17 мая 2021 г. |
Дело N А05-9187/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 мая 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Рудницкого Г.М., Сергеевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 09.11.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2021 по делу N А05-9187/2020,
УСТАНОВИЛ:
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к федеральному государственному унитарному предприятию "Котласское" (далее - Предприятие) о взыскании 4 926 500 руб. задолженности по перечислению чистой прибыли в федеральный бюджет за 2015, 2017, 2018 годы.
Решением суда первой инстанции от 09.11.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.01.2021, производство по делу в части взыскания части прибыли за 2015 год в размере 630 000 руб. прекращено; в удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе Министерство, считая, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, судебные акты приняты с нарушением норм материального права, просит решение и постановление отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд кассационной инстанции своих представителей не направили, что в силу положений статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 4.3.22 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2018 N 682, Министерство осуществляет в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, функции и полномочия учредителя образовательных организаций высшего образования, научных и иных организаций, подведомственных Министерству, а также функции и полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за указанными организациями.
Предприятие является организацией, подведомственной Министерству, что подтверждается пунктом 50 раздела II перечня организаций, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.06.2018 N 1293-р.
Ранее функции и полномочия учредителя Предприятия, а также функции и полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за Предприятием, осуществляло Федеральное агентство научных организаций (далее - ФАНО России) в соответствии с пунктом 5.3.1 Положения о Федеральном агентстве научных организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2014 N 959, пунктом 88 раздела II Перечня организаций, подведомственных ФАНО России, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 2591-р.
Указом Президента Российской Федерации от 15.05.2018 N 215 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" ФАНО России упразднено. Функции по нормативно-правовому регулированию и оказанию услуг в соответствующей сфере деятельности, а также функции по управлению имуществом переданы Министерству.
Согласно представленной ответчиком бухгалтерской (финансовой) отчетности, чистая прибыль предприятия в 2015 году составила 3 140 000 руб., в 2017 году - 8 166 000 руб., в 2018 году - 4 510 000 руб.
ФАНО России издан приказ от 27.04.2018 N 345 "О перечислении федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Федеральному агентству научных организаций, части прибыли в федеральный бюджет в 2018 году". В соответствии с названным приказом предприятиям необходимо было в срок до 15.06.2018 перечислить в федеральный бюджет часть прибыли, остающуюся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей по итогам деятельности за 2017 год, уменьшенную на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утвержденных в составе программы деятельности предприятия на 2018 год, но не менее 25 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размере, указанном в реестре. Для ответчика сумма к перечислению определена равной 2 041 500 руб.
Министерством издан приказ от 30.04.2019 N 290 "О перечислении федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, части прибыли в федеральный бюджет в 2019 году". В соответствии с данным приказом предприятиям необходимо было в срок до 15.06.2019 перечислить в федеральный бюджет часть прибыли, остающуюся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей по итогам деятельности за 2018 год, уменьшенную на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утвержденных в составе программы деятельности предприятия на 2019 год, но не менее 50 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размере, указанном в реестре. Для ответчика сумма к перечислению определена равной 2 255 000 руб.
Кроме того, в соответствии с приказом ФАНО России от 13.02.2017 N 90 "О перечислении федеральным государственным унитарным предприятиями, подведомственными Федеральному агентству научных организаций, части чистой прибыли в федеральный бюджет в соответствии с предписанием Счетной палаты Российской Федерации от 17.01.2017 N ПП 01 - 7/14-02 по итогам деятельности за 2015 год" Предприятие было обязано в срок до 15.03.2017 перечислить доначисленную часть прибыли в доход федерального бюджета в размере 630 000 руб.
Предприятие вышеуказанные суммы в доход федерального бюджета не перечислило, претензию от 05.02.2020 N МН-13/108-МЛ об уплате суммы задолженности оставило без ответа, Что послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с указанными требованиями.
Суд первой инстанции производство по делу в части взыскания с Предприятия в доход федерального бюджета части чистой прибыли за 2015 год в размере 630 000 руб. прекратил, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 150 АПК РФ; в удовлетворении требований о взыскании с Предприятия части чистой прибыли за 2017 и 2018 годы, суд отказал.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В силу статьи 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Кодексом.
Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранности принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет права на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия (пункт 1 статьи 295 ГК РФ).
Пункт 1 статьи 17 Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ) предусматривает, что собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.
Согласно пункту 2 статьи 17 Закона N 161-ФЗ государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Пунктами 1 и 2 Правил разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2002 N 228 (далее - Правила N 228), предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти ежегодно до 1 ноября утверждает программы деятельности предприятий на основании проекта программы деятельности предприятий, который руководитель федерального государственного унитарного предприятия ежегодно составляет и представляет федеральному органу исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 228 руководитель предприятия ежегодно, до 5 апреля, вместе с отчетом о деятельности предприятия за прошедший год представляет в федеральный орган исполнительной власти годовую бухгалтерскую отчетность.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил N 228 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2017 N 781) часть прибыли предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, определяется как часть прибыли федерального государственного унитарного предприятия, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, уменьшенной на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий финансовый год, осуществляемых за счет чистой прибыли, но не менее 25 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации. Чистая прибыль (нераспределенная прибыль) определяется на основании данных бухгалтерской отчетности.
В соответствии с изменениями, внесенными в абзац первый пункта 6 Правил N 228 Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2018 N 1224, минимальная часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, увеличена до 50 процентов.
Перечисление в федеральный бюджет части прибыли осуществляется предприятием до 15 июня (пункт 8 Правил N 228).
Министерством агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области и Предприятием 06.04.2017, 28.12.2017 были заключены соглашения N 01-36/97, N 01-36/239 о предоставлении из федерального и областного бюджетов субсидий на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Предметом указанных соглашений являлось предоставление в 2017 и 2018 годах соответственно субсидий в целях возмещения части затрат получателя, связанных с производством (реализацией) сельскохозяйственной продукции.
Суммы полученных ответчиком субсидий подтверждены представленными в дело доказательствами.
Суды первой и апелляционной инстанций, пришли к правильному выводу о том, что денежные средства, отраженные в бухгалтерской документации и использованные истцом в расчете цены иска являются субсидиями, предоставленными на развитие сельскохозяйственного предприятия, которые израсходованы ответчиком по целевому назначению.
В силу положений статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидия является формой безвозвратного использования бюджетных средств, при условии ее целевого и своевременного использования.
При таких обстоятельствах судами сделан обоснованный вывод о том, что Министерством не доказано наличие у Предприятия обязанности перечислять часть полученной за 2017 и 2018 годы прибыли в федеральный бюджет, так как отраженная в отчетах о финансовых результатах за указанные годы "чистая" прибыль сложилась вследствие получения ответчиком субсидий из федерального и областного бюджетов, которые не должны учитываться для целей определения прибыли, частично подлежащей перечислению собственникам унитарных предприятий.
С учетом изложенного, в удовлетворении требований Министерства о взыскании с ответчика части прибыли за 2017, 2018 годы отказано обоснованно.
Кассационная инстанция также считает правильными выводы судов о наличии оснований для прекращения производства по делу по требованию о перечислении части прибыли Предприятия за 2015 год, поскольку такое требование было предметом рассмотрения в рамках дела N А05-9908/2016 по иску ФАНО России, являвшегося функциональным правопредшественником Министерства.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что судами первой и апелляционной инстанций правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы судов им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не выявлено.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 09.11.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2021 по делу N А05-9187/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно абзацу первому пункта 6 Правил N 228 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2017 N 781) часть прибыли предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, определяется как часть прибыли федерального государственного унитарного предприятия, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, уменьшенной на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий финансовый год, осуществляемых за счет чистой прибыли, но не менее 25 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации. Чистая прибыль (нераспределенная прибыль) определяется на основании данных бухгалтерской отчетности.
В соответствии с изменениями, внесенными в абзац первый пункта 6 Правил N 228 Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2018 N 1224, минимальная часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, увеличена до 50 процентов.
Перечисление в федеральный бюджет части прибыли осуществляется предприятием до 15 июня (пункт 8 Правил N 228).
...
В силу положений статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидия является формой безвозвратного использования бюджетных средств, при условии ее целевого и своевременного использования."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 мая 2021 г. N Ф07-2100/21 по делу N А05-9187/2020