22 апреля 2021 г. |
Дело N А56-30776/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Александровой Е.Н., Соколовой С.В.,
при участии от Балтийской таможни Осипова Д.И. (доверенность от 30.12.2020 N 05-10/44879),
рассмотрев 19.04.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Интергрант" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2020 по делу N А56-30776/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Интергрант", адрес: 350080, г. Краснодар, Новороссийская ул., д. 55, оф. 16, ОГРН 1092312004388, ИНН 2312162219 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконными действий Балтийской таможни, адрес: 198184, Санкт-Петербург, Канонерский остров, д. 32-А, ОГРН 1037811015879, ИНН 7830002014 (далее - Таможня), выразившихся в корректировке таможенной стоимости (далее - КТС) по декларации на товары (далее - ДТ) N 10216170/161219/0242265 и принятии решения от 28.02.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ; об обязании Таможни применить метод определения таможенной стоимости товаров, ввезенных по названной ДТ, по стоимости сделки с ввозимыми товарами, возвратить неправомерно начисленные в результате КТС товаров и излишне взысканные 43 126 руб. 78 коп. дополнительных таможенных платежей, а также 35 000 руб. расходов на оплату услуг представителя.
Решением суда от 29.09.2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2020, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Общество, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению подателя кассационной жалобы, КТС ввезенного товара и внесение изменений в ДТ произведены таможенным органом неправомерно, поскольку сведения о таможенной стоимости, заявленные в названной ДТ, являлись достоверными и документально подтвержденными.
Общество своих представителей в судебное заседание не направило, что не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
В судебном заседании представитель Таможни возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании внешнеторгового контракта от 09.08.2019 N ARG-47 (далее - Контракт), заключенного с компанией "Pedro Moscuzza е Hijos SA." (Вьетнам), Общество ввезло и задекларировало по ДТ N 10216170/161219/0242265 товар - 2 038 коробок морской свежемороженой рыбы рода merluccius - хек (без сортности): переработанную пищевую рыбную продукцию в виде потрошеных тушек хека (merluccius hubbsi) без головы и хвоста, размером 150 - 250 гр, не содержащих ГМО, торговые знак, марка и модель отсутствуют, производитель - компания "В/Р DON PEDRO (Pedro Moscuzza e Hijos S.A.), страна происхождения - Аргентина, код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 (далее - ТН ВЭД) 0303 661 20 0, таможенная стоимость - 2 529 699,94 руб., вес "нетто" товара - 27 499,480 кг, цена товара - 1,47 долларов США за кг.
Заявленная по ДТ таможенная стоимость товара определена декларантом методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
Товар выпущен в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуск для внутреннего потребления с предоставлением обеспечения уплаты таможенных платежей.
По результатам проведенной в ходе таможенного контроля таможенной проверки Общества на предмет возможного заявления недостоверных сведений о таможенной стоимости задекларированного товара, Таможня запросила дополнительные документы, сведения и пояснения для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товара.
По запросу Таможни Общество представило документы и пояснения.
Поскольку Общество не устранило сомнения Таможни в правильности определения таможенной стоимости товара, ввезенного по спорной ДТ, Таможня, выявив признаки недостоверности заявленной декларантом таможенной стоимости товара, 28.02.2020 приняла решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ.
При выборе источника ценовой информации для определения таможенной стоимости ввезенного товара Таможня использовала сведения, указанные в ДТ N 10216170/051019/0181727, по которой оформлялся однородный товар (мороженая потрошеная тушка хека (merluccius hubbsi) без головы и хвоста, размером 150 - 250 гр, страна происхождения - Аргентина, производитель - компания "Pedro Moscuzza e Hijos S.A."), вес "нетто" 27 295,52 кг, таможенная стоимость -- 2 782 296,76 руб.
В результате КТС товара, определенной Таможней с применением шестого (резервного) метода по стоимости сделки с однородными товарами, сумма доначисленных таможенных платежей составила 43 126,78 руб.
Считая решение Таможни незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, пришел к выводу о наличии у Таможни оснований для КТС товара и внесения изменений в ДТ.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В силу пункта 10 статьи 38 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации.
В соответствии с пунктом 15 статьи 38 ТК ЕАЭС основой таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определенном статьей 39 ТК ЕАЭС.
В силу пункта 1 статьи 39 ТК ЕАЭС таможенной стоимостью ввозимых товаров по общему правилу является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Союза и дополненная в соответствии со статьей 40 этого Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 39 ТК ЕАЭС ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца.
Единые правила определения таможенной стоимости товаров установлены в Соглашении, согласно пункту 3 статьи 1 которого таможенная стоимость товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза, определяется в соответствии с настоящим Соглашением, основанном на принципах и общих правилах, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) и Соглашением по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года.
Из пункта 1 статьи 2 Соглашения следует, что основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном статьей 4 данного Соглашения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Соглашения таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 названного Соглашения, при выполнении условий, приведенных в пункте 1 статьи 4 Соглашения.
Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства - члена Таможенного союза (пункт 2 статьи 4 Соглашения).
Согласно пункту 1 статьи 10 Соглашения в случае если таможенная стоимость товаров не может быть определена в соответствии со статьями 4, 6 - 9 Соглашения, таможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется на основе данных, имеющихся на таможенной территории Таможенного союза, путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения.
В соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" (далее - Постановление N 49) система оценки ввозимых товаров для таможенных целей, установленная Таможенным кодексом и основанная на статье VII ГАТТ 1994, исходит из их действительной стоимости - цены, по которой такие или аналогичные товары продаются или предлагаются для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции, определяемой с использованием соответствующих методов таможенной оценки. При этом согласно пункту 15 статьи 38 ТК ЕАЭС за основу определения таможенной стоимости в максимально возможной степени должна приниматься стоимость сделки с ввозимыми товарами (первый метод определения таможенной стоимости).
С учетом данных положений примененная сторонами внешнеторговой сделки цена ввозимых товаров не может быть отклонена по мотиву одного лишь несогласия таможенного органа с ее более низким уровнем в сравнении с ценами на однородные (идентичные) ввозимые товары или ее отличия от уровня цен, установившегося во внутренней торговле.
Исходя из пункта 13 статьи 38 ТК ЕАЭС таможенные органы вправе убеждаться в достоверности декларирования таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии с их действительной стоимостью. В то же время с учетом положений пункта 1 статьи 38 ТК ЕАЭС предъявляемые к декларанту требования по подтверждению таможенной стоимости должны быть совместимы с коммерческой практикой.
В связи с этим судам следует исходить из того, что лицо, ввозящее на таможенную территорию товар по цене, значительно отличающейся от сопоставимых цен идентичных (однородных) товаров, должно обладать документами, подтверждающими действительное приобретение товара по такой цене и доступными для получения в условиях внешнеторгового оборота (пункт 12 Постановления N 49).
Согласно пункту 1 статьи 313 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенной стоимости товаров, заявленной при таможенном декларировании, таможенным органом осуществляется проверка правильности определения и заявления таможенной стоимости товаров (выбора и применения метода определения таможенной стоимости товаров, структуры и величины таможенной стоимости товаров, документального подтверждения сведений о таможенной стоимости товаров).
При проведении контроля таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта пояснения в письменной форме о факторах, влияющих на формирование цены товаров, а также об иных обстоятельствах, имеющих отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Союза (пункт 2 статьи 313 ТК ЕАЭС).
Согласно пункту 4 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в следующих случаях: документы, представленные при подаче таможенной декларации либо представленные в соответствии с пунктом 2 этой статьи, не содержат необходимых сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения; таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений ТК ЕАЭС и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений, содержащихся в таких документах.
При завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений ТК ЕАЭС, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 ТК ЕАЭС (пункт 7 статьи 325 ТК ЕАЭС).
В абзаце 4 пункта 13 Постановления N 49 указано, что при сохранении неполноты документального подтверждения таможенной стоимости и (или) сомнений в достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости, не устраненных по результатам таможенного контроля, по смыслу пункта 17 статьи 325 ТК ЕАЭС решение о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации, может быть принято таможенным органом с учетом информации, имеющейся в его распоряжении и указывающей на подтверждение того, что таможенная стоимость ввозимых товаров не соответствует их действительной стоимости.
Согласно условиям Контракта Общество покупает у иностранного продавца для дальнейшего ввоза в Российскую Федерацию мороженую рыбу и морепродукты в количестве и ассортименте, по ценам, указанным в предварительно согласованных сторонами спецификациях на каждую поставляемую партию товара. Спецификации должны быть согласованы сторонами по электронной почте до начала поставки каждой партии товара не менее чем за неделю до предполагаемой даты отгрузки. Цена и объем товара определяются для каждой партии товара по спецификации, при этом цена товара устанавливается в долларах США на условиях согласно спецификации на каждую отдельную партию товара в соответствии с условиями Инкотермс 2010. В спецификации также должны быть согласованы и указаны в проформах и инвойсах условия поставки каждой партии товара.
При рассмотрении настоящего дела суды установили, что вместе с ДТ на товар Общество представило Контракт, спецификацию от 29.10.2019 N 2/5 к Контракту, инвойс от 29.10.2019 N Е0014-00003379, проформу-инвойс N 00006292, коносамент от 05.12.2019 N 586994430.
Запрошенные Таможней экспортная декларация страны отправления с переводом на русский язык, заверенный органом, аккредитованным на данный вид деятельности, а также инвойс с печатями и подписью покупателя (как предусмотрено условиями спецификации к Контракту) Общество не представило.
Довод кассационной жалобы о том, что представление экспортной декларации не предполагается условиями Контракта, в связи с чем ее непредставление не может являться основанием для КТС, отклоняется, поскольку пунктом 4.3 Контракта установлена обязанность продавца предоставить покупателю по факсу или почтой через 15 дней после погрузки товара в числе прочих документов экспортную декларацию, заверенную печатью продавца и авторизованной подписью. Оригиналы этих документов продавец также должен выслать экспресс почтой в течение 3 рабочих дней после получения подтверждения покупателя о корректности документов и адреса доставки оригиналов.
Проанализировав представленные Обществом документы, суды установили, что информация о стоимости единицы товара (кг), указанная в проформе-инвойсе от 27.09.2019 N 00006292 не соответствовала сведениям, содержащимся в инвойсе от 29.10.2019 N Е0014-00003379.
Заявления на перевод в иностранной валюте от 04.10.2019 N 257 и от 09.10.2019 N 261 на общую сумму 202 500 долларов США содержали ссылки на проформу-инвойс от 27.09.2019 N 00006292, однако сумма сделки в названном проформе-инвойсе определена в размере 405 000 долларов США. Кроме того, в заявлении на перевод от 04.12.2019 N 319 на 142 125 долларов США имелись ссылки, в том числе на иные инвойсы (от 29.10.2019 N Е0014-00003378 - Е0014-00003384), которые Общество таможенному органу не представляло. Представленный Обществом прайс-лист от 21.11.2019 со сроком действия до 23.11.2019 не действовал на момент выставления проформы-инвойса и инвойса.
Суды также учли выявленное Таможней расхождение таможенной стоимости проверяемого товара и таможенной стоимости идентичных/однородных товаров, непредставление Обществом дополнительно запрошенных Таможней документов, обосновывающих отличие цены ввезенного товара от ценовой информации, имеющейся в распоряжении Таможни. Проведенный Таможней посредством программной задачи "Автоматизированная система контроля таможенной стоимости" сравнительно-ценовой анализ за соответствующий период времени показал, что в регионе деятельности Таможни таможенное декларирование идентичных/однородных товаров производилось по стоимости, превышающей таможенную стоимость проверяемого товара.
Приняв во внимание установленные обстоятельства, суды пришли к выводу о том, что представленные Обществом при декларировании и в ходе таможенного контроля документы не подтверждали заявленные декларантом сведения, в связи с чем являлись недостаточными для подтверждения заявленной при таможенном оформлении стоимости ввезенного товара по спорной ДТ. Следовательно, у Таможни имелись основания для КТС ввезенного по спорной ДТ товара.
Оснований для иных выводов исходя из доводов кассационной жалобы суд округа не находит.
Суд кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 АПК РФ не наделен полномочиями по переоценке доказательств по делу. Несогласие Общества с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права к установленным фактическим обстоятельствам дела и (или) нарушении требований процессуального законодательства.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2020 по делу N А56-30776/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Интергрант" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При завершении проверки таможенных, иных документов и (или) сведений в случае, если представленные документы и (или) сведения либо объяснения причин, по которым такие документы и (или) сведения не могут быть представлены и (или) отсутствуют, либо результаты таможенного контроля в иных формах и (или) таможенной экспертизы товаров и (или) документов, проведенных в рамках такой проверки, не подтверждают соблюдение положений ТК ЕАЭС, иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов, в том числе достоверность и (или) полноту проверяемых сведений, и (или) не устраняют оснований для проведения проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, таможенным органом на основании информации, имеющейся в его распоряжении, принимается решение о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в таможенной декларации, в соответствии со статьей 112 ТК ЕАЭС (пункт 7 статьи 325 ТК ЕАЭС).
В абзаце 4 пункта 13 Постановления N 49 указано, что при сохранении неполноты документального подтверждения таможенной стоимости и (или) сомнений в достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости, не устраненных по результатам таможенного контроля, по смыслу пункта 17 статьи 325 ТК ЕАЭС решение о внесении изменений (дополнений) в сведения о таможенной стоимости, заявленные в таможенной декларации, может быть принято таможенным органом с учетом информации, имеющейся в его распоряжении и указывающей на подтверждение того, что таможенная стоимость ввозимых товаров не соответствует их действительной стоимости."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 апреля 2021 г. N Ф07-2814/21 по делу N А56-30776/2020