15 апреля 2021 г. |
Дело N А56-44951/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе
председательствующего Кустова А.А.,
судей Бобарыкиной О.А., Серовой В.К.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Орион Интернейшнл Евро" Своровская М.И. (доверенность от 01.01.2021 N 2102),
рассмотрев 15.04.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Орион Интернейшнл Евро" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2020 по делу N А56-44951/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Интерфуд Русмол", адрес: 196084, Санкт-Петербург, Ново-Рыбинская улица, дом 19 - 21, литера А, офис 411, ОГРН 1047796783540, ИНН 7732502675 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Орион Интернейшнл Евро", адрес: 108811, Москва, 22-й км Киевского шоссе (п. Московский), домовладение 6, строение 1, этаж 3, помещение II, комната 18, ОГРН 1077746009615, ИНН 7728607080 (далее - Компания), о взыскании 9 179, 1 доллара США неустойки в рублях по курсу Центрального банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) на дату фактического платежа.
Решением от 30.09.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.12.2020, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Компания, ссылаясь на неправильное применение и нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить вынесенные судебные акты, удовлетворив заявление Компании о применении статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Как полагает податель жалобы, в данном случае усматривается недобросовестное поведение Общества, поскольку в период осуществления поставок оно не требовало уплаты неустойки; просрочка оплаты товара являлась незначительной и не повлекла для Общества возникновение убытков, в связи с этим судам следовало применить положения статьи 333 ГК РФ и уменьшить размер неустойки по двум спорным накладным до 231,26 доллара США. Податель жалобы также отмечает, что суд обязан был указать в резолютивной части взыскиваемую сумму неустойки в рублях.
В судебном заседании представитель Компании поддержал доводы кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами, Общество (продавец) и Компания (покупатель) 29.08.2018 заключили договор поставки N 29/08-18 (далее - Договор), согласно которому продавец обязался передать в собственность покупателя, а покупатель принять и оплатить сухое молоко по товаросопроводительным документам.
В соответствии с пунктом 2.1 Договора ассортимент, количество, цена и срок поставки товара указываются в согласованных сторонами спецификациях, являющихся неотъемлемой частью Договора.
Согласно пункту 3.4 Договора цена товара указывается в долларах США; оплата товара производится в рублях Российской Федерации по курсу ЦБ РФ на день оплаты товара.
В спецификации от 24.10.2018 N 6 к Договору стороны согласовали поставку Обществом в феврале - июне 2019 года партии молока сухого цельного (315 т) по цене 4371 доллар США за тонну.
В пункте 5 названной спецификации стороны установили, что товар подлежит оплате в течение 20 календарных дней с момента отгрузки в рублях Российской Федерации по курсу ЦБ РФ на день оплаты.
В силу 5.1 Договора при нарушении срока оплаты товара Общество вправе начислить Компании за каждый день просрочки платежа неустойку в размере 0,1% (начиная с 10-го дня просрочки - 1%) от не уплаченной в срок суммы, но не более 10% от суммы долга.
Во исполнение Договора Общество поставило Компании товар.
Поскольку Компания нарушила срок оплаты товара, поставленного по товарной накладной от 30.07.2019 N 131, Общество начислило ей 9179,1 доллара США неустойки и обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании начисленной неустойки в рублях Российской Федерации по курсу, установленному ЦБ РФ на дату фактического платежа.
Суды первой и апелляционной инстанций признали требования истца обоснованными по праву и размеру, не установив оснований для снижения размера неустойки в порядке статьи 333 ГК РФ по ходатайству ответчика.
Проверив материалы дела и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, кассационная инстанция пришла к следующим выводам.
Согласно статьям 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии со статьей 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Покупатель оплачивает поставляемые товары с соблюдением порядка и формы расчетов, предусмотренных договором поставки (пункт 1 статьи 516 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 454 ГК РФ к отдельным видам договора купли-продажи (розничная купля-продажа, поставка товаров, поставка товаров для государственных нужд, контрактация, энергоснабжение, продажа недвижимости, продажа предприятия) положения, предусмотренные параграфом 1 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются, если иное не предусмотрено правилами данного Кодекса об этих видах договоров.
Согласно пункту 1 статьи 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).
Покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после передачи ему продавцом товара, если иное не предусмотрено Кодексом, другим законом, иными правовыми актами или договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства (пункт 1 статьи 486 ГК РФ).
В соответствии со статьями 329, 330 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой; неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Факт поставки товара и ненадлежащего исполнения ответчиком принятых на себя обязательств по соблюдению сроков оплаты поставленного товара в рамках Договора по спорной накладной установлен судами, подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.
В кассационной жалобе Общество арифметическую правильность произведенного истцом расчета неустойки не отрицает, однако полагает, что размер неустойки должен быть снижен в порядке статьи 333 ГК РФ.
Как следует из пункта 1 статьи 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку по заявлению должника о таком уменьшении.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление N 7) даны следующие разъяснения положений статьи 333 ГК РФ, подлежащие применению в настоящем споре.
Если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 71 Постановления N 7).
Бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика (пункт 73 Постановления N 7).
При оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (пункт 74 Постановления N 7).
Из вышеприведенных положений Постановления N 7 следует, что коммерческая организация вправе не только подать заявление об уменьшении неустойки, но она обязана доказать несоразмерность неустойки последствиям допущенного ею нарушения исполнения обязательства, размер которой был согласован сторонами при заключении договора.
Определение конкретного размера неустойки является вопросом факта, следовательно, вопрос о ее снижении относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций. Суды не нашли оснований для снижения размера взыскиваемой неустойки на основании статьи 333 ГК РФ.
Приведенные Компанией доводы не свидетельствуют о неправильном применении судами статьи 333 ГК РФ, а также разъяснений высшей судебной инстанции по данному вопросу.
Приняв на себя обязательство оплатить товар в установленный Договором срок и не исполнив данную обязанность, Компания, тем самым, приняла на себя риск взыскания с нее неустойки.
Приведенная в кассационной жалобе ссылка Компании на то, что в рамках Договора она производила досрочные платежи, сама по себе не влияет на право Общества требовать уплаты неустойки за допущенные Компанией нарушения срока оплаты товара.
Выполненный Обществом расчет неустойки судами проверен и признан соответствующим условиям Договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 ГК РФ злоупотреблением правом признается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав.
Как разъяснено в пункте 81 Постановления N 7, непредъявление кредитором в течение длительного времени после наступления срока исполнения обязательства требования о взыскании основного долга само по себе не может расцениваться как содействие увеличению размера неустойки.
Применительно к названному пункту длительное непредъявление кредитором требования об уплате неустойки также не может расцениваться как злоупотребление правом.
В денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах. В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон (пункт 2 статьи 317 ГК РФ).
Условиями спецификации от 24.10.2018 N 6 предусмотрена оплата поставленного товара в рублях по курсу ЦБ РФ на день перечисления, что не противоречит положениям пункта 2 статьи 317 ГК РФ.
В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении" разъяснено, что при удовлетворении судом требований о взыскании денежных сумм, которые в соответствии с пунктом 2 статьи 317 ГК РФ подлежат оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, в резолютивной части судебного акта должны содержаться указание на размер сумм в иностранной валюте и об оплате взыскиваемых сумм в рублях; точное наименование органа (юридического лица), устанавливающего курс, на основании которого должен осуществляться пересчет иностранной валюты в рубли; указание момента, на который должен определяться курс для пересчета иностранной валюты в рубли.
В соответствии с абзацем вторым пункта 29 названного Постановления, если законом или соглашением сторон курс и дата пересчета не установлены, суд в соответствии с пунктом 2 статьи 317 ГК РФ указывает, что пересчет осуществляется по официальному курсу на дату фактического платежа.
Таким образом, суд правомерно удовлетворил требования Общества с указанием на взыскание по курсу ЦБ РФ на день оплаты. Довод Компании о том, что суд обязан был указать в резолютивной части взыскиваемую сумму пеней в рублях, отклоняется кассационной инстанцией.
Кассационная инстанция считает, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, суды правильно применили нормы материального и процессуального права. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2020 по делу N А56-44951/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Орион Интернейшенл Евро" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.А. Кустов |
Судьи |
А.А. Кустов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22.11.2016 N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении" разъяснено, что при удовлетворении судом требований о взыскании денежных сумм, которые в соответствии с пунктом 2 статьи 317 ГК РФ подлежат оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, в резолютивной части судебного акта должны содержаться указание на размер сумм в иностранной валюте и об оплате взыскиваемых сумм в рублях; точное наименование органа (юридического лица), устанавливающего курс, на основании которого должен осуществляться пересчет иностранной валюты в рубли; указание момента, на который должен определяться курс для пересчета иностранной валюты в рубли.
В соответствии с абзацем вторым пункта 29 названного Постановления, если законом или соглашением сторон курс и дата пересчета не установлены, суд в соответствии с пунктом 2 статьи 317 ГК РФ указывает, что пересчет осуществляется по официальному курсу на дату фактического платежа."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 апреля 2021 г. N Ф07-3273/21 по делу N А56-44951/2020