20 мая 2021 г. |
Дело N А56-6526/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Аникиной Е.А. и Мунтян Л.Б.,
при участии от Комитета по природным ресурсам Ленинградской области Горбачевой А.В. (доверенность от 11.01.2021), от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Романовой М.О. (доверенность от 07.12.2020),
рассмотрев 18.05.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2020 по делу N А56-6526/2020,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, площадь Растрелли, дом 2, литер А, ОГРН 1077847192609, ИНН 7842354966 (далее - Комитет), обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", адрес: 107174, город Москва, Басманная улица, дом 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - Общество), об обязании в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать проект освоения лесов в отношении лесного участка, предоставленного по договору аренды от 20.09.2011 N 317/ДС-2011-09, и получить на него положительное заключение государственной экспертизы.
Решением суда первой инстанции от 16.09.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.11.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты.
В судебном заседании представители Комитета и Общества поддержали свои позиции, дав суду кассационной инстанции свои пояснения.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, Обществу на основании договора от 20.09.2011 N 317/ДС-2011-09 в аренду предоставлен лесной участок площадью 0,65 га, находящийся в федеральной собственности, расположенный по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, Любанское лесничество, Ульяновское участковое лесничество, кварталы N 102, 103, с целью строительства и эксплуатации линейного объекта.
Обращаясь в суд, Комитет указал, что в нарушение условий договора Обществом не был разработан и не представлен в Комитет для проведения государственной экспертизы проект освоения лесов в отношении арендованного лесного участка.
Суды двух инстанций не усмотрели правовых и фактических оснований для удовлетворения исковых требований Комитета.
Проверив законность принятого при рассмотрении дела судебного акта и обоснованность доводов, приведенных в кассационной жалобе, Арбитражный суд Северо-Западного округа пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.
Согласно части 1 статьи 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственная экспертиза проектов освоения лесов проводится уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (части 1 и 2 статьи 89 ЛК РФ).
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 утвержден Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки (далее - Состав проекта освоения лесов).
В соответствии с пунктом 3 Состава проекта освоения лесов проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 ЛК РФ, также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в соответствии со статьей 12 ЛК РФ на основании договора аренды лесного участка, свидетельства о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка), материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований (пункт 28 Проекта освоения лесов).
Проект освоения лесов составляется на виды использования лесов, которые установлены договором аренды лесного участка или свидетельством о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование. Разделы проекта освоения лесов (из указанных в главе II настоящего документа), не относящиеся к разрешенному виду использования лесов согласно договору аренды лесного участка или решению о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, не разрабатываются (пункт 29 Проекта освоения лесов).
Согласно пункту 30 Состава проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 ЛК РФ, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка). Для видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 ЛК РФ, проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка.
Статья 45 ЛК РФ устанавливает основы использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.
Таким образом, применительно к настоящему случаю проект освоения лесов составляется на срок действия договора аренды лесного участка.
Согласно пункту 33 Состава внесение изменений в проект освоения лесов допускается при изменении лесохозяйственного регламента лесничества, лесопарка или условий договора аренды. Внесение изменений в проект освоения лесов осуществляется в порядке, предусмотренном для разработки проекта освоения лесов настоящим Приказом.
В соответствии с частью 2 статьи 24 ЛК РФ и пунктом 2 Состава невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, прекращения публичного сервитута.
В статье 12 ГК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанностей в натуре.
При решении вопроса о применении указанного способа защиты суд обязан определить порядок, механизм, сроки исполнения обязательств в натуре, выяснить возможность реального исполнения принятых им решений исходя из возможности реальной защиты оспариваемых или нарушенных прав сторон при выборе в конкретном случае такого способа защиты права, как присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Отказывая в удовлетворении иска, суды нижестоящих инстанций указали, что избранный Комитетом способ защиты прав не обладает критериями допустимости, не приведет к реальному исполнению принятого решения и восстановлению прав истца. В действующем законодательстве отсутствует возможность понуждения арендатора представить проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы. Правовым следствием неисполнения данной обязанности может служить расторжение договора аренды лесного участка.
Однако судами в данном конкретном случае не принято во внимание, что согласно условиям Договора целью использования лесного участка является строительство и эксплуатация второго главного пути на железнодорожном перегоне Пустынька-Стекольный в Тосненском районе Ленинградской области.
Комитет указывает, что возможность досрочного расторжения Договора, как правовое последствие непредставления Обществом проекта освоения лесов, создает угрозу нарушения прав и законных интересов неопределенного круга потребителей транспортных услуг, а также транспортной безопасности. Расторжение договора является крайней мерой, применяемой в случае, когда все другие средства воздействия исчерпаны и сохранение договорных отношений становится нецелесообразным; проект освоения лесов сроком действия 10 лет Обществом ранее был получен вместе с положительным заключением экспертной комиссии от 20.01.2012 N 613-Л, однако в связи с принятием приказа Комитета от 26.11.2018 N 31 "Об утверждении лесохозяйственного регламента Любанского лесничества Ленинградской области" Общество должно было внести изменения в проект освоения лесов.
Данные доводы Комитета и их документальное подтверждение нижестоящими судами не проверялись.
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций не установлены значимые для дела обстоятельства, не дана всесторонняя оценка доводам участников спора с подлежащими применению нормами материального права, что привело к принятию необоснованного решения. По делу требуется дополнительное исследование и повторная оценка доказательств. В силу части 2 статьи 287 АПК РФ арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении судов.
В связи с вышеизложенным решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное, установить и оценить все значимые по делу обстоятельства, предложить Комитету уточнить заявленные требования, после чего принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.11.2020 по делу N А56-6526/2020 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт - Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.