26 апреля 2021 г. |
Дело N А05-7709/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Власовой М.Г., Константинова П.Ю.,
при участии от Министерства обороны Российской Федерации Гольневой Е.В. (доверенность от 12.11.2020), от федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Гольневой Е.В. (доверенность от 11.01.2021),
рассмотрев 20.04.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 09.11.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2021 по делу N А05-7709/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Индустрия", адрес: 163013, г. Архангельск, Полярная ул., д. 48, корп. 1, ОГРН 1172901002064, ИНН 2901283005 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, адрес: 109097, Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1, ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360 (далее - Министерство финансов), в лице Управления Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации, адрес: 119160, Москва, ул. Знаменка, д.19, ОГРН 1037700255284, ИНН 7704252261 (далее - Министерство обороны), о взыскании 140 090 руб. 70 коп. задолженности по оплате услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома N 181, корп. 1 по пр. Советских Космонавтов в г. Архангельске (далее - МКД N 181) за период с 01.12.2019 по 30.04.2020.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены акционерное общество "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства", адрес: 125284, Москва, Хорошевское шоссе, д. 32, стр. 3, этаж 1, комн. 7, ОГРН 1095110000325, ИНН 5116000922 (далее - АО "ГУ ЖКХ"), федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны, адрес: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская ул., д. 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547 (далее - Учреждение).
Решением суда первой инстанции от 09.11.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 01.02.2021, с Министерства обороны в пользу Общества взыскано 140 090 руб. 70 коп. долга, а также 2000 руб. в возмещение расходов на уплату государственной пошлины; в удовлетворении требований к Министерству финансов отказано.
В кассационной жалобе Министерство обороны, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить принятые по делу судебные акты.
По мнению подателя жалобы, иск надлежало оставить без рассмотрения по причине несоблюдения Обществом претензионного порядка урегулирования спора; суды не учли факта оказания Обществом услуг без размещения государственного заказа и заключения договора с Министерством обороны на управление жилым домом.
В судебном заседании представитель Министерства обороны и Учреждения поддержал доводы кассационной жалобы.
Общество, Министерство финансов и АО "ГУ ЖКХ" надлежаще уведомлены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, с 01.12.2019 по 30.04.2020 в соответствии с лицензией от 27.04.2017 N 000360, выданной Государственной жилищной инспекцией Архангельской области, и договором управления от 01.12.2019 (далее - Договор) Общество осуществляло управление МКД N 181.
С сопроводительным письмом от 14.01.2020 N 03/21 Договор и протокол общего собрания собственников N 1/2019, которым установлены размер платы за оказываемые в рамках Договора услуги, направлены Министерству обороны.
На основании приказа Департамента имущественных отношений Министерства обороны от 01.10.2015 N 2251 находящиеся в МКД N 181 нежилые помещения площадью 1020,4 кв.м были переданы в безвозмездное пользование АО "ГУ ЖКХ"; 05.10.2015 Учреждение (ссудодатель) и АО "ГУ ЖКХ" (ссудополучатель) заключили договор N 240, по условиям которого ссудодатель передал, а ссудополучатель принял во временное безвозмездное пользование недвижимое имущество, поименованное в приложении N 1 к договору N 240, для исполнения своих обязанностей по государственному контракту на срок его действия (пункты 1.1, 1.3, 5.1).
В связи с окончанием срока действия указанного государственного контракта, дополнительным соглашением от 31.10.2018 N 6 к договору N 240 имущество, переданное АО "ГУ ЖКХ" в безвозмездное пользование, было возвращено Учреждению.
Согласно пункту 1 дополнительного соглашения и в соответствии с пунктом 6.3 договора N 240 обязательство ссудополучателя по возврату имущества, расположенного в МКД N 181, исполнено. Данное обстоятельство подтверждено актом приема-передачи (возврата) недвижимого имущества, являющегося приложением N 1 к дополнительному соглашению.
Государственная регистрация вещных прав в отношении спорных нежилых помещений МКД N 181 не произведена, что подтверждено уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 17.01.2019 N КУВИ-001/2019-621553.
Общество, понесшее как управляющая организация в период с 01.12.2019 по 30.04.2020 140 090 руб. 70 коп. расходов по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД N 181, с сопроводительным письмами от 14.01.2020 N 03/21, от 05.02.2020 N 03/109, от 11.03.2020 N 03/220, от 20.05.2020 N 03/363 направило Министерству обороны акты от 31.12.2019 N 1293, от 31.01.2020 N 110, от 29.02.2020 N 260, от 31.03.2020 N 379, от 30.04.2020 N 518 и выставило счета на оплату от 31.12.2019 N 1295, от 31.01.2020 N 115, от 29.02.2020 N 270, от 31.03.2020 N 392, от 30.04.2020 N 534 за спорный период на 140 090 руб. 70 коп. с сопроводительными письмами.
В направленном в адрес ответчиков предарбитражном уведомлении от 21.05.2020 N 03/373 Общество просило в течение 7 дней с момента его получения погасить долг.
Согласно списку N 33 (партия 18) предарбитражное уведомление направлено в адрес ответчиков 22.05.2020.
Оставление указанного уведомления без ответа послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с иском о возмещении в порядке статей 153 - 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) расходов на содержание и текущий ремонт спорных нежилых помещений за счет надлежащего ответчика.
Руководствуясь статьями 210, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 39, 153, 158 ЖК РФ, суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск за счет Министерства обороны.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьями 210 и 249 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно частям 1 и 2 статьи 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В силу части 5 статьи 153 ЖК РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ).
Статьей 158 ЖК РФ установлено, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В силу пункта 2 статьи 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 ГК РФ).
Из материалов дела следует, что расположенные в МКД N 181 нежилые помещения площадью 1020,4 кв.м, в спорный период использовались организациями Министерства обороны, однако права на указанные помещения не были зарегистрированы в установленном порядке.
На основании пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью.
Согласно подпункту 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации по денежным обязательствам подведомственных получателей бюджетных средств отвечает главный распорядитель бюджетных средств.
Положением о Министерстве обороны (пункты 1, 2, 31), утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, установлено, что Министерство обороны является федеральным органом исполнительной власти и органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны организаций, является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства обороны и реализацию возложенных на него полномочий.
Исходя из изложенного суды правомерно установили, что Российская Федерация в лице Министерства обороны должна нести расходы, связанные с содержанием нежилых помещений площадью 1020,4 кв.м в МКД N 181.
Довод подателя жалобы об оказании услуг без заключения государственного контракта, как того требует Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), правомерно отклонен судами обеих инстанций, поскольку в силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ, а также пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, выполнение работ и оказание услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома являются для управляющей организации обязательными в силу закона, в связи с чем она не могла отказаться от их выполнения (оказания) даже в отсутствие государственного (муниципального) контракта. Данная правовая позиция закреплена в пункте 24 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017.
Таким образом, обязательство собственника помещения в здании по оплате расходов на содержание и ремонт общего имущества возникает в силу закона и не обусловлено наличием договорных отношений и заключением государственного (муниципального) контракта.
Поскольку в дело представлены доказательства оказания услуг и отсутствуют документы, свидетельствующие об их оплате, равно как и претензии относительно качества их оказания, суды правомерно признали требования Общества обоснованными и удовлетворили иск к Министерству обороны.
В соответствии с частью 5 статьи 4 АПК РФ гражданско-правовые споры о взыскании денежных средств по требованиям, возникшим из договоров, других сделок, вследствие неосновательного обогащения, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после принятия сторонами мер по досудебному урегулированию по истечении тридцати календарных дней со дня направления претензии (требования), если иные срок и (или) порядок не установлены законом или договором.
Арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, за исключением случаев, если его соблюдение не предусмотрено федеральным законом (пункт 2 части 1 статьи 148 АПК РФ).
В материалы дела представлено предарбитражное уведомление от 21.05.2020 N 03/373, адресованное Министерству обороны, с просьбой о погашении 140 090 руб. 70 коп. задолженности, а также доказательства его направления по почте 22.05.2013.
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80081948493778 спорное уведомление было вручено адресату 26.05.2020.
С учетом даты обращения с иском в суд претензионный порядок следует признать соблюденным. Кроме того, Министерство обороны не подтвердило готовности погасить задолженность в рамках досудебного порядка урегулирования спора, то есть из его поведения не усматривалось намерения добровольно и оперативно урегулировать спор во внесудебном порядке.
С учетом изложенного довод Министерства обороны о несоблюдении Обществом претензионного порядка урегулирования спора отклонен кассационным судом.
Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 09.11.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2021 по делу N А05-7709/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.В. Дмитриев |
Судьи |
В.В. Дмитриев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод подателя жалобы об оказании услуг без заключения государственного контракта, как того требует Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), правомерно отклонен судами обеих инстанций, поскольку в силу части 2.3 статьи 161 ЖК РФ, а также пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, выполнение работ и оказание услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома являются для управляющей организации обязательными в силу закона, в связи с чем она не могла отказаться от их выполнения (оказания) даже в отсутствие государственного (муниципального) контракта. Данная правовая позиция закреплена в пункте 24 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 апреля 2021 г. N Ф07-3153/21 по делу N А05-7709/2020
Хронология рассмотрения дела:
26.04.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3153/2021
01.02.2021 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-10187/20
25.11.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9960/20
09.11.2020 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-7709/20