14 апреля 2021 г. |
Дело N А56-6443/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Соколовой С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Новый Дом Инвест" Николаевой Е.И. (доверенность от 11.01.2021 N 18), от Службы государственного строительного надзора и экспертизы города Санкт-Петербурга Реутовой О.О. (доверенность от 25.12.2020 N 17),
рассмотрев 07.04.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новый Дом Инвест" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.08.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2020 по делу N А56-6443/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Новый Дом Инвест", адрес: 198197, Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 47, лит. А, пом. 260, ОГРН 1127847262498, ИНН 7810868630 (далее - Общество, ООО "Новый Дом Инвест"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Службы государственного строительного надзора и экспертизы города Санкт-Петербурга, адрес: 191023, Санкт-Петербург, ул. Зодчего Росси, д. 1/3, ОГРН 1047829034484, ИНН 7840016760 (далее - Служба), от 15.01.2020 N 1/199Пс1-20, которым ООО "Новый Дом Инвест" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде 105 000 руб. штрафа.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.08.2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2020, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
В кассационной жалобе ООО "Новый Дом Инвест", ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новый - об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, суды необоснованно отклонили доводы заявителя о допущенных Службой процессуальных нарушениях в ходе проверки, а именно нарушении срока ее проведения. Также Общество указывает на отсутствие в его действиях события вменяемого правонарушения и обращает внимание, что в оспариваемом постановлении не указано, какие именно положения проектной документации и ГОСТ 14098-2014 Межгосударственный стандарт. Соединения сварные арматуры и закладных изделий железобетонных конструкций. Типы, конструкции и размеры", введенного в действие приказом Росстандарта от 22.10.2014 N 1374-ст (далее - ГОСТ 14098-2014), нарушены ООО "Новый Дом Инвест".
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Службы возражала против удовлетворения данной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения от 28.10.2019 N 1/199Р8-19 о проведении проверки Службой проведена плановая документарно-выездная проверка строительства жилого комплекса с подземной автостоянкой, встроенными помещениями, встроенно-пристроенным детским садом и пристроенной гостиницей по адресу: Санкт-Петербург, Львовская ул., д. 21, лит. А (далее - Объект). Строительство Объекта осуществляет ООО "Новый Дом Инвест" в соответствии с договором генерального подряда от 26.02.2018 N 21.
В ходе проверки установлено, что работы по устройству монолитного каркаса (корпус 1 - 6-й этаж; корпус 2 - 11-й этаж; корпус 3 - 3-й этаж; корпус 4 - 3-й этаж, корпус 5 - 11-й этаж) выполнены с нарушением требований проектной документации (шифр 1620-2017-КЖИ), а именно сварной шов на каркасе (тип шва КЗ-Мп) не соответствует требованиям проекта и ГОСТ 14098-2014 (крепление арматуры выполнено только с одной стороны, тогда как в соответствии с проектной документацией и указанным ГОСТом крепление арматуры должно осуществляться с двух сторон).
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным лицом Службы 18.12.2019 в отношении Общества был составлен протокол N 572-19 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Постановлением от 15.01.2020 N 1/199Пс1-20 ООО "Новый Дом Инвест" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 105 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество оспорило его в арбитражном суде.
Суд первой инстанции при рассмотрении заявления исходил из наличия в действиях ООО "Новый Дом Инвест" состава вменяемого административного правонарушения и отсутствия существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности. Не установив оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, как и для замены штрафа на предупреждение, суд отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Выводы суда первой инстанции поддержаны апелляционным судом.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
Субъектами административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, являются как застройщик, так и подрядчик, непосредственно осуществляющий работы по строительству.
ООО "Новый Дом Инвест" не отрицает факт крепления арматуры каркаса монолитных стен Объекта только с одной стороны. Однако Общество полагает, что такое отступление от требований проектной документации возможно, поскольку листом авторского надзора КЖ-АН-ЛАН N 13, оформленным проектной организацией проекта строительства Объекта, допускается крепление арматуры с одной стороны.
Суды, отклоняя указанный довод, отметили, что названный документ не является частью проектной документации строительства Объекта, прошедшей экспертизу; доказательств внесения в установленном порядке соответствующих изменений в проектную документацию КЖ-АН-ЛАН N 13 Обществом не представлено.
Исходя из изложенного, суды пришли к выводу о наличии в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения.
Оценивая довод Общества о наличии грубых нарушений в ходе проведения проверки, а именно в части сроков ее проведения, суды констатировали отсутствие нарушения требований Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294).
Между тем судами не учтено следующее.
Порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), права и обязанности таких органов, а также их должностных лиц при проведении проверок установлены Законом N 294-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона N 294-ФЗ предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Согласно части 1 статьи 13 Закона N 294-ФЗ срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 названного закона, не может превышать двадцать рабочих дней.
При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе превышать установленные сроки проведения проверки (пункт 6 статьи 15 Закона N 294-ФЗ).
В силу части 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных названным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Нарушение требования, предусмотренного пунктом 6 статьи 15 Закона N 294-ФЗ (превышение установленных сроков проведения проверок), относится к грубым нарушениям, влекущим недействительность результатов проверки (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ).
Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Как следует из материалов дела, документом, зафиксировавшим вменяемое правонарушение, является акт от 11.12.2019 N 1/199А115-19, составленный по результатам проверки, проведенной на основании двух распоряжений Службы от 28.10.2019 N 1/199Р8-19 и от 27.11.2019 N 93-19.
Так, согласно распоряжению Службы от 28.10.2019 N 1/199Р8-19 срок проведения проверки установлен с 31.10.2019 по 27.11.2019.
Впоследствии распоряжением Службы от 27.11.2019 N 93-19 внесены изменения в распоряжение от 28.10.2019 N 1/199Р8-19 в части срока проведения проверки, пункт 8 изложен в следующей редакции: "срок проведения проверки с учетом продления в соответствии с настоящим распоряжением с 27.11.2019 по 11.12.2019".
Аналогичный срок проверки был указан Службой в Едином реестре проверок, а именно с 27.11.2019 по 11.12.2019.
Согласно оспариваемому постановлению проверка проводилась Службой в период с 31.10.2019 по 27.11.2019, однако исходя из акта от 11.12.2019 N 1/199А115-19 датой окончания проверки Службой указано как 11.12.2019, что усматривается также из протокола от 18.12.2019 N 572 об административном правонарушении.
Суд апелляционной инстанции установил, что спорная проверка проводилась с 31.10.2019 по 11.12.2019. При этом апелляционная инстанция не усмотрела нарушение установленного частью 1 статьи 13 Закона N 294-ФЗ срока проведения проверки (двадцать дней).
Вместе с тем из распоряжения от 27.11.2019 N 93-19 не усматриваются ни фактическое продление срока начатой проверки, ни основания ее продления, установленные частью 3 статьи 13 Закона N 294-ФЗ (необходимость проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований).
На указанные нарушения положений Закона N 294-ФЗ Общество указывало как суду первой инстанции, так и апелляционному суду. Однако приводимым доводам Общества судами двух инстанций не было дано надлежащей оценки.
Между тем, как было указано выше, превышение установленного срока проведения проверки относится к грубым нарушениям, влекущим недействительность результатов проверки (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ).
Так как для принятия обоснованного и законного решения требуются исследование и оценка доказательств, а также иные процессуальные действия, установленные для рассмотрения дела в суде первой инстанции и невозможные в суде кассационной инстанции в силу его полномочий, дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) подлежит передаче на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, устранить вышеуказанные нарушения норм права, установить обстоятельства дела, имеющие значение для разрешения настоящего спора, в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ оценить представленные в дело доказательства, после чего принять законный и обоснованный судебный акт, распределив судебные расходы, в том числе за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.08.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.12.2020 по делу N А56-6443/2020 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.