13 мая 2021 г. |
Дело N А56-75949/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Родина Ю.А., Соколовой С.В.,
при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Санкт-Петербургу Скочилова Д.Н. (доверенность от 26.01.2021 N 17-15/002071), от общества с ограниченной ответственностью "КарелияФлот" Зернюкова Е.О. (доверенность от 28.01.2020),
рассмотрев 11.05.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КарелияФлот" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2021 по делу N А56-75949/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "КарелияФлот", адрес: 199034, Санкт-Петербург, 17-линия В.О., д. 4 - 6, лит. В, оф. А-528-1, ОГРН 1107847007487, ИНН 7838437338 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными сообщений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Санкт-Петербургу, адрес: 199178, Санкт-Петербург, Большой пр. В.О., д. 55, лит. Б, ОГРН 1047802000300, ИНН 7801045990 (далее - Инспекция), об отказе в предоставлении субсидии за апрель, май 2020 года, предусмотренной постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Постановление N 576).
Решением суда от 06.10.2020 заявленное требование оставлено без удовлетворения.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2021 решение суда от 06.10.2020 отменено; заявление Общества оставлено без рассмотрения в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора.
В кассационной жалобе Общество, указывая на нарушение судом апелляционной инстанции норм процессуального права, просит отменить обжалуемое постановление.
Податель кассационной жалобы, ссылаясь на пункт 14 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.02.2021 (далее - Обзор), указывает на отсутствие оснований для соблюдения досудебного порядка урегулирования спора о признании недействительным отказа налогового органа в выдаче субсидии.
Инспекция представила отзыв на кассационную жалобу.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Инспекции возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как установлено судом апелляционной инстанции, Инспекция 29.06.2020 направила Обществу сообщения об отказе в предоставлении субсидии.
Общество 29.06.2020 направило в Инспекцию обращение, где выразило несогласие с принятыми решениями об отказе в предоставлении субсидии, которое было рассмотрено Инспекцией в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Инспекцией дан ответ на обращение от 22.07.2020.
Считая решения Инспекции об отказе в предоставлении субсидии неправомерными, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции рассмотрел заявленные требования по существу, не нашел оснований для их удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, оставляя заявление Общества без рассмотрения на основании пункта 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исходил из несоблюдения досудебного порядка урегулирования спора.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом апелляционной инстанции норм процессуального права, считает, что принятое судом апелляционной инстанции постановление подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном АПК РФ.
Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть переданы на разрешение арбитражного суда после соблюдения досудебного порядка урегулирования спора в случае, если такой порядок установлен федеральным законом (абзац третий пункта 5 статьи 4 АПК РФ).
В силу пункта 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном названным Кодексом.
По смыслу положений статьи 1 и пункта 1 статьи 2 НК РФ указанный порядок применяется в случаях, когда оспариваемые акты приняты и действия (бездействие) допущены налоговыми органами (их должностными лицами) при реализации полномочий, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
В пункте 14 Обзора разъяснено, что Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденные Постановлением N 576, к актам законодательства о налогах и сборах не относятся.
Таким образом, установленный законодательством о налогах и сборах обязательный досудебный (административный) порядок урегулирования споров в отношении требований об оспаривании отказа налоговых органов в предоставлении субсидии, а также бездействия налоговых органов в отношении заявлений о предоставлении субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, не применяется.
С учетом изложенного оснований для оставления заявленного требования без рассмотрения на основании пункта 2 части 1 статьи 148 АПК РФ у суда апелляционной инстанции не имелось.
При указанных обстоятельствах обжалуемое постановление апелляционного суда от 25.01.2021 подлежит отмене с направлением дела в суд апелляционной инстанции для рассмотрения апелляционной жалобы Общества по существу.
Руководствуясь статьями 287, 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2021 по делу N А56-75949/2020 отменить.
Дело направить в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном названным Кодексом.
По смыслу положений статьи 1 и пункта 1 статьи 2 НК РФ указанный порядок применяется в случаях, когда оспариваемые акты приняты и действия (бездействие) допущены налоговыми органами (их должностными лицами) при реализации полномочий, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
В пункте 14 Обзора разъяснено, что Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденные Постановлением N 576, к актам законодательства о налогах и сборах не относятся."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13 мая 2021 г. N Ф07-5535/21 по делу N А56-75949/2020
Хронология рассмотрения дела:
03.08.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-32150/20
13.05.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-5535/2021
25.01.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-34735/20
06.10.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-75949/20