14 апреля 2021 г. |
Дело N А26-10996/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 апреля 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Кустова А.А., Серовой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2021 по делу N А26-10996/2019,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Энергокомфорт". Единая Карельская сбытовая компания", адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Гоголя, д. 60, оф. 6, ОГРН 1061001043421, ИНН 1001174763 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 105066, Москва, Спартаковская ул., д. 2Б, ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745 (далее - Учреждение), о взыскании 125 192 руб. 37 коп. задолженности по оплате электрической энергии, потребленной в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах в период с июля по август 2019 года, и 7149 руб. 99 коп. пеней, начисленных с 16.08.2019 по 05.04.2020 (с учетом уточнения иска).
Решением от 28.09.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 21.01.2021, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 28.09.2020 и постановление апелляционного суда от 21.01.2021, направить дело на новое рассмотрение.
По мнению подателя жалобы, Общество неправомерно включило в расчет задолженность за электроэнергию по многоквартирным домам, в которых отсутствует общедомовое имущество, что подтверждается техническими паспортами на дом. Общество не учло в расчете стоимость электроэнергии, поставленной потребителям, не открывшим лицевые счета в связи с переходом на прямые договоры. Истец необоснованно не произвел начисления потребителям, которые не передали показания индивидуальных приборов учета. Суды не учли, что ответчик потребителям, проживающим в доме 4 по Повенецкой улице, произвел начисления исходя из норматива потребления коммунальной услуги в связи с тем, что не имелось технической возможности для установки индивидуальных приборов учета.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество (гарантирующий поставщик) и Учреждение (покупатель) заключили договор энергоснабжения в целях содержания общего имущества в многоквартирных жилых домах от 01.05.2019 N 100-1-11-00034-02-1904 (далее - Договор), по которому гарантирующий поставщик обязался поставлять покупателю электрическую энергию (мощность), самостоятельно или через привлеченных третьих лиц (далее - сетевая организация) оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией, а покупатель - оплачивать электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги, приобретаемые в целях оказания собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги по электроснабжению (коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению с использованием электрической энергии при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) по ценам и в порядке, определенным Договором, соблюдать предусмотренный Договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации внутридомовых инженерных сетей и исправность инженерных коммуникаций, оборудования и приборов, входящих в состав внутридомовых инженерных сетей.
Приложением N 3 к Договору сторонами согласован перечень точек поставки электрической энергии: ул. Гоголя, д. 11; Повенецкая ул., д. 4; ул. Гарнизон Томицы, д. 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 11, 12, 13 и 15.
В силу пункта 4.1 Договора объем электроэнергии, подлежащей оплате исполнителем по Договору в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) как разность между объемом электроэнергии, определенным по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц), и объемом электроэнергии, подлежащим оплате потребителями в многоквартирном доме, определенным за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. Данный порядок расчета соответствует порядку, установленному подпунктом "а" пункта 21 (1) Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
В соответствии с пунктом 7.2 Договора учет электрической энергии (мощности) осуществляется расчетными приборами учета, в том числе включенными в состав измерительных комплексов, автоматизированных систем учета электроэнергии; точки поставки и места расположения приборов учета определены в приложении N 3 к Договору.
Пунктом 4.4 Договора в целях определения объема поданной электрической энергии на Учреждение возложена обязанность в срок до 26 числа расчетного месяца передать гарантирующему поставщику показания приборов учета электрической энергии по форме приложений N 7 и 8.
В случае непредоставления показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета в установленный договором срок расчет объема электроэнергии, потребленной в помещениях многоквартирного дома, определяется гарантирующим поставщиком в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) (пункт 4.5 Договора).
В пункте 6.2 Договора стороны согласовали, что оплата за электрическую энергию, потребленную в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, производится исполнителем (ответчиком) путем перечисления денежных средств на расчетный счет гарантирующего поставщика до 15 числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем).
Согласно пункту 10.7 Договора при несвоевременной оплате электрической энергии покупатель несет ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Во исполнение Договора в период с июля по август 2019 года Общество поставило в многоквартирные дома, находящиеся в управлении Учреждения, электрическую энергию, которую покупатель не оплатил.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение Учреждением обязательства по оплате электрической энергии, поставленной в спорный период в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, признав его обоснованным по праву и размеру.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Поскольку электрическая энергия поставлялась в многоквартирные жилые дома, к спорным правоотношениям применяются Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ), Правила N 124 и Правила N 354.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
Поскольку управляющая организация, выбранная в качестве таковой в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 161 ЖК РФ и в силу закона являющаяся исполнителем коммунальных услуг, обязана приобретать коммунальные ресурсы для предоставления их собственникам помещений в жилом доме и на общедомовые нужды, то именно она признается абонентом по договору с ресурсоснабжающей организацией, как следствие, права и обязанности по такому договору возникают у управляющей организации.
Управляющая организация как лицо, предоставляющее потребителям коммунальные услуги, является исполнителем коммунальных услуг, статус которого обязывает ее заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; оказывать коммунальные услуги того вида, которые возможно предоставить с учетом степени благоустройства многоквартирного дома; а также дает право требовать с потребителей внесения платы за потребленные коммунальные услуги (пункты 2,8,9, подпункты "а", "б" пункта 31, подпункт "а" пункта 32 Правил N 354).
В соответствии с частями 6.2 и 7 статьи 155 ЖК РФ, пунктом 63 Правил N 354 по общему правилу потребители обязаны своевременно оплатить коммунальные услуги исполнителю или действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту. Управляющая организация, которая получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такой управляющей организацией заключены договоры ресурсоснабжения.
В силу статей 153 и 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, отопление (коммунальные ресурсы, энергоснабжение).
Таким образом, из названных правовых норм следует, что при наличии в многоквартирном доме управляющей организации в правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в этот дом участвует эта управляющая организация как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик. Абонентом (потребителем) по договору энергоснабжения и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы, является управляющая компания. В свою очередь потребители коммунальных услуг оплачивают эти услуги исполнителю.
На основании пункта 1 части 1 статьи 157.2 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 03.04.2018 N 59-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации") общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о заключении прямого договора с ресурсоснабжающей организацией. В этом случае прямой договор считается заключенным с даты, определенной в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, предусмотренном пунктом 4.4 части 2 статьи 44 ЖК РФ.
Данная норма не распространяет свое действие на помещения специализированного жилищного фонда.
Из материалов дела следует, что спорные помещения находятся в федеральной собственности, закреплены на праве оперативного управления за федеральным государственным казенным учреждением "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации и включены в специализированный жилищный фонд с отнесением к числу служебных помещений (т.д. 4, л. 54-150).
Действующим жилищным законодательством прямые договорные отношения на предоставление коммунальной услуги ресурсоснабжающей организацией с нанимателями специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрены.
Таким образом, вопреки доводам кассационной жалобы, если наниматели не обращались к гарантирующему поставщику с заявлениями о заключении прямых договоров (об открытии лицевых счетов), именно Учреждение, как управляющая организация, обязано приобретать коммунальный ресурс у поставщика для целей оказания собственникам и нанимателям жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги по энергоснабжению.
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно отклонили довод Учреждения о том, что Общество неправомерно включило в расчет задолженность за электроэнергию по многоквартирным домам, в которых отсутствует общедомовое имущество.
Суды правомерно указали на то, что отсутствие мест общего пользования в многоквартирном доме не имеет определяющего значения для расчетов объема и платы за потребленную электрическую энергию. Объем электроэнергии за спорный период определен истцом на основании пункта 21 (1) Правил N 124 и представляет собой разницу между объемом ресурса по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета и объемом ресурса, подлежащего оплате непосредственно потребителями электроэнергии. В отношении домов, не оборудованных коллективным (общедомовым) прибором учета, объем электроэнергии истец определял в соответствии с пунктом 21 указанных Правил, согласно которому общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества жилого дома, при расчете не учитывается и не влияет на размер данной платы.
Суды установили, что в отношении потребителей, которые не передали показания индивидуальных приборов учета, истец произвел начисления на основании пунктов 43, 59 и 60 Правил N 354.
Отклоняя довод ответчика о том, что потребителям, проживающим в доме 4 по Повенецкой улице, он произвел начисления исходя из норматива потребления коммунальной услуги, поскольку не имелось технической возможности для установки индивидуальных приборов учета, суды исходили из того, что ответчик не представил надлежащие доказательства в подтверждение своих доводов.
Оценив материалы дела, суды пришли к выводу о том, что во исполнение Договора в период с июля по август 2019 года Общество поставило в многоквартирные дома, находящиеся в управлении Учреждения, электрическую энергию, задолженность по оплате которой составила 125 192 руб. 37 коп.
При этом суды указали, что расчет задолженности, произведенный истцом, соответствует Правилам N 124 и Правилам N 354, а также условиям Договора.
Суды отклонили контррасчет ответчика, сделав вывод о том, что он противоречит действующему законодательству, регулирующему спорные правоотношения и установленным обстоятельствам дела, а также нее подтвержден документально.
Установив, что ответчик своевременно задолженность за поставленную электрическую энергию не оплатил, и руководствуясь статьей 330 ГК РФ и абзацем 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", суды признали правомерным требование истца о взыскании с ответчика 7149 руб. 99 коп. пеней, начисленных с 16.08.2019 по 05.04.2020.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили иск.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 28.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2021 по делу N А26-10996/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды правомерно указали на то, что отсутствие мест общего пользования в многоквартирном доме не имеет определяющего значения для расчетов объема и платы за потребленную электрическую энергию. Объем электроэнергии за спорный период определен истцом на основании пункта 21 (1) Правил N 124 и представляет собой разницу между объемом ресурса по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета и объемом ресурса, подлежащего оплате непосредственно потребителями электроэнергии. В отношении домов, не оборудованных коллективным (общедомовым) прибором учета, объем электроэнергии истец определял в соответствии с пунктом 21 указанных Правил, согласно которому общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества жилого дома, при расчете не учитывается и не влияет на размер данной платы.
Суды установили, что в отношении потребителей, которые не передали показания индивидуальных приборов учета, истец произвел начисления на основании пунктов 43, 59 и 60 Правил N 354.
...
Установив, что ответчик своевременно задолженность за поставленную электрическую энергию не оплатил, и руководствуясь статьей 330 ГК РФ и абзацем 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", суды признали правомерным требование истца о взыскании с ответчика 7149 руб. 99 коп. пеней, начисленных с 16.08.2019 по 05.04.2020."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 апреля 2021 г. N Ф07-2930/21 по делу N А26-10996/2019