Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 апреля 2021 г. N Ф07-3750/21 по делу N А05-7065/2020

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Как следует из статьи 6 БК РФ: получатель бюджетных средств - это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом; главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Таким образом, поскольку сторонами спора являются Администрация, как получатель целевых бюджетных средств из бюджета Вельского района, Министерство как главный распорядитель целевых бюджетных средств областного бюджета, то есть исключительно участники бюджетного процесса, а существо спора связано с бюджетными мерами принуждения, предусмотренными статьей 306.2 БК РФ в качестве ответственности за совершение именно бюджетных нарушений, то к данным отношениям подлежат применению нормы бюджетного законодательства.

Данная правовая позиция соответствует подходу, изложенному в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 03.10.2014 N 302-ЭС14-1779, от 28.02.2018 N 304-ЭС17-23700, согласно которому нормы Гражданского кодекса Российской Федерации могут быть применены к отношениям сторон в случае если они не являются участниками бюджетного процесса (при предоставлении субсидии иным юридическим и физическим лицам, не являющимся участниками бюджетного процесса).

Таким образом, суд кассационной инстанции считает, что к рассматриваемым отношениям применимы нормы бюджетного законодательства, регулирующего порядок принятия, изменения и отмены решений о применении бюджетных мер принуждения (пункт 1 статьи 306.3 БК РФ, постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2019 N 91 "Об утверждении Правил принятия Министерством финансов Российской Федерации, финансовыми органами субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), органами управления государственными внебюджетными фондами решений о применении бюджетных мер принуждения, решений об изменении решений о применении бюджетных мер принуждения, решений об отмене решений о применении бюджетных мер принуждения или решений об отказе в применении бюджетных мер принуждения").

Таким образом, оснований для удовлетворения требований Администрации о взыскании излишне взысканные денежных средств в связи с принятием бюджетных мер принуждения на основании статьи 1102 ГК РФ у судов не имелось.

Поскольку спорные взаимоотношения сторон вытекают из бюджетных отношений, применение положений статьи 1102 ГК РФ является неправомерным."