25 мая 2021 г. |
Дело N А56-44793/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г.,
при участии от публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" Шержинской М.А. (доверенность от 21.11.2019 N 484-19), от акционерного общества "Региональные электрические сети" Зыбина И.Ю. (доверенность от 30.12.2020 N 4/2021),
рассмотрев 24.05.2021 в судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Россети Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2021 по делу N А56-44793/2020,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго", адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - ПАО "Ленэнерго", после смены наименования - ПАО "Россети Ленэнерго", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области, адрес: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953 (далее - Управление, УФАС, антимонопольный орган), от 12.05.2020 по делу N 078/04/9.21-118/2020 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением наказания в виде штрафа в размере 600 000 руб.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество "Региональные электрические сети" (далее - АО "РЭС").
Решением суда первой инстанции от 23.09.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.01.2021, оспариваемое постановление Управления признано незаконным и изменено в части назначения административного наказания, штраф снижен до 300 000 руб.
Не соглашаясь с принятыми судебными актами, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Западного округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, заявление Общества удовлетворить.
В обоснование кассационной жалобы Общество ссылается на отсутствие в действиях Общества события вмененного административного правонарушения и необоснованное применение требований, установленных пунктом 69 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861). Полагает, что у Общества не возникло обязанности по переоформлению документов в отношении АО "РЭС", не являющегося владельцем энергопринимающего устройства (далее - ЭПУ), указанного в ранее заявленных документах о технологическом присоединении, и не являющегося лицом, имеющих право на подачу заявки на переоформление документов о технологическом присоединении. Податель жалобы указывает, что АО "РЭС" представило некорректные сведения об арендованных объектах электросетевого хозяйства.
Представитель ПАО "Россети Ленэнерго" в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Представитель АО "РЭС", ссылаясь на необоснованность приведенных Обществом доводов, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В соответствии с положениями статей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие Управления, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в адрес Управления поступило заявление АО "РЭС" от 18.11.2019 с жалобой на действия ПАО "Россети Ленэнерго", выразившиеся в уклонении от рассмотрения заявки на переоформление документов о технологическом присоединении в связи со сменой владельца ЭПУ (вх. N 19-32508 от 09.08.2019).
УФАС определением от 19.02.2020 в отношении ПАО "Россети Ленэнерго" возбуждено дело N 078/04/9.21-118/2020 об административном правонарушении.
Усмотрев в действиях Общества нарушение пункта 69 Правил N 861, УФАС составило протокол от 13.03.2020 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением Управления от 12.05.2020 по делу N 078/04/9.21-118/2020 Общество привлечено к административной ответственности согласно указанной квалификации с назначением наказания в виде штрафа в размере 600 000 руб.
Не согласившись с постановлением Управления, Общество обратилось в арбитражный суд.
При разрешении спора суд первой инстанции пришел к выводам о наличии состава вмененного административного правонарушения в действиях Общества, правомерном привлечении его к административной ответственности. Вместе с тем на основании статьи 4.1 КоАП РФ суд изменил назначенное наказание, снизив размер штрафа до 300 000 руб., в связи с чем признал оспариваемое постановление незаконным и отменил в соответствующей части.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Повторное совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи КоАП РФ, влечет административную ответственность в соответствии с частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии устанавливает Федеральный закон от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В соответствии с пунктом 4 статьи 26 Закона N 35-ФЗ новый собственник или иной законный владелец энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электросетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновении иного основания владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики.
В силу пункта 57 Правил N 861 восстановление (переоформление) документов о технологическом присоединении осуществляется в случае обращения в сетевую организацию потребителей электрической энергии с соответствующим заявлением, к которому прилагаются документы, предусмотренные пунктом 62 Правил N 861.
В соответствии с пунктом 58 Правил N 861 по общему правилу права и обязанности двух смежных сетевых организаций, возникающие в связи с восстановлением (переоформлением) документов таких сетевых организаций, а также порядок определения максимальной мощности присоединенных объектов электросетевого хозяйства или установленной генерирующей мощности объектов по производству электрической энергии устанавливаются соглашением сторон.
В связи с тем, что не установлен факт урегулирования соглашением прав и обязанностей ПАО "Россети Ленэнерго" и АО "РЭС", возникающих в связи с восстановлением (переоформлением) документов сетевых организаций, указанные отношения регулируются разделом VIII Правил N 861.
Согласно пункту 59 Правил N 861 заявитель в рамках договора (в период его действия), собственник или иной законный владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств вправе обратиться в сетевую организацию лично или через представителя с заявлением о переоформлении документов при необходимости восстановления утраченных документов о технологическом присоединении, переоформления документов о технологическом присоединении с целью указания в них информации о максимальной мощности энергопринимающих устройств, переоформления документов о технологическом присоединении в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств, а также наступлении иных обстоятельств, требующих внесения изменений в документы о технологическом присоединении, в том числе связанных с опосредованным присоединением.
Таким образом, перечень оснований для переоформления (восстановления) документов о технологическом присоединении является открытым.
Согласно пункту 69 Правил N 861 при получении заявления о переоформлении документов в связи со сменой собственника или иного законного владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств или с наступлением иных обстоятельств, вследствие которых возникает необходимость внесения иных изменений, а также в связи с необходимостью указания в них информации о максимальной мощности, если заявителем представлены в сетевую организацию документы, указанные в подпунктах "в" и "г" или "е" пункта 62 Правил, или такие документы имеются в наличии у сетевой организации (с учетом пункта 66 Правил N 861), сетевая организация не позднее 7-и дней со дня получения заявления о переоформлении документов выдает лицу, обратившемуся с заявлением о переоформлении документов, переоформленные документы о технологическом присоединении, указанные в заявлении о переоформлении документов, с учетом особенностей, установленных пунктом 61 Правил N 861.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 09.08.2019 АО "РЭС" направило заявку на переоформление документов о технологическом присоединении в связи со сменой владельца ЭПУ (вх. N 19-32508 от 09.08.2019).
Принимая во внимание изложенное правовое регулирование, исходя из установленных по делу фактических обстоятельств, суды пришли к обоснованному выводу о том, что материалами дела подтверждено неисполнение ПАО "Россети Ленэнерго" своей обязанности по переоформлению документов о технологическом присоединении в срок, установленный пунктом 69 Правил N 861, что образует событие административного правонарушения, предусмотренное статьей 9.21 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины ПАО "Россети Ленэнерго" в совершении административного правонарушения исследован антимонопольным органом; в ходе производства по делу об административном правонарушении вина Общества установлена, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях (бездействии) Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Однако суд первой инстанции, с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ, приняв во внимание конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, правомерно счел возможным снизить размер административного штрафа до 300 000 руб.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным ими обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 АПК РФ.
Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.01.2021 по делу N А56-44793/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Россети Ленэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины ПАО "Россети Ленэнерго" в совершении административного правонарушения исследован антимонопольным органом; в ходе производства по делу об административном правонарушении вина Общества установлена, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
С учетом изложенного суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях (бездействии) Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Однако суд первой инстанции, с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ, приняв во внимание конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения, правомерно счел возможным снизить размер административного штрафа до 300 000 руб."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 мая 2021 г. N Ф07-4935/21 по делу N А56-44793/2020