05 апреля 2021 г. |
Дело N А56-14141/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Чуватиной Е.В., судей Кадулина А.В., Сергеевой И.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент" Егорова С.Н. (доверенность от 25.12.2019), от Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга Степанкевич Е.В. (доверенность от 11.01.2021).
рассмотрев 31.03.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2020 по делу N А56-14141/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент", адрес: 197101, Санкт-Петербург, Б. Монетная ул., д. 25, лит. А, пом. 1Н, ОГРН 1089847375034, ИНН 7811418017 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными решений Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, адрес: 191144, Санкт-Петербург, Новгородская ул., д. 20, лит. А, пом. 2Н, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет), от 30.12.2019 N 4987-ИЗУ, 4988-ИЗУ, 4989-ИЗУ, 4990-ИЗУ, 4991-ИЗУ, 4992-ИЗУ, 4993-ИЗУ, 4994-ИЗУ, 4995-ИЗУ, 4996-ИЗУ, 4997-ИЗУ, 4998-ИЗУ о признании утратившими силу разрешений на использование земель без предоставления земельного участка и установления сервитута в порядке, предусмотренном статьей 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.09.2020 требования Общества удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2020 данное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 20.09.2020 и постановление от 10.12.2020, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Комитет считает, что ранее выданные Обществу разрешения на использование земель без предоставления земельного участка и установления сервитута отменены правомерно ввиду допущенных Обществом нарушений, выразившихся в размещении на участках антенно-мачтовых сооружений связи.
Суды, по мнению подателя жалобы, необоснованно применили к отношениям сторон положения пункта 2 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 24.11.2009 N 508-100 "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 508-100) в редакции Закона Санкт-Петербурга от 17.02.2017 N 91-12, полагает, что сооружения были возведены до вступления в силу названной редакции.
Также Комитет отмечает, что Законом Санкт-Петербурга от 08.11.2019 N 521-118 "О порядке и условиях размещения на территории Санкт-Петербурга объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которых не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута" (далее - Закон N 521-118) изменен порядок оформления землепользования для размещения наземных сооружений связи, и что последние отнесены к объектам, размещаемым за плату на основании срочных договоров.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании обращений Общества Комитет выдал ему разрешения от 14.08.2015 N 38-ИЗУ, от 06.10.2015 N 164-ИЗУ, от 19.10.2015 N 185-ИЗУ, от 21.10.2015 N 204-ИЗУ, от 09.12.2015 N 355-ИЗУ, от 09.12.2015 N 360-ИЗУ, от 14.12.2015 N 389-ИЗУ, от 05.02.2016 N 118-ИЗУ, от 10.02.2016 N 149-ИЗУ, от 18.07.2016 N 847-ИЗУ, от 01.09.2016 N 1254-ИЗУ, от 19.09.2016 N 1465-ИЗУ на использование земель в кадастровых кварталах 78:40:086:1004, 78:34:0004270, 78:11:0614701, 78:42:0016302, 78:06:0220303, 78:42:0018329, 78:40:086701, 78:40:0861801, 78:15:0008446, 78:36:0013259, 78:42:0018404, 78:40:1936001, 78:36:0013101 без предоставления земельного участка и установления сервитута в порядке, предусмотренном статьей 39.36 ЗК РФ, под размещение сооружений связи, для возведения которых, в свою очередь, не требуется получение разрешения на строительство (далее - Разрешения).
В пунктах 3 названных Разрешений указано, что они не дают права на строительство или реконструкцию объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства), за исключением тех объектов, перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 (далее - Постановление N 1300), для возведения которых не требуется разрешение на строительство.
Общество возвело 12 сооружений связи высотой 30, 39 и 48 м на основании проектов, которые были разработаны в апреле 2015 года, а также апреле и мае 2017 года.
В октябре 2017 года Общество по мере завершения строительства части указанных сооружений начало подготовку технических планов на данные объекты в целях их постановки на кадастровый учет, для чего обратилось к кадастровым инженерам за выполнением кадастровых работ.
В результате в отношении спорных сооружений были изготовлены планы от 30.06.2017, 06.10.2017, 09.10.2017, 18.10.2017, 20.11.2018, 16.12.2018, 17.12.2018, 24.02.2019, 27.02.2019, 18.03.2019, в составе которых имеются заключения кадастровых инженеров со ссылкой на Закон N 508-100 о том, что построенные объекты представляют собой антенно-мачтовые сооружения связи и получение разрешений на их строительство не требовалось.
30.12.2019 Комитет принял решения N 4987-ИЗУ, 4988-ИЗУ, 4989-ИЗУ, 4990-ИЗУ, 4991-ИЗУ, 4992-ИЗУ, 4993-ИЗУ, 4994-ИЗУ, 4995-ИЗУ, 4996-ИЗУ, 4997-ИЗУ, 4998-ИЗУ о признании ранее выданных Разрешений утратившими силу с ретроспективной даты - 21.07.2017, 07.09.2018, 18.10.2018, 11.01.2019, 27.02.2019, 28.03.2019, 11.04.2019, 14.06.2019 со ссылкой на нарушение пунктов 3 данных Разрешений ввиду возведения на участках антенно-мачтовых сооружений связи.
Общество, указывая на отсутствие с его стороны нарушений пунктов 3 Разрешений, и полагая, что Разрешения отменены Комитетом неправомерно, обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суды первой и апелляционной инстанций признали требования Общества обоснованными и удовлетворили их.
Кассационная инстанция, исследовав материалы дела, изучив доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене в связи со следующим.
Пунктом 1 статьи 39.33 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент выдачи Обществу Разрешений, было предусмотрено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, в том числе в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В пункте 2 статьи 39.33 ЗК РФ в той же редакции было определено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 названной статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа (пункт 2 статьи 39.33 ЗК РФ).
Согласно пункту 11 перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного Постановлением N 1300, к числу таковых были отнесены в числе прочих линии и сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2016 N 385 названный пункт дополнен линейно-кабельными сооружениями.
На основании пункта 2 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга N 508-100 (в редакции Закона Санкт-Петербурга от 17.02.2017 N 91-12) линии связи, линейно-кабельные и антенно-мачтовые сооружения связи, за исключением особо опасных, технически сложных и уникальных сооружений связи, отнесены к числу объектов, для строительства которых не требуется выдача разрешения на строительство.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, суды установили, что на участках, на использование которых для размещения сооружений связи Комитетом были выданы Разрешения, Обществом возведены антенно-мачтовые сооружения.
Применительно к характеристикам названных сооружений и периоду их возведения (после вступления в силу Закона Санкт-Петербурга от 17.02.2017 N 91-12), суды обоснованно посчитали, что на строительство таких объектов не требовалось получение разрешения на строительство.
Приведенные Комитетом доводы о возведении сооружений до 2017 года отклонены судами как не подтвержденные доказательствами.
На основании установленных по делу обстоятельств, признав недоказанным Комитетом фактов нарушения со стороны Общества пунктов 3 Разрешений, суды, руководствуясь положениями статей 198, 201 АПК РФ правомерно удовлетворили заявленные Обществом требования.
Аргумент подателя жалобы о вступлении в силу с 01.01.2020 Закона N 521-118, которым наземные сооружения связи отнесены к числу объектов, размещение которых на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется на основании договора, был исследован судами и мотивированно ими отклонен.
Как обоснованно отметили суды, Закон N 521-118 не содержит положений, отменяющих действие разрешений, выданных до вступления в силу названного правового акта.
Выводы судов основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу, нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2020 по делу N А56-14141/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Чуватина |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 статьи 39.33 ЗК РФ в редакции, действовавшей на момент выдачи Обществу Разрешений, было предусмотрено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, в том числе в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В пункте 2 статьи 39.33 ЗК РФ в той же редакции было определено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 названной статьи, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа (пункт 2 статьи 39.33 ЗК РФ).
Согласно пункту 11 перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного Постановлением N 1300, к числу таковых были отнесены в числе прочих линии и сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2016 N 385 названный пункт дополнен линейно-кабельными сооружениями."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 апреля 2021 г. N Ф07-2831/21 по делу N А56-14141/2020