Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 мая 2021 г. N Ф07-2100/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
27 января 2021 г. |
Дело N А05-9187/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 января 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 27 января 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 09 ноября 2020 года по делу N А05-9187/2020,
УСТАНОВИЛ:
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации (адрес: 125009, город Москва, улица Тверская, дом 11, строение 1, 4; ИНН 9710062939, ОГРН 1187746579690; далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к федеральному государственному унитарному предприятию "Котласское" (адрес: 165390, Архангельская область, Котласский район, деревня Курцево, улица Центральная, дом 36; ИНН 2904011962, ОГРН 1022901024574; далее - Предприятие) о взыскании 4 926 500 руб. задолженности по перечислению чистой прибыли в федеральный бюджет за 2015, 2017, 2018 годы.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 09 ноября 2020 года по делу N А05-9187/2020 исковые требования удовлетворены частично.
Министерство не согласилось с судебным актом и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части 2017 и 2018 года и принять по делу новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся к следующему. Судом первой инстанции не верно дана оценка понятию субсидии и целям ее предоставления сельхозтоваропроизводителям, не были применены подлежащие применению положения Бюджетного кодекса Российской Федерации и Налогового кодекса Российской Федерации. Прибыль, облагаемая налогом, является прибылью вне зависимости от источников формирования. Судом не установлен факт раздельного учета доходов ответчиком. Предоставление средств виде субсидии от собственника имущества - Российской Федерации унитарному предприятию не возможен, а уполномоченный орган, которым является истец, таких решений не принимал и средств не предоставлял. Вывод суда первой инстанции о том, что полученные предприятием из бюджета субсидии являются целевым финансированием, является ошибочным. Получаемые ответчиком из бюджета средства по своему экономическому содержанию представляют собой часть выручки за оказанные услуги.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу -без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие их представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Поскольку в порядке апелляционного производства обжалована только часть решения и при этом лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части на основании части 5 статьи 268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с пунктом 4.3.22 Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2018 N 682, Министерство осуществляет в порядке и пределах, которые определены федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, функции и полномочия учредителя образовательных организаций высшего образования, научных и иных организаций, подведомственных Министерству, а также функции и полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за указанными организациями.
Предприятие является организацией, подведомственной Министерству, что подтверждается пунктом 50 раздела II перечня организаций, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.06.2018 N 1293-р.
Ранее функции и полномочия учредителя Предприятия, а также функции и полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за Предприятием, осуществляло Федеральное агентство научных организаций (далее - ФАНО России) в соответствии с пунктом 5.3.1 Положения о Федеральном агентстве научных организаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.10.2014 N 959, пунктом 88 раздела II Перечня организаций, подведомственных ФАНО России, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 2591-р.
Указом Президента Российской Федерации от 15.05.2018 N 215 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" ФАНО России упразднено. Функции по нормативно-правовому регулированию и оказанию услуг в соответствующей сфере деятельности, а также функции по управлению имуществом переданы Министерству.
Согласно представленной ответчиком бухгалтерской (финансовой) отчетности, чистая прибыль предприятия в 2015 году составила 3 140 000 руб., в 2017 году - 8 166 000 руб., в 2018 году - 4 510 000 руб.
ФАНО России издан приказ от 27.04.2018 N 345 "О перечислении федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Федеральному агентству научных организаций, части прибыли в федеральный бюджет в 2018 году". В соответствии с названным приказом предприятиям необходимо было в срок до 15.06.2018 перечислить в федеральный бюджет часть прибыли, остающуюся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей по итогам деятельности за 2017 год, уменьшенную на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утвержденных в составе программы деятельности предприятия на 2018 год, но не менее 25 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размере, указанном в реестре. Для ответчика сумма к перечислению определена равной 2 041 500 руб.
Министерством издан приказ от 30.04.2019 N 290 "О перечислении федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, части прибыли в федеральный бюджет в 2019 году". В соответствии с данным приказом предприятиям необходимо было в срок до 15.06.2019 перечислить в федеральный бюджет часть прибыли, остающуюся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей по итогам деятельности за 2018 год, уменьшенную на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утвержденных в составе программы деятельности предприятия на 2019 год, но не менее 50 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размере, указанном в реестре. Для ответчика сумма к перечислению определена равной 2 255 000 руб.
Кроме того, в соответствии с приказом ФАНО России от 13.02.2017 N 90 "О перечислении федеральным государственным унитарным предприятиями, подведомственными Федеральному агентству научных организаций, части чистой прибыли в федеральный бюджет в соответствии с предписанием Счетной палаты Российской Федерации от 17.01.2017 N ПП 01-7/14-02 по итогам деятельности за 2015 год" Предприятие было обязано в срок до 15.03.2017 перечислить доначисленную часть прибыли в доход федерального бюджета в размере 630 000 руб.
Предприятие вышеуказанные суммы в доход федерального бюджета не перечислило, претензию от 05.02.2020 N МН-13/108-МЛ об уплате суммы задолженности оставило без ответа, в связи с чем истец обратился в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции производство по делу в части взыскания с Предприятия в доход федерального бюджета части чистой прибыли за 2015 год в размере 630 000 руб. прекратил.
В указанной части решение суда первой инстанции стороны не оспаривают.
В удовлетворении требований о взыскании с Предприятия части чистой прибыли за 2017 и 2018 годы, суд отказал, при этом правомерно руководствовался следующим.
В силу статьи 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с Кодексом.
Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранности принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет права на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия (пункт 1 статьи 295 ГК РФ).
Пункт 1 статьи 17 Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Закон N 161-ФЗ) предусматривает, что собственник имущества государственного или муниципального предприятия имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении такого предприятия.
Согласно пункту 2 статьи 17 Закона N 161-ФЗ государственное или муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, в размерах и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Пунктами 1 и 2 Правил разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2002 N 228 (далее - Правила N 228), предусмотрено, что федеральный орган исполнительной власти ежегодно до 1 ноября утверждает программы деятельности предприятий на основании проекта программы деятельности предприятий, который руководитель федерального государственного унитарного предприятия ежегодно составляет и представляет федеральному органу исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 228 руководитель предприятия ежегодно, до 5 апреля, вместе с отчетом о деятельности предприятия за прошедший год представляет в федеральный орган исполнительной власти годовую бухгалтерскую отчетность.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил N 228 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2017 N 781) часть прибыли предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, определяется как часть прибыли федерального государственного унитарного предприятия, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, уменьшенной на сумму расходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий финансовый год, осуществляемых за счет чистой прибыли, но не менее 25 процентов прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и иных обязательных платежей, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации. Чистая прибыль (нераспределенная прибыль) определяется на основании данных бухгалтерской отчетности.
В соответствии с изменениями, внесенными в абзац первый пункта 6 Правил N 228 Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2018 N 1224, минимальная часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, увеличена до 50 процентов.
Перечисление в федеральный бюджет части прибыли осуществляется предприятием до 15 июня (пункт 8 Правил N 228).
Судом первой инстанции установлено, что между Министерством агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области и Предприятием 06.04.2017, 28.12.2017 были заключены соглашения N 01-36/97, N 01-36/239 о предоставлении из федерального и областного бюджетов субсидий на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Предметом указанных соглашений являлось предоставление в 2017 и 2018 годах соответственно субсидий в целях возмещения части затрат получателя, связанных с производством (реализацией) сельскохозяйственной продукции.
Отражение в отчете о финансовых результатах Предприятия за 2017 год "чистой" прибыли в размере 8 166 000 руб. оказалось возможным вследствие получения ответчиком субсидий из бюджетов в общей сумме 15 078 000 руб., в том числе из федерального бюджета - 6 039 000 руб., из областного бюджета - 9 039 000 руб.
Согласно представленной справке о величине чистой прибыли (убытка) без субсидий за 2017 год убыток от продаж составил 11 542 000 руб., прочие доходы (без субсидий) - 17 545 000 руб., прочие расходы - 12 915 000 руб., в результате чего у Предприятия образовался чистый убыток в размере 6 912 000 руб.
В отчете о финансовых результатах за 2018 год указана "чистая" прибыль в размере 4 510 000 руб., что стало возможным вследствие получения ответчиком субсидий из бюджетов в общей сумме 13 243 000 руб., в том числе из федерального бюджета - 4 654 000 руб., из областного бюджета - 8 589 000 руб.
Согласно справке о величине чистой прибыли (убытка) без субсидий за 2018 год убыток от продаж составил 10 638 000 руб., проценты к уплате - 452 000 руб., прочие доходы (без субсидий) - 5 726 000 руб., прочие расходы - 3 369 000 руб., в результате чего у Предприятия образовался чистый убыток в размере 8 733 000 руб.
Суммы полученных ответчиком в 2017 и 2018 годах субсидий подтверждены представленными в дело доказательствами.
Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу положений статьи 78 БК РФ субсидия является формой безвозвратного использования бюджетных средств, при условии ее целевого и своевременного использования.
Проанализировав приведенные нормы БК РФ суд первой инстанции пришел к верному выводу, что предоставленные Предприятию из федерального и регионального бюджетов субсидии могут расходоваться только в соответствии с целями их предоставления и не подлежат перераспределению в пользу собственника имущества Предприятия.
Как правильно указал арбитражный суд, денежные средства, отраженные в бухгалтерской документации и использованные истцом в расчете цены иска (25 % от 8 166 000 руб. и 50 % от 4 510 000 руб.), являются субсидиями, предоставленными на развитие сельскохозяйственного предприятия, которые израсходованы ответчиком по целевому назначению.
Указанные обстоятельства истцом не опровергнуты, и наличие в 2017, 2018 годах у ответчика "чистой" прибыли от использования государственного имущества (а не от получения субсидий) материалами дела не подтверждено.
Суд апелляционной инстанции согласен с позицией суда первой инстанции о том, что истцом не доказано наличие у ответчика обязанности перечислять часть полученной за 2017 и 2018 годы прибыли в федеральный бюджет, так как отраженная в отчетах о финансовых результатах за указанные годы "чистая" прибыль сложилась вследствие получения ответчиком субсидий из федерального и областного бюджетов, которые не должны учитываться для целей определения прибыли, частично подлежащей перечислению собственникам унитарных предприятий.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с ответчика задолженности по перечислению в федеральный бюджет чистой прибыли за 2017, 2018 годы у суда первой инстанции не имелось.
Ссылка апеллянта на разъяснение Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенное в пункте 1 информационного письма от 22.12.2005 N 98, подлежит отклонению, поскольку субсидии получены Предприятием не в целях покрытия его выпадающих доходов, связанных с принятием органами государственной власти и местного самоуправления соответствующих тарифных решений и (или) установления ими льгот, а в целях государственной поддержки сельскохозяйственных производителей.
Положенные в основу апелляционной жалобы другие доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 09 ноября 2020 года по делу N А05-9187/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства науки и высшего образования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Зорина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-9187/2020
Истец: Министерство Науки и Высшего Образования Российской Федерации
Ответчик: ФГУП "Котласское"