14 апреля 2021 г. |
Дело N А66-13363/2015 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Яковца А.В., судей Бычковой Е.Н., Кравченко Т.В.,
при участии конкурсного управляющего муниципальным унитарным предприятием "Водоканализационное хозяйство закрытого административно-территориального образования Озерный" Крупенина В.А., от акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" представителей Негрича А.И. (доверенность от 23.12.2019) и Сысоева Д.С. (доверенность от 14.10.2020),
рассмотрев 12.04.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу конкурсного управляющего муниципальным унитарным предприятием "Водоканализационное хозяйство закрытого административно-территориального образования Озерный" Крупенина Вадима Александровича на определение Арбитражного суда Тверской области от 14.08.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2021 по делу N А66-13363/2015,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Тверской области от 10.12.2015 муниципальное унитарное предприятие "Водоканализационное хозяйство закрытого административно-территориального образования Озерный", адрес: 171090, Тверская обл., пгт. Озерный, Московская ул., д. 14А, ОГРН 1136908001174, ИНН 6907012104 (далее - Предприятие, должник), признано несостоятельным (банкротом), в отношении Предприятия открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре банкротства ликвидируемого должника, конкурсным управляющим утвержден Абдулаев Абдурахман Халилович.
Определением суда от 03.11.2016 в отношении Предприятия введена процедура внешнего управления, внешним управляющим утвержден Абдуллаев А.Х.
Решением суда от 26.03.2018 проводимая в отношении должника процедура внешнего управления прекращена, Предприятие признано несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Крупенин Вадим Александрович.
Конкурсный управляющий Крупенин В.А. 25.12.2019 обратился в арбитражный суд с заявлением, в котором просил обязать администрацию закрытого административно-территориального образования Озерный Тверской области (далее - Администрация) принять в собственность муниципального образования "Закрытое административно-территориальное образование Озерный Тверской области" (далее - Муниципальное образование) перечисленные в заявлении объекты водоснабжения и водоотведения и взыскать с Администрации в пользу Предприятия 11 013 300 руб. в счет компенсации уменьшения конкурсной массы в связи передачей указанных объектов в собственность Муниципального образования.
Определением суда первой инстанции от 14.08.2020 на Администрацию возложена обязанность принять в собственность Муниципального образования объекты водоснабжения и водоотведения согласно списку, указанному в заявлении конкурсного управляющего, с Муниципального образования в пользу Предприятия взыскано 1 201 000 руб. компенсации; в удовлетворении заявленных требований в остальной части отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2021 указанное определение оставлено без изменения.
В поданной в электронном виде кассационной жалобе конкурсный управляющий Крупенин В.А. просит отменить или изменить определение от 14.08.2020 и постановление от 18.01.2021 в части определения размера компенсации, принять в указанной части новый судебный акт, которым взыскать с Администрации 11 013 300 руб. компенсации.
В обоснование кассационной жалобы ее податель ссылается на то, что суд первой инстанции неверно определил размер компенсации, подлежащей уплате Предприятию, не учел цену объектов водоснабжения и водоотведения, переданных Муниципальному образованию, определенную независимым оценщиком.
Конкурсный управляющий Крупенин В.А. также указывает, что торги по продаже принадлежавших Предприятию объектов водоснабжения и водоотведения, а также заключенный по результатам названных торгов договор купли-продажи признаны недействительными, что исключает возможность определения размера компенсации исходя из цены указанного договора купли-продажи.
В представленном в электронном виде отзыве Администрация, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В представленном в электронном виде отзыве акционерное общество "АтомЭнергоСбыт", являющееся заявителем по делу о банкротстве Предприятия, поддерживает доводы, содержащиеся в кассационной жалобе конкурсного управляющего Крупенина В.А.
В судебном заседании конкурсный управляющий Крупенин В.А. поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Представители акционерного общества "АтомЭнергоСбыт" согласились с указанными доводами.
Иные участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Проверив законность обжалуемых судебных актов исходя из доводов, приведенных в кассационной жалобе и в возражениях относительно указанной жалобы, Арбитражный суд Северо-Западного округа приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 4 статьи 132 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) (далее - Закон о банкротстве) социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации и иные объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, а также объекты, в отношении которых заключены соглашения о государственно-частном партнерстве, объекты, в отношении которых заключены соглашения о муниципально-частном партнерстве, продаются в порядке, установленном статьей 110 названного Федерального закона.
Обязательными условиями конкурса по продаже указанных объектов являются обязательства покупателей обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств.
Согласно пункту 5 статьи 132 Закона о банкротстве социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктами 4 и 4.1 данной статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.
Передача социально значимых объектов, указанных в пункте 5 статьи 132 Закона о банкротстве, и жилищного фонда социального использования соответственно в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким определением (пункт 6 статьи 132 Закона о банкротстве).
Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении) отчуждение в частную собственность объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.
Согласно правовой позиции, выраженной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019 (далее - Обзор N 3), Закон о водоснабжении и водоотведении является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.
При этом возврат этих объектов свободными от прав третьих лиц не должен осуществляться без компенсации со стороны их собственника, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов. Заинтересованные лица, в частности арбитражный управляющий, вправе обратиться в суд, рассматривающий дело о банкротстве должника, с требованием к собственнику имущества о компенсации уменьшения конкурсной массы в связи с прекращением права хозяйственного ведения с учетом того, что социальное предназначение данных объектов является таким обременением, которое снижает их рыночную стоимость.
Споры о возврате названных объектов в публичную собственность и (или) споры, связанные с выплатой компенсации за такой возврат, рассматриваются арбитражным судом в рамках дела о банкротстве должника.
Как видно из материалов дела, Предприятие осуществляло деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием объектов водоснабжения и водоотведения, составляющих водопроводно-канализационный комплекс Муниципального образования.
Конкурсный управляющий Крупенин В.А. с 18.03.2019 по 01.06.2019 проводил в электронной форме посредством публичного предложения торги по продаже имущества Предприятия.
По результатам указанных торгов с Сарахановым Константином Константиновичем заключен договор купли-продажи имущества, вошедшего в состав лота 1 (водопроводно-канализационного комплекса Муниципального образования).
Определением суда первой инстанции от 14.08.2020 проведенные с 18.03.2019 по 01.06.2019 в электронной форме посредством публичного предложения торги по продаже имущества Предприятия, протокол от 02.06.2019 о результатах проведенных посредством публичного предложения в электронной форме торгов по продаже имущества Предприятия, а также заключенный по результатам торгов с Сарахановым К.К. договор купли-продажи имущества признаны недействительными; в порядке применения последствий их недействительности на конкурсного управляющего Предприятием возложена обязанность в 30-дневный срок возвратить Сараханову К.К. 1 201 000 руб.
Постановлением апелляционного суда от 10.11.2020 указанное определение изменено в части, с Предприятия в пользу индивидуального предпринимателя Сараханова К.К. взыскано 1 201 000 руб.
При рассмотрении настоящего обособленного спора суд первой инстанции, с которым согласился и апелляционный суд, частично удовлетворяя заявленные конкурсным управляющим требования и взыскивая с Муниципального образования в пользу Предприятия 1 201 000 руб. в счет компенсации стоимости переданных в собственность Муниципального образования объектов водоснабжения и водоотведения, исходил из того, что такая стоимость указанных объектов была сформирована в результате их продажи на торгах и представляет собой реальную рыночную стоимость данного имущества.
По мнению суда кассационной инстанции, указанный вывод соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным при рассмотрении настоящего обособленного спора доказательствам.
Приведенный в кассационной жалобе конкурсного управляющего Крупенина В.А. довод о необходимости определения размера компенсации, подлежащей взысканию с Муниципального образования в счет стоимости переданных в его собственность объектов водоснабжения и водоотведения, исходя из рыночной цены указанных объектов, определенной независимым оценщиком, не принимается судом кассационной инстанции.
Податель жалобы не учитывает, что в в соответствии с правовой позицией, выраженной в Обзоре N 3, социальное предназначение спорных объектов является обременением, которое снижает их рыночную стоимость.
Довод конкурсного управляющего Крупенина В.А. о невозможности определения размера компенсации исходя из цены договора купли-продажи, заключенного по результатам торгов, ввиду того, что торги по продаже принадлежащих Предприятию объектов водоснабжения и водоотведения, а также заключенный по результатам названных торгов договор купли-продажи признаны недействительными, также не может быть принят.
Как полагает суд кассационной инстанции, определяя размер компенсации, подлежащей взысканию с Муниципального образования в счет стоимости переданных в его собственность объектов водоснабжения и водоотведения, исходя из цены, которую согласилось уплатить лицо, принявшее участие в торгах, не будучи обязанным приобретать названные объекты водоснабжения и водоотведения, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из того, что такой размер компенсации обеспечивает баланс публичных и частных интересов. Доказательства, опровергающие указанный вывод, в материалах настоящего обособленного спора отсутствуют.
С учетом изложенного основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены определения от 14.08.2020 и постановления от 18.01.2021 в обжалуемой части отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Тверской области от 14.08.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2021 по делу N А66-13363/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу конкурсного управляющего муниципальным унитарным предприятием "Водоканализационное хозяйство закрытого административно-территориального образования Озерный" Крупенина Вадима Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Яковец |
Судьи |
А.В. Яковец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, выраженной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.11.2019 (далее - Обзор N 3), Закон о водоснабжении и водоотведении является специальным по отношению к Закону о банкротстве, поэтому поименованные в нем объекты не подлежат реализации в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, и возвращаются в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения.
...
Как полагает суд кассационной инстанции, определяя размер компенсации, подлежащей взысканию с Муниципального образования в счет стоимости переданных в его собственность объектов водоснабжения и водоотведения, исходя из цены, которую согласилось уплатить лицо, принявшее участие в торгах, не будучи обязанным приобретать названные объекты водоснабжения и водоотведения, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из того, что такой размер компенсации обеспечивает баланс публичных и частных интересов. Доказательства, опровергающие указанный вывод, в материалах настоящего обособленного спора отсутствуют.
С учетом изложенного основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены определения от 14.08.2020 и постановления от 18.01.2021 в обжалуемой части отсутствуют."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 апреля 2021 г. N Ф07-2651/21 по делу N А66-13363/2015
Хронология рассмотрения дела:
14.04.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2651/2021
18.01.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7456/20
10.11.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-7661/20
27.02.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15177/19
06.11.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15177/19
25.09.2019 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6470/19
01.08.2019 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-13363/15
01.07.2019 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-13363/15
07.02.2019 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-11876/18
10.09.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9746/18
02.07.2018 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-13363/15
01.06.2018 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-7365/18
01.06.2018 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-13363/15
04.04.2018 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1158/18
26.03.2018 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-13363/15
02.02.2018 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-13363/15
11.08.2017 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-13363/15
10.12.2015 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-13363/15
25.11.2015 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-13363/15