобства для пассажиров при развитии дополнительных услуг на рейсах туристической программы полетов;
- высокая пунктуальность выполнения рейсов при наличии широкой маршрутной сети из разных регионов страны;
- профессиональная команда (основная часть сотрудников работают в Санкт-Петербурге и в Москве);
- открытость к инновациям в различных направлениях деятельности.
Пунктами 12.11, 12.12, 12.14, 15.15, 12.16, 12.17, 12.18 Технического задания предусмотрено, что музыкальное сопровождение в ролике должно дополнять визуальный ряд. Создавая ощущение единого восприятия музыки и видео, быть ярким и запоминающимся, вдохновляющим.
Ролик должен содержать: товарные знаки авиакомпании "России"; образы сотрудников авиакомпании "Россия" (бортпроводники (девушки - не более трех человек) в зависимости от предложенной Участником креативной концепции);
Стиль видеосъемки в рамках создания имиджевого видеоролика на основе предложенной Участником креативной концепции (ключевой творческой идее) должен быть современный и легкий, при этом приветливый и доброжелательный, направленный на персональную эмоциональную вовлеченность. Полученные в результате видеосъемки видеоматериалы по стилистике и качеству должны соответствовать бренду авиакомпании "Россия" и уже сложившемуся стилю коммуникации для соблюдения преемственности.
Предложенная Участником концепция должна сочетаться и предполагать возможность использования на ее фоне фирменных хэштегов #НастроениеПутешествий и #РоссияТвойПолет.
Необходимо соблюсти преемственность текущего стиля рекламно-информационных материалов авиакомпании - легкость, деликатность, интеллигентность, индивидуальность, современный подход к визуализации. Фирменный стиль авиакомпании должен легко считываться и быть узнаваемым.
Допускается присутствие в ролике 3D-визуализации внешнего вида самолета в фирменной раскраске в соответствии с типами воздушных судов, представленных во флоте авиакомпании "Россия".
При этом, следует избегать агрессии, негатива и излишнего юмора.
В пункте 20 Технического задания представлена информационная справка об авиакомпании "Россия", которая может быть использована для целей создания видеоролика.
Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды пришли к обоснованному выводу о том, что в Документации о закупке требования к характеристикам товара (работы, услуги), требования к описанию участниками такой закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом конкурентной закупки, критерии оценки заявок, а также порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, в том числе по критерию "Творческая концепция имиджевого видеоролика", установлены в соответствии с требованиями пунктов 1, 3, 13, 14 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ.
При этом суды приняли во внимание, что к определению балла заявки каждого участника по критерию "Творческая концепция имиджевого видеоролика" привлекается экспертная комиссия, состоящая из специалистов профильных структурных подразделений заказчика. В Документации о закупке подробно указано в каких случаях и при выполнении каких условий экспертной комиссией начисляют баллы по данному критерию; предусмотрены реальные субъективные цели заказчика, которых необходимо достичь в результате создания имиджевого ролика; оценка предложенной творческой концепции в соответствии с требованиями Документации о закупке осуществляется профессионалами, ответственными за реализацию маркетинговой стратегии авиакомпании.
Поскольку создание имиджевого видеоролика имеет творческую составляющую, суды обоснованно заключили, что указанный заказчиком в Документации о закупке порядок оценки заявок по критерию "Творческая концепция имиджевого видеоролика" является единственным способом корректно оценить творческую концепцию данного критерия. При этом спорный критерий не является основным и не лишает потенциальных участников возможности набрать максимальное количество баллов за счет иных критериев оценки даже в случае получения по спорному критерию "Творческая концепция имиджевого видеоролика" минимального количества баллов.
Само по себе предъявление заказчиком указанных требований не приводит к необоснованному ограничению участников закупки и не влияет на развитие конкуренции. Установленные заказчиком в Документации о закупке требования (в том числе критерии оценки) в равной мере применяются ко всем участникам закупки.
Учитывая изложенное, поскольку Компанией при формировании Документации о закупке не допущено нарушения требований пунктов 2 части 1 статьи 3, пунктов 13, 14 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, оспариваемые решение и предписание Управления от 20.02.2020 по жалобе N Т02-132/20 нарушают права и законные интересы Компании в сфере предпринимательской деятельности, суды двух инстанций в соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ правомерно признали недействительными решение и предписание Управления от 20.02.2020 по жалобе N Т02-132/20, как не соответствующие Закону N 223-ФЗ.
Довод кассационной жалобы Общества о процессуальных нарушениях, допущенных судом первой инстанции был предметом исследования судом апелляционной инстанции и правомерно отклонен.
Ссылка Общества на судебную практику подлежит отклонению с учетом того, что судебные акты по другим делам основаны на иных фактических обстоятельствах.
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2020 по делу N А56-39647/2020 оставить без изменения, а кассационные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу и общества с ограниченной ответственностью "Снабженец" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.