28 апреля 2021 г. |
Дело N А21-6595/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корабухиной Л.И., судей Александровой Е.Н., Журавлевой О.Р.,
рассмотрев 28.04.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Карпенко Ирины Юрьевны на решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.10.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2020 по делу N А21-6595/2020,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Карпенко Ирина Юрьевна, ОГРНИП 319392600021875 (далее также - Предприниматель), обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к государственному казенному учреждению Калининградской области "Центр занятости населения Калининградской области", адрес: 236029, Калининград, Калязинская ул. д. 5А, ОГРН 1163926050485, ИНН 3906979246 (далее - Центр), о признании незаконным отказа в предоставлении денежных средств в рамках Порядка предоставления субсидий в размере 10 000 руб., об обязании осуществить в рамках заключенного соглашения от 26.05.2020 N 536 о предоставлении субсидий из областного бюджета юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства со среднесписочной численностью работников до 15 человек, на осуществление мероприятий, связанных с предпринимательской деятельностью, частичное финансовое обеспечение расходов на выплату заработной платы и начислений на заработную плату, оплату аренды помещений, используемых для осуществления предпринимательской деятельности в рамках мероприятий, связанных с устранением последствий распространения коронавирусной инфекции и предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики Калининградской области (далее - Соглашение о предоставлении субсидии) дополнительную выплату в размере 10 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 19.10.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.12.2020, в удовлетворении заявленных требований Предпринимателю отказано.
В кассационной жалобе Предприниматель, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие их выводов обстоятельствам дела, просит отменить решение от 19.10.2020 и постановление от 24.12.2020 и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, суды неполно установив обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, пришли к неправильному выводу о том, что представленный Предпринимателем договор субаренды помещений не может учитываться при расчете суммы субсидии в заключенном сторонами Соглашении о предоставлении субсидии. Предприниматель считает, что субсидия в размере 10 000 руб. на субаренду помещений для осуществления им предпринимательской деятельности подлежит выплате, поскольку предусмотрена Порядком предоставления субсидий. Предприниматель указывает, что правила об аренде в соответствии с пунктом 2 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), должны применяться и к договорам субаренды, если иное не установлено законом или иным правовым актом.
В отзыве на кассационную жалобу Центр просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, считая приведенные в ней доводы несостоятельными.
До начала судебного заседания от Центра и Карпенко И.Ю. поступили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие их представителей, которые удовлетворены судом кассационной инстанции.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Центр, рассмотрев заявление Предпринимателя от 30.04.2020, принял решение о заключении с истцом Соглашения о предоставлении субсидии в сумме 15 000 руб. в соответствии с Постановлением Правительства Калининградской области от 14.04.2020 N 205 "Об установлении порядка предоставления субсидий из областного бюджета юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства со среднесписочной численностью работников до 15 человек, на осуществление мероприятий, связанных с предпринимательской деятельностью, частичное финансовое обеспечение расходов на выплату заработной платы и начислений на заработную плату, оплату аренды помещений, используемых для осуществления предпринимательской деятельности, в 2020 году и о выделении денежных средств из резервного фонда Правительства Калининградской области в рамках мероприятий, связанных с устранением последствий распространения коронавирусной инфекции и предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики Калининградской области" (далее - Порядок предоставления субсидий) для осуществления получателем субсидии мероприятий, связанных с его предпринимательской деятельностью.
В письме от 21.05.2020 Предприниматель, ссылаясь на необходимость изменения Соглашения о предоставлении субсидии и увеличения суммы предоставленной субсидии с 15 000 руб. до 25 000 руб., обратился в Центр с требованием о принятии соответствующего решения с учетом того обстоятельства, что Предпринимателем заключен договор субаренды помещения от 17.12.2018 на сумму 10 000 руб. для осуществления предпринимательской деятельности (том 1 л.д. 26-27).
В ответном письме от 19.06.2020 N 01-16/5487 (том 1 л.д. 28-29) Центр, указывая на то, что субсидия может быть выделена и израсходована только на цели, предусмотренные Порядком предоставления субсидий, к которым субаренда помещений не относится, отказал Предпринимателю в предоставлении субсидии в размере 10 000 руб., отметив недопустимость нецелевого расходования бюджетных средств.
Посчитав отказ в предоставлении субсидии в заявленном размере неправомерным, истец обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, считает, что суды обоснованно отказали Предпринимателю в удовлетворении заявленных требований исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 7 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться, в том числе, меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Частью 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ предусмотрено, что оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Согласно части 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Исходя из взаимосвязанных положений статей 69 и 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам - производителям товаров, работ и услуг являются безвозмездными и безвозвратными бюджетными ассигнованиями, имеющими целевой характер - возмещение недополученных доходов и (или) финансовое обеспечение (возмещение) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг хозяйствующими субъектами.
Субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемым в соответствии с ним нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ).
По смыслу приведенных положений законодательства использование юридической конструкции субсидий позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач.
В силу подпункта 2 пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять цели, условия и порядок предоставления субсидий.
Согласно пункту 5 статьи 81 БК РФ бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, резервного фонда местной администрации, предусмотренные в составе федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, используются по решению соответственно Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.
Порядок предоставления субсидий в Калининградской области в 2020 году предусматривал их предоставление из областного бюджета юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства со среднесписочной численностью работников до 15 человек, на осуществление мероприятий, связанных с предпринимательской деятельностью, частичное финансовое обеспечение расходов на выплату заработной платы и начислений на заработную плату, оплату аренды помещений, используемых для осуществления предпринимательской деятельности, согласно приложению.
В силу пункта 6 Порядка предоставления субсидий направлениями расходов, источником финансового обеспечения части которых является субсидия, для целей Порядка признаются расходы получателя субсидии на:
1) осуществление мероприятий, связанных с предпринимательской деятельностью получателя субсидии;
2) выплату заработной платы и начислений на заработную плату;
3) оплату аренды помещений, используемых получателями субсидии для осуществления предпринимательской деятельности.
В соответствии с частью 7 Порядка предоставления субсидий часть средств такой субсидии в размере 15 000 руб. предоставляется на осуществление мероприятий, связанных с предпринимательской деятельностью.
Часть средств субсидии в размере, превышающем 15 000 руб., предоставляется на частичное финансовое обеспечение следующих расходов:
1) на выплату заработной платы и начислений на заработную плату;
2) на оплату аренды помещений, используемых получателями субсидии для осуществления предпринимательской деятельности.
При этом субсидия предоставляется при условии подписания соглашения о предоставлении субсидии с Центром (пункт 9 Порядка предоставления субсидий).
В соответствии с пунктом 10 Порядка предоставления субсидий для заключения соглашения о предоставлении субсидии с Центром получатель субсидии не позднее 01.06.2020 должен представить в государственное казенное учреждение Калининградской области "Информационно-расчетный центр" заявление о заключении такого соглашения, подписанное руководителем получателя субсидии или уполномоченным им лицом и скрепленное печатью (при наличии) получателя субсидии, а в случае аренды помещений, используемых для осуществления предпринимательской деятельности, - копии договоров аренды, заверенные руководителем получателя субсидии или уполномоченным им лицом и скрепленные печатью (при наличии), с представлением документов, подтверждающих полномочия указанного лица.
Из материалов дела следует, что в соответствии с таким Соглашением от 26.05.2020 N 536 Предпринимателю на основании его заявления предоставлена из областного бюджета субсидия в сумме 15 000 руб. на осуществление мероприятий, связанных с предпринимательской деятельностью.
В предоставлении субсидии в сумме 10 000 руб. на оплату аренды помещения, используемого получателем субсидии для осуществления предпринимательской деятельности заявителю отказано, поскольку Предпринимателем представлен с заявлением в Центр не договор аренды, а договор субаренды, заключенный 17.12.2018 между обществом с ограниченной ответственностью "Аквастрой" (далее - ООО "Аквастрой"), являющимся субарендодателем и Карпенко Ириной Юрьевной - субарендатором.
Согласно данному договору и акту приема-передачи от 17.12.2018 субарендодатель предоставил субарендатору за плату во временное пользование помещение, расположенное на 2-м этаже общей площадью 22 кв. м и находящееся по адресу: Калининград, Корабельная ул., д. 6/3.
В соответствии с пунктом 1.2 указанного договора субарендодатель распоряжался помещениями на основании договора субаренды от 01.01.2018 N 01-18, заключенного между ООО "Аквастрой" и обществом с ограниченной ответственностью "Бизнес-центр "Благодатный".
В силу пункта 4.1 договор субаренды от 17.12.2018 заключен субарендодателем с Предпринимателем сроком на 11 месяцев с 17.12.2018 по 17.10.2019 с возможностью дальнейшей пролонгации.
Между тем доказательств того, что сторонами в соответствии с пунктом 7.4 этого договора в письменной форме достигнуто скрепленное их подписями и печатями соглашение о продлении срока действия договора субаренды на 2020 год Предпринимателем в материалы дела не представлено.
Более того, в соответствии с пунктом 2 статьи 609, пунктом 2 статьи 651 и абзацем третьи пункта 2 статьи 615 ГК РФ в такой ситуации договор субаренды нежилого помещения подлежал государственной регистрации, что его сторонами не осуществлялось.
Следовательно, в силу положений пункта 3 статьи 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, не мог считаться заключенным для третьих лиц до момента его регистрации и, соответственно - подтверждать расходы заявителя.
Кроме того, суды, отказывая Предпринимателю в удовлетворении иска, обосновано исходили из того, что оплата субаренды помещений, используемых истцом для осуществления предпринимательской деятельности, не отнесена Порядком предоставления субсидий к числу расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия. Порядок предоставления субсидий предусматривает исчерпывающий перечень оснований для выделения субсидий, не подлежащий расширительному толкованию.
При указанных обстоятельствах суды, оценив представленные по делу доказательства и доводы сторон по правилам статьи 71 АПК РФ, пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Предпринимателем требований.
Поскольку дело рассмотрено судебными инстанциями полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает основания для отмены обжалуемых судебных актов.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 19.10.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2020 по делу N А21-6595/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Карпенко Ирины Юрьевны - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.И. Корабухина |
Судьи |
Л.И. Корабухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 4.1 договор субаренды от 17.12.2018 заключен субарендодателем с Предпринимателем сроком на 11 месяцев с 17.12.2018 по 17.10.2019 с возможностью дальнейшей пролонгации.
Между тем доказательств того, что сторонами в соответствии с пунктом 7.4 этого договора в письменной форме достигнуто скрепленное их подписями и печатями соглашение о продлении срока действия договора субаренды на 2020 год Предпринимателем в материалы дела не представлено.
Более того, в соответствии с пунктом 2 статьи 609, пунктом 2 статьи 651 и абзацем третьи пункта 2 статьи 615 ГК РФ в такой ситуации договор субаренды нежилого помещения подлежал государственной регистрации, что его сторонами не осуществлялось.
Следовательно, в силу положений пункта 3 статьи 433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, не мог считаться заключенным для третьих лиц до момента его регистрации и, соответственно - подтверждать расходы заявителя."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 апреля 2021 г. N Ф07-2911/21 по делу N А21-6595/2020