07 апреля 2021 г. |
Дело N А26-6312/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 07.04.2021 без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2020 по делу N А26-6312/2020
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д.2\24, ОГРН 1071001000828, ИНН 1001016090 (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к публичному акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада", адрес: 188304, Ленинградская обл., г. Гатчина, Соборная ул., 31, ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751 (далее - АО "МРСК Северо-Запада", Общество) о взыскании 285 руб. задолженности арендной платы по договорам аренды лесного участка от 05.05.2017 N 25, от 16.05.2017 N 32, от 28.03.2018 N 18 и от 09.04.2018 N 22 по сроку платежей на 15.06.2020.
Дело рассмотрено Арбитражным судом города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в порядке упрощенного производства на основании главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 28.09.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 08.12.2020, Министерству отказано в удовлетворении иска.
В кассационной жалобе Министерство просит указанные судебные акты отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и ошибочность их выводов (ввиду требований гражданского и лесного законодательства). Податель жалобы поясняет, что в рассматриваемом случае Министерство не создавало и не создает препятствий для пользования Обществом имуществом в соответствии с условиями договоров аренды; в настоящее время лесной участок не возвращен арендодателю и эксплуатируется Обществом; договоры аренды заключены на общую протяженность линий электропередач, а не на площади под установленными опорами.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Согласно части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы, изученным по материалам дела, не установлено.
Как видно из материалов дела и установлено судами, ПАО "МРСК Северо-Запада" является сетевой организацией, владеющей объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляются функции по передаче электрической энергии.
Между Министерством по природопользованию и экологии Республики Карелия (правопредшественник истца, арендодатель) и Обществом (арендатор) заключены договоры от 05.05.2017 N 25, от 16.05.2017 N 32, от 28.03.2018 N 18, от 09.04.2018 N 22 аренды лесных участков для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Пунктом 22 означенных договоров установлен срок их действия в 11 месяцев с момента подписания договора. Договор считается возобновленным на неопределенный срок, но не более предельного срока, установленного лесным законодательством, если арендатором не исполнены обязанности, установленные подпунктами "с" и "у" пункта 11 договора, и последний продолжает использовать лесной участок в порядке пункта 4.
В силу пункта 18 договор прекращается в случаях, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации и пунктами 20, 21 договора.
Письмами от 13.08.2019 N МР2/3-50/297-31/2426, МР2/3-50/104-11/7189, МР2/3-50/297-31/2424, МР2/3-50/297-31/2425 Общество уведомило Министерство о завершении строительства объектов, приложив акты возвратов лесного участка, и просило договоры считать расторгнутыми.
Однако, ссылаясь на то, что Общество продолжает пользоваться лесными участками, а начисленная по договорам арендная плата им полностью не оплачена, Министерство обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
На основании пункта 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс, Кодекс) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов.
В силу части 1 статьи 45 Лесного кодекса использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 названного Кодекса.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 21 Лесного кодекса строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее - линейные объекты).
Частью 6 указанной статьи, предусмотрено, что земли, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, подлежат рекультивации.
В силу части 3 статьи 45 Лесного кодекса лесные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены линейные объекты, предоставляются на правах, предусмотренных статьей 9 настоящего Кодекса, гражданам, юридическим лицам, имеющим в собственности, безвозмездном пользовании, аренде, хозяйственном ведении или оперативном управлении такие линейные объекты.
Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (статья 9 ЛК РФ в редакции действовавшей в спорный период).
Нормы главы 6 Лесного кодекса регулируют отношения по предоставлению гражданам и юридическим лицам в пользование лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 71 Лесного кодекса (в редакции, действовавшей на момент заключения договора) предоставление юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.
К договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), если иное не установлено Лесным кодексом (пункт 3 статьи 71 Кодекса),
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (статья 606 ГК РФ).
В статье 614 ГК РФ предусмотрена обязанность арендатора по внесению платы за пользование арендованным имуществом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором.
При прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Если арендатор не возвратил арендованное имущество либо возвратил его несвоевременно, арендодатель вправе потребовать внесения арендной платы за все время просрочки (части 1 и 2 статьи 622 ГК РФ).
Судами установлено (и не отрицается истцом), что Общество проинформировало арендодателя о том, что все работы, связанные со строительством, завершены; строительные материалы и техника вывезены; лесные участки готовы для возврата арендодателю в пригодном для ведения лесного хозяйства состоянии, за исключением частей участков, занятых опорами ЛЭП (письма от 13.08.2019 N МР2/3-50/297-31/2426, МР2/3-50/104-11/7189, МР2/3-50/297-31/2424, МР2/3-50/297-31/2425.
Следовательно, Общество надлежащим образом исполнило требования части 1 статьи 622 ГК РФ и пункта 22 договоров аренды лесного участка от 05.05.2017 N 25, от 16.05.2017 N 32, от 28.03.2018 N 18 и от 09.04.2018 N 22.
Доводы Министерства о продолжающихся арендных отношения в рамках заключенных договоров и необходимости исчисления арендной платы за всю площадь протяженности линий электропередач, а не за площадь под установленными опорами, лишены должной правовой и фактической основы; они не подлежат удовлетворению как основанные на ошибочном толковании норм материального права и безосновательной трактовке материальных норм в совокупности с условиями рассматриваемых в настоящем деле договоров аренды лесного участка, его целей, сути и сроков реализации, применительно к эксплуатации линейных объектов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, включающий временные и передвижные объекты, линейные объекты и сооружения вспомогательного характера, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, в том числе линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (пункт 5).
В пункте 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018) разъяснено, что эксплуатация высоковольтных линий включает использование по назначению (передачу электроэнергии), техническое обслуживание и ремонт данного энергообъекта. При этом по смыслу Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160, охранная зона линейного энергообъекта (к которым относятся высоковольтные линии) устанавливается не для целей использования земельного участка собственником ВЛ, а для обеспечения безопасных условий эксплуатации данного объекта и исключения возможности его повреждения, определение охранной зоны не зависит от волеизъявления собственника земельного участка или сетевой организации, эксплуатирующей высоковольтные линии. Земельные участки в границах охранных зон высоковольтных линий у собственников участков, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются, устанавливается лишь запрет на осуществление действий, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства. Наличие охранной зоны энергообъекта не исключает возможность установления сервитута для получения полномочий по пользованию чужим земельным участком для целей эксплуатации объекта недвижимости (линейного объекта), не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, и в пределах той части земельного участка, которая занята опорами высоковольтных линий.
Таким образом, суды обосновано сочли, что у Общества отсутствует обязанность по внесению арендной платы за все ранее арендуемые земельные участки, за исключением частей участков, занятых опорами.
По расчету Общества, не оспоренному Министерством, совокупный размер участков под опорами составляет 8,46 кв. м.
При этом истцом не опровергнуто утверждение Общества о наличии у него переплаты и отсутствия задолженности по оплате арендной платы за площадь участков под опорами линии электропередач.
При изучении материалов дела и доводов кассационной жалобы судом кассационной инстанции не установлены существенные нарушения судами норм материального права и (или) норм процессуального права применительно к части 3 статьи 288.2 АПК РФ, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможна защита охраняемых законом публичных интересов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288.2 АПК РФ, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2020 по делу N А26-6312/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия - без удовлетворения.
Судья |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.