19 апреля 2021 г. |
Дело N А56-103262/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А. и Мунтян Л.Б.,
при участии от Публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" Абрамовой Д.И. (доверенность от 23.07.2020), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области Костериной Е.Н. (доверенность от 11.01.2021),
рассмотрев 13.04.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2020 по делу N А56-103262/2019,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Россети Ленэнерго", адрес: 196247, Санкт-Петербург, площадь Конституции, дом 1, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, улица Смольного, дом 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953 (далее - Управление), от 29.08.2019 N 047/04/9.21-945/2019 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Зверев В.В.
Решением суда первой инстанции от 18.02.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 23.11.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить.
В судебном заседании представители Управления и Общества поддержали свои позиции, приведенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, дав суду кассационной инстанции свои пояснения.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, 18.04.2019 в Управление поступило обращение Зверева В.В. (вх. N 3224), содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, выразившееся в необоснованном уклонении Общества от заключения договора на осуществление технологического присоединения, установленных Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861, Правила присоединения).
Зверев В.В. подал заявку от 13.03.2019 N 19-8437 на технологическое присоединение электропринимающих устройств (далее - ЭПУ) потребителя, расположенного на земельном участке по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, г.п. Токсово, ул. Угловая, уч. 2, кадастровый номер 47:07:05:02:082:0014 к электросетям Общества, с мощностью 15 кВт, напряжением 0,4 кВ, 3 категории надежности электроснабжения.
Общество 26.03.2019 представило на рассмотрение проект договора N ОД-ПрЭС-5853-19/8437-Э-19 без даты.
В связи с тем, что содержание данного проекта договора на технологическое присоединение не соответствует Правилам присоединения, Зверев В.В. 26.03.2019 направил в Общество мотивированный отказ вх. N ЛЭ/01-02/4586, в котором указал на пункты договора и технических условий, не соответствующие Правилам присоединения и внес предложения по корректировке договора.
Общество 10.04.2019 представило Звереву В.В. на рассмотрение второй вариант Договора без даты, не внеся изменения в следующие пункты договора и технических условий:
1. пункт 1 Договора - по-прежнему указано наименование ЭПУ, не соответствующее наименованию ЭПУ, указанному в заявке на технологическое присоединение, а именно ЭПУ потребителя, расположенное на земельном участке.
2. пункт 2 Договора - указан объект электроснабжения в виде "индивидуальный жилой дом" притом, что к заявке на технологическое присоединение приложен документ, подтверждающий право собственности только на земельный участок.
3. пункты 1, 2, 7 технических условий оставлены без изменений. ПАО "Ленэнерго" настаивает на месте расположения точки присоединения за пределами участка Зверева В.В.
4. пункт 11.2 технических условий - присутствует требование по предоставлению со стороны заявителя провода для подключения на ближайшей опоре ВЛ-0,4 кВ, расположенного за пределами земельного участка.
5. пункт 11.3 технических условий - по-прежнему присутствует, но пункт 25(1) Правил присоединения не предполагает наличия в технических условиях требований к месту установки прибора учета, а предполагают наличие в технических условий только требования к ПУ.
6. В содержании технических условий требования к ПУ отсутствуют.
В адрес Общества от 12.04.2019 поступил повторный мотивированный отказ.
В ответ на мотивированный отказ в адрес Зверева В.В. письмом от 25.04.2019 N ПрЭС/038/4554-12 повторно направлен проект договора об осуществлении технологического присоединения, частично учитывающий замечания Зверева В.В.
В адрес Общества 21.05.2019 поступил третий мотивированный отказ в подписании проекта договора. В ответ на мотивированный отказ по проекту договора письмом от 24.05.2019 N ПрЭС/038/5572-12 направлен ответ с приложением нового проекта договора.
В адрес Общества 14.06.2019 поступил четвертый мотивированный отказ, согласно которому содержание проекта договора на технологическое присоединение по-прежнему не соответствует Правилам технологического присоединения.
В адрес Зверева В.В. письмом от 25.06.2019 N ПрЭС/038/6960-12 повторно направлен проект договора об осуществлении технологического присоединения.
Управление пришло к выводу, что в нарушение пункта 15 Правил присоединения Общества уклоняется от заключения договора на осуществление технологического присоединения со Зверевым В.В.
Постановлением от 29.08.2019 N 047/04/9.21-945/2019 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного правонарушения и отсутствии нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного Обществом требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Повторное совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи КоАП РФ, влечет административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Согласно пункту 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
В силу пункта 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил. Заявка направляется по формам согласно приложениям N 4 - 7 любым способом ее подачи (почтой или с использованием официального сайта сетевой организации).
Пунктом 14 Правил N 861 предусмотрено, что в заявке, направляемой заявителем - физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, должны быть указаны: фамилия, имя и отчество заявителя, серия, номер и дата выдачи паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации; место жительства заявителя; сведения, предусмотренные подпунктами "б", "и" и "л" пункта 9 настоящих Правил; запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств заявителя.
В адрес заявителей, указанных в пунктах 12(1) и 14 настоящих Правил, сетевая организация направляет в бумажном виде для подписания заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 15 дней со дня получения заявки от заявителя (уполномоченного представителя) или иной сетевой организации, направленной в том числе посредством официального сайта сетевой организации или иного официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определяемого Правительством Российской Федерации (абзац первый пункта 15 Правил N 861, действовавший в спорный период).
Как предусмотрено абзацем 13 пункта 15 Правил N 861 сетевая организация в течение 3 рабочих дней рассматривает заявку, а также приложенные к ней документы и сведения и проверяет их на соответствие требованиям, указанным в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил. При отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 настоящих Правил, сетевая организация не позднее 3 рабочих дней со дня получения заявки направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявки до получения недостающих сведений и документов. В случае непредставления заявителем недостающих документов и сведений в течение 20 рабочих дней со дня получения указанного уведомления сетевая организация аннулирует заявку и уведомляет об этом заявителя в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об аннулировании заявки. После получения недостающих сведений от заявителя сетевая организация рассматривает заявку и направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия (как неотъемлемое приложение к договору) в сроки, предусмотренные настоящим пунктом для соответствующей категории заявителя, исчисляемые со дня представления заявителем недостающих сведений.
Судами также установлено, что заявка Зверева В.В. на технологическое присоединение содержит все сведения, предусмотренные Правилами N 861. Вместе с тем проект договора на технологическое присоединение, приведенный в соответствие с Правилами N 861, в сроки, установленные данными Правилами, в адрес Зверева В.В. не направлен.
Исходя из изложенных обстоятельств суды двух инстанций пришли к выводу о том, что Общество необоснованно уклоняется от заключения договора на осуществление технологического присоединения со Зверевым В.В.
Приняв во внимание отсутствие доказательств невозможности соблюдения Обществом требований Правил N 861 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые невозможно предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, квалифицируемого по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.
Административное наказание назначено Обществу в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, что отвечает принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Суды не выявили процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности; срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен (статья 4.5 КоАП РФ).
Довод кассационной жалобы о том, что Зверевым В.В. в заявке на технологическое присоединение не конкретизировано наименование энергопринимающего устройства, в связи с чем Общество не может разработать проект договора на технологическое присоединение к электрической сети, был рассмотрен судом апелляционной инстанции, ему дана надлежащая правовая оценка.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 18.02.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2020 по делу N А56-103262/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами также установлено, что заявка Зверева В.В. на технологическое присоединение содержит все сведения, предусмотренные Правилами N 861. Вместе с тем проект договора на технологическое присоединение, приведенный в соответствие с Правилами N 861, в сроки, установленные данными Правилами, в адрес Зверева В.В. не направлен.
...
Приняв во внимание отсутствие доказательств невозможности соблюдения Обществом требований Правил N 861 в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые невозможно предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в его действиях состава административного правонарушения, квалифицируемого по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ. С этим согласился и суд апелляционной инстанции.
Административное наказание назначено Обществу в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, что отвечает принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Суды не выявили процессуальных нарушений в ходе привлечения Общества к административной ответственности; срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен (статья 4.5 КоАП РФ)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 апреля 2021 г. N Ф07-1231/21 по делу N А56-103262/2019
Хронология рассмотрения дела:
19.04.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-1231/2021
23.11.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-27992/20
18.02.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-103262/19
22.10.2019 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-103262/19