13 апреля 2021 г. |
Дело N А56-55594/2020 |
Судья Арбитражного суда Северо-Западного округа Дмитриев В.В.,
рассмотрев 13.04.2021 в порядке упрощенного судопроизводства кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2020 по делу N А56-55594/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газхиминвест", адрес: 187350, Ленинградская обл., Кировский р-н, село Шум, ул. Прокофьева, д. 39, ОГРН 1194704000644, ИНН 4706040404 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", адрес: 107174, г. Москва, Н. Басманная ул., д. 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - ОАО "РЖД"), о взыскании 131 500 руб. в возмещение убытков, вызванных уплатой шрафов собственникам вагонов по причине нарушения сроков уборки вагонов локомотивом ОАО "РЖД" с подъездных путей необщего пользования.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением суда первой инстанции от 24.09.2020 иск удовлетворен.
Постановлением апелляционной инстанции от 28.12.2020 решение от 24.09.2020 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД", указывая на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным в него доказательствам, просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя жалобы, у судов не имелось оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку Обществом не соблюден обязательный досудебный порядок и не доказаны условия наступления гражданско-правовой ответственности в виде взыскания суммы убытков.
В отзыве Общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Согласно части 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационные жалобы на решения арбитражного суда первой инстанции и постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, принятые по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела,, 12.02.2019 Общество (владелец) и ОАО "РЖД" (перевозчик), заключили договор N ЗЭП/19/6 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования Общества на станции Войбокало Октябрьской железной дороги (далее - Договор), в соответствии с которым осуществлялись подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования локомотивом перевозчика.
Пунктами 11 и 12 Договора предусмотрено, что готовые к уборке вагоны убираются с мест погрузки, выгрузки перевозчиком в течение 48 ч после получения уведомления от владельца о готовности вагонов к уборке.
Общество указывает, что систематическое нарушение ОАО "РЖД" сроков уборки вагонов повлекло сверхнормативный простой вагонов и уплату Обществом 131 500 руб. штрафов за нарушение сроков возврата вагонов их собственникам.
Претензию Общества о возмещении убытков ОАО "РЖД" оставило без удовлетворения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций иск удовлетворили.
Изучив материалы дела, суд кассационной инстанции считает жалобу подлежащей удовлетворению.
На основании статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу пункта 1 статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно пункту 1 статьи 15 ГК РФ лицо, чье право нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. В соответствии с пунктом 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Согласно статье 55 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
В силу статьи 120 Устава до предъявления к перевозчику иска, связанного с осуществлением перевозок груза, к перевозчику обязательно предъявляется претензия. К претензии должны быть приложены документы, подтверждающие предъявленные заявителем требования. Указанные документы представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. При необходимости перевозчик вправе потребовать представления оригиналов документов для рассмотрения претензии.
Пунктом 41 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации" предусмотрено, что согласно статье 797 ГК РФ претензии по перевозкам грузов должны предъявляться в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Уставом установлен порядок предъявления претензий, связанных с осуществлением перевозки грузов: кто может предъявлять претензии к перевозчику, какие документы должны прилагаться к претензии.
Кроме того, статьей 122 Устава предусмотрено, что порядок предъявления и рассмотрения таких претензий устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом. Приказом ОАО "РЖД" от 06.06.2005 N 84 утвержден перечень подразделений ОАО "РЖД" с указанием их юридического адреса, в функциональные обязанности которых входит рассмотрение претензий, возникших в связи с осуществлением перевозок грузов.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, претензия была направлены в территориальный центр фирменного транспортного обслуживания Октябрьской железной дороги (филиала ОАО "РЖД"), более того, на нее был получен ответ.
При указанных обстоятельствах следует признать законным вывод судов об отсутствии оснований оставления иска без рассмотрения.
Как указано в части 12 статьи 44 Устава, после выгрузки груза на железнодорожных путях необщего пользования порожний грузовой вагон подается на железнодорожные пути общего пользования только при наличии составленной в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортной железнодорожной накладной и других предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами документов. Порожний грузовой вагон может быть подан на железнодорожные пути общего пользования без оформленных в установленном порядке перевозочных документов только в случаях, предусмотренных Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В силу части 13 этой статьи Устава перевозчик освобождается от ответственности, если задержка подачи или уборки порожних грузовых вагонов произошла в связи с необеспечением своевременной уборки таких вагонов по причине отсутствия составленных в установленном порядке перевозочных документов на перевозки порожних грузовых вагонов.
Согласно пункту 3.1 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), при обслуживании железнодорожного пути необщего пользования локомотивом, принадлежащим перевозчику, вагоны подаются и убираются перевозчиком на/с железнодорожный путь необщего пользования к местам погрузки, выгрузки.
В силу пунктов 3.4, 3.5 Правил N 26 подача и уборка вагонов на (с) железнодорожный путь необщего пользования производятся по уведомлению перевозчиком владельца, пользователя или контрагента железнодорожного пути необщего пользования в зависимости от того, с кем заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или на подачу и уборку вагонов. Порядок передачи уведомлений о времени завершения грузовой операции устанавливается в договоре на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути или в договоре на подачу и уборку вагонов.
В силу пункта 3.7 указанных Правил, сроки на уборку вагонов с мест погрузки, выгрузки и железнодорожных выставочных путей необщего пользования устанавливаются на основании технологии работы станции примыкания и железнодорожного пути необщего пользования и предусматриваются в договорах на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договорах на подачу и уборку вагонов.
Срок уборки исчисляется с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, но не менее чем через 2 часа после его приема, с последующим письменным подтверждением владельцем, пользователем или контрагентом железнодорожного пути необщего пользования.
В соответствии с пунктом 4.5 Правил N 26 учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика и актов общей формы в случае их составления.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, исходя из представленных доказательств (часть 1 статьи 64, статья 168 АПК РФ).
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 ПК РФ представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды первой и апелляционной инстанций установили факт нарушения ОАО "РЖД" сроков уборки вагонов, установленных в пункте 12 Договора, в связи с чем пришли к выводу о праве Общества требовать от ОАО "РЖД" возмещения причиненных ему убытков. Размер убытков проверен судами и признан правильным.
Суды пришли к выводу, что для уборки вагонов с железнодорожных путей необщего пользования Общества достаточно получения станцией уведомления о готовности к уборке вагонов, а сроки на уборку вагонов исчисляются не с момента оформления перевозочных документов, а после получения такого уведомления.
Вместе с тем данный вывод сделан без учета следующих правовых норм.
Согласно статьи 12 Устава для осуществления перевозок порожнего грузового вагона, порожних грузовых вагонов отправитель до предъявления их для перевозок представляет перевозчику в сроки, установленные правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, запрос-уведомление на перевозку порожнего грузового вагона, порожних грузовых вагонов. Форма запроса, порядок его направления и согласования, а также сведения о перевозке, которые указываются в запросе, устанавливаются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии с пунктом 50 Правил приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 07.12.2016 N 374 (далее - Правила N 374), отправителем порожних вагонов является:
- владелец вагона, в том числе оператор железнодорожного подвижного состава (далее - владелец вагона);
- грузополучатель предыдущего рейса, не являющийся владельцем вагона, если порожний вагон направляется после выгрузки на станцию пропарки, промывки или ветеринарно-санитарной обработки, если иное не установлено соглашением между грузополучателем и владельцем вагона.
В соответствии с пунктом 52 Правил N 374 для осуществления перевозки порожнего вагона отправитель до предъявления для перевозок железнодорожным транспортом направляет перевозчику запрос-уведомление на перевозку порожнего вагона не позднее четырех часов до предъявления вагона к перевозке, но не ранее трех суток до прибытия его в груженом или порожнем состоянии на станцию назначения (станцию отправления порожнего вагона), рассчитанных исходя из нормативных сроков доставки - при отсутствии договора между перевозчиком и владельцем вагона, предусматривающего условие об уведомлении владельца вагона о прибытии его вагона с грузом на станцию.
Согласно пункту 54 Правил N 374 в качестве формы запроса используется бланк накладной.
Как указано в пункте 64 Правил N 374 порожний вагон предъявляется к перевозке, если перевозчиком согласован запрос, а отправителем представлена оформленная накладная (заполняются оставшиеся незаполненными после согласования запроса графы бланка накладной).
Пунктом 68 Правил N 374 предусмотрено, что после выгрузки груза на железнодорожных путях необщего пользования порожний вагон подается на железнодорожные пути общего пользования только при наличии составленной в соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 39 (далее - Правила N 39), накладной и других предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами документов.
Следовательно, отправка порожних вагонов - это начало новой перевозки с последующим оформлением железнодорожной накладной.
Исходя из анализа положений статьи 44 Устава, пункта 68 Правил N 374, следует, что после выгрузки груза на железнодорожных путях необщего пользования порожний вагон подается на железнодорожные пути общего пользования только при наличии составленной в соответствии с Правилами N 39 железнодорожной накладной и других предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами документов.
Порядок предъявления к перевозке порожних вагонов и алгоритм оформления накладной на их перевозку установлен разделом IV Правил N 374.
При отсутствии оформленных перевозочных документов вагоны могли быть убраны только по основаниям пункта 69.1 Правил N 374.
Таким образом, поскольку доводы ОАО "РЖД" на соответствующие документы, свидетельствующие о непринятии перевозчиком вагонов по причине отсутствия перевозочных документов, судами не исследовались, решение и постановление подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение.
Довод ОАО "РЖД" о незаконности применения положений Договора к двум спорным отправкам также может быть принят во внимание, если аналогичные условия не были предусмотрены договором от 27.02.2014 N 2/14/6 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования Общества на станции Войбокало Октябрьской железной дороги.
Таким образом, поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, судом первой и апелляционной инстанции не установлены, обжалуемые судебные акту не могут быть признаны законными и обоснованными, а выводы об наличии оснований для удовлетворения иска являются преждевременными.
В связи с изложенным решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином судебном составе.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду надлежит устранить вышеотмеченные недостатки; на основании полного и всестороннего исследования и оценки доказательств установить имеющие значение для дела обстоятельства. По результату нового рассмотрения дела следует разрешить вопрос о распределении судебных расходов, в том числе по апелляционной и кассационной жалобам.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2020 по делу N А56-55594/ отменить.
Дело направить в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области на новое рассмотрение в ином судебном составе.
Судья |
В.В. Дмитриев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 68 Правил N 374 предусмотрено, что после выгрузки груза на железнодорожных путях необщего пользования порожний вагон подается на железнодорожные пути общего пользования только при наличии составленной в соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 39 (далее - Правила N 39), накладной и других предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами документов.
...
Исходя из анализа положений статьи 44 Устава, пункта 68 Правил N 374, следует, что после выгрузки груза на железнодорожных путях необщего пользования порожний вагон подается на железнодорожные пути общего пользования только при наличии составленной в соответствии с Правилами N 39 железнодорожной накладной и других предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами документов.
Порядок предъявления к перевозке порожних вагонов и алгоритм оформления накладной на их перевозку установлен разделом IV Правил N 374.
При отсутствии оформленных перевозочных документов вагоны могли быть убраны только по основаниям пункта 69.1 Правил N 374."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 апреля 2021 г. N Ф07-3491/21 по делу N А56-55594/2020