20 мая 2021 г. |
Дело N А66-10004/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Благоустройство г. Андреаполь" Юринской О.А. (доверенность от 11.01.2021),
рассмотрев 17.05.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Благоустройство г. Андреаполь" на решение Арбитражного суда Тверской области от 04.09.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2020 по делу N А66-10004/2020,
УСТАНОВИЛ:
Осташковская межрайонная природоохранная прокуратура, адрес: 172730, Тверская обл., г. Осташков, Рабочая ул., д. 9 (далее - Прокуратура), обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Благоустройство г. Андреаполь", адрес: 172800, Тверская обл., г. Андреаполь, ул. Измайлова, д. 4, ОГРН 1156952027891, ИНН 6917003395 (далее - Общество), к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 04.09.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 24.12.2020, Общество привлечено к административной ответственности согласно указанной квалификации в виде штрафа в размере 40 000 руб.
В кассационной жалобе Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на то, что эксплуатация полигона твердых бытовых отходов осуществляется иным лицом - обществом с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Полигон", Общество является лишь его агентом, оплату за оказанные услуги заказчики производят на счет ООО "Полигон", которое является правообладателем земельного участка под свалку, в связи с чем в действиях Общества отсутствует событие административного правонарушения.
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Прокуратура, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направила, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
В возражениях Прокуратура просила оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Прокуратурой на основании решения от 01.06.2020 N 49 проведена проверка исполнения Обществом законодательства об охране окружающей среды и природопользовании, в том числе законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при использовании земельного участка площадью 50 000 кв. м с кадастровым номером 69:01:0000017:561, расположенного по адресу: Тверская обл., Андреапольский р-н, в целях размещения отходов производства и потребления.
В ходе проверки (акт проверки от 05.06.2020 с планом-схемой и фототаблицей) установлено, что земельный участок охраняется, имеет въезд со шлагбаумом и помещение для персонала. Общество осуществляет фактическую деятельность по размещению отходов производства и потребления и твердых коммунальных отходов на указанном объекте в отсутствие соответствующей лицензии, в связи с чем в его действиях усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
По выявленным фактам 10.07.2020 постановлением прокурора в отношении Общества возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, Прокуратура обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Суд первой инстанции посчитал доказанными событие административного правонарушения и вину Общества, не усмотрел нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, назначил административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Суд апелляционной инстанции с позицией суда первой инстанции согласился.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно части 2 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Аналогичное требование закреплено в статье 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
В силу статьи 1 Закона N 89-ФЗ отходы производства и потребления - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение.
Согласно статье 4.1 указанного Закона отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
Частью 6 статьи 12 данного Закона предусмотрено, что объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В пункте 1 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 N 1062 (далее - Положение N 1062), определено, что деятельность в области обращения с отходами включает в себя работы согласно Перечню работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, приведенному в приложении.
Согласно пунктам 1 - 24 приложения к Положению N 1062 деятельность по сбору, транспортированию, обработке, размещению, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию в установленном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, между Обществом (исполнителем) и ООО "Полигон" (заказчиком) 29.12.2018 заключен договор N АД1 на оказание услуг по обслуживанию объекта размещения отходов, по условиям которого исполнитель оказывает услуги по обслуживанию объекта размещения отходов, расположенного на участке, находящемся в собственности Тверской области (запись о регистрации 69:01:0000017:561-69/181/220-5) и предоставленном ООО "Полигон" на праве аренды по договору от 20.01.2020 N 10-а/2020.
Участок относится к категории "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения". Вид разрешенного использования - для размещения промышленных объектов.
В соответствии с пунктом 1.1 договора от 29.12.2018 N АД1 исполнитель оказывает услуги, в том числе прием, размещение (хранение и/или захоронение) и раздельный учет отходов, доставленных на объект на основании заключенных договоров на оказание услуг по сбору, обработке и размещению (хранению и/или захоронению) твердых коммунальных отходов и отходов производства и потребления.
По агентскому договору от 29.12.2018 N 1А/АД1 Общество от имени ООО "Полигон" заключает с клиентами договоры на оказание услуг по сбору и размещению (хранению и/или захоронению) отходов производства и потребления.
Прокуратурой установлено, что в 2019 году заключено 8 договоров на оказание услуг по сбору и размещению отходов, в 2020 году - 8 договоров.
Прокуратурой в ходе осмотра объекта размещения отходов выявлено, что на его территории осуществляется размещение отходов IV-V классов опасности, по состоянию на 05.06.2020 размещение отходов на объекте продолжалось.
Установлено, что в 2019 году на основании заключенных договоров размещено 16 867,51 куб. м твердых коммунальных отходов, в 2020 году - 5416 куб. м, в 2019 году размещено 641 куб. м отходов производства и потребления, в 2020 году - 96,5 куб. м.
Учет объема поступающих на объект отходов производится в журнале фиксации входящего на объект автотранспорта, который ведется непосредственно на объекте, а также в талонах, которые выдаются на каждое транспортное средство.
В объяснениях от 29.06.2020 заместитель генерального директора ООО "Полигон" Чабан Роман Михайлович указал, что технологические операции, связанные с размещением отходов на объекте: прием, размещение, уплотнение, изоляцию, увлажнение, учет отходов, контроль за загрязнением окружающей среды осуществляет ответчик по настоящему делу, на объекте ни работников, ни специализированной техники у ООО "Полигон" не имеется.
В соответствии с пунктом 8 статьи 29.1 Закона N 89-ФЗ до 01.01.2023 объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 01.01.2019 и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации (далее - перечень). Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 01.01.2023 и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 9 статьи 29.1 Закона N 89-ФЗ установлено, что объекты, включенные в перечень и территориальную схему обращения с отходами, могут использоваться для размещения твердых коммунальных отходов без лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов I - IV классов опасности.
Между тем, по информации Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области, спорный объект в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории Тверской области не внесен, что исключает возможность его использования для размещения твердых коммунальных отходов в отсутствие лицензии.
Таким образом, суд первой инстанции, оценив фактические действия Общества на объекте применительно к деятельности по размещению, сбору (приему) отходов, характеризуемой Законом N 89-ФЗ, установив виновность согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, пришел к правомерному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
Нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности не допущено.
Наказание в виде штрафа в размере 40 000 руб. суды сочли соответствующим принципам соразмерности и индивидуализации.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции", часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тверской области от 04.09.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2020 по делу N А66-10004/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Благоустройство г. Андреаполь" - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.