27 мая 2021 г. |
Дело N А56-48156/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ТехноСоюз" Сухорукова Г.А. (доверенность от 25.02.2020), от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области Тасоевой А.С. (доверенность от 14.01.2021 N 483),
рассмотрев 24.05.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2020 по делу N А56-48156/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТехноСоюз", адрес: 197341, Санкт-Петербург, Коломяжский пр., д. 33, корп. 2, лит. А, пом. 64-Н, ОГРН 1187847066791, ИНН 7801348593 (далее - Общество, ООО "ТехноСоюз"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, адрес: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1037843045734, ИНН 7815027624 (далее - Управление), от 05.06.2020 N 47/07-108/20-М о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 281 950,26 руб.
Решением суда первой инстанции от 30.09.2020 оспариваемое постановление Управления изменено в части назначенного Обществу наказания, размер административного штрафа снижен до 140 975,13 руб.
Постановлением апелляционного суда от 18.12.2020 решение суда первой инстанции отменено, заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме, постановление Управления от 05.06.2020 N 47/07-108/20-М признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права, просит отменить постановление от 18.12.2020 по настоящему делу и отказать в удовлетворении заявленных Обществом требований.
В обоснование доводов жалобы Управление настаивает на ошибочности выводов суда апелляционной инстанции о неправомерности оспариваемого постановления ввиду отсутствия достаточных и убедительных доказательств наличия в действиях общества события и состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
Представитель Управления в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Представитель ООО "ТехноСоюз", считая обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, возражал против удовлетворения жалобы.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.04.2019 рассмотрение кассационной жалобы Министерства отложено на 24.05.2021.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.05.2021 в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена судьи Соколовой С.В. на судью Кудина А.Г.
Дополнительные доказательства, представленные Управлением в суд кассационной инстанции 18.05.2021, не могут быть предметом исследования и оценки суда в силу положений статьи 286 АПК РФ и пункта 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" (далее - постановление Пленума N 13).
С учетом разъяснений, содержащихся в абзаце третьем пункта 29 постановления Пленума N 13 суд кассационной инстанции отказывает в приобщении дополнительных доказательств. Поскольку указанные документы поданы заявителем в электронном виде, применительно к пункту 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов", возврат документов на бумажном носителе не производится.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением от 04.03.2020 N 63 должностными лицами Управления по муниципальному имуществу администрации МО "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области проведена внеплановая выездная проверка соблюдения земельного законодательства в отношении ООО "ТехноСоюз" на земельном участке, расположенном по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, массив Соржа-Старая, кадастровый номер 47:07:1047002:98.
В ходе проверки установлено, что по внешним границам земельный участок огорожен забором, доступ третьих лиц ограничен. На земельном участке расположены два временных строения (ангары), используемые под складские цели, цех металлообработки, строение пункта охраны, территория используется для размещения мобильных офисных модулей (бытовки), высотный кран. Территория проверяемого земельного участка используется для производства монолитных строений, строительных материалов и оборудования.
В соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) земельный участок, расположенный по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, массив Соржа-Старая, кадастровый номер 47:07:1047002:98, поставлен на государственный кадастровый учет с уточненной площадью 44 770 кв. м, категория земель: "земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения", вид разрешенного использования: "для размещения бизнес-центров, офисных центров".
Земельный участок принадлежит на праве собственности ООО "ТехноСоюз", что подтверждается записью в ЕГРН о государственной регистрации права N 47:07:1047002:98-47/028/2018-4 от 10.10.2018.
Установив факт использования земельного участка с кадастровым номером 47:07:1047002:98 не в соответствии с видом разрешенного использования, Управление составило протокол об административном правонарушении от 29.05.2020 N 47/07-108/20-М по части 1 статьи 8.8 КоАП РФ и вынесено постановление от 05.06.2020 N 47/07-108/19 о привлечении Общества к административной ответственности согласно названной квалификации с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 281 950,26 руб.
Полагая привлечение к административной ответственности незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции признал доказанным наличие в действиях Общества состава вмененного ему правонарушения, однако счел возможным снизить размер штрафа на основании статьи 4.1 КоАП РФ.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, апелляционный суд исходил из недоказанности наличия в действиях Общества субъективной стороны вмененного ему правонарушения, что в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, соответствие выводов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются Федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами (пункт 1 статьи 43 ЗК РФ).
Согласно положениям статьи 42 ЗК РФ собственники и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с целевым назначением.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства.
Категории земель в Российской Федерации определены в пункте 1 статьи 7 ЗК РФ, согласно подпункту 3 которого одной из самостоятельных категорий являются земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
В силу пункта 2 статьи 87 ЗК РФ особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88 - 93 настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий.
Землями промышленности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности могут предоставляться земельные участки для размещения производственных и административных зданий, сооружений и обслуживающих их объектов (пункты 1 и 2 статьи 88 Кодекса).
Действия, связанные с использованием земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа, если определена кадастровая стоимость земельного участка, то на юридических лиц в размере от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае если не определена кадастровая стоимость земельного участка, то на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришел к выводу об отсутствии в действиях ООО "ТехноСоюз" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ.
При этом апелляционный суд принял во внимание, что земельный участок имеет категорию "земли промышленности", в связи с чем размещение на данном земельном участке ангаров под складские цели, цеха металлообработки, пункта охраны, мобильных офисных модулей (бытовки) не противоречит установленной категории земельного участка, а также указал, что нарушение режима использования в соответствии с установленной категорией рассматриваемого земельного участка Управлением не установлено и Обществу не вменяется.
Представитель Общества пояснил и не это опровергнуто административным органом, что в настоящий момент в Колтушском сельском поселении Всеволожского муниципального района Ленинградской области действуют правила землепользования и застройки, где имеется только один вид разрешенного использования - "для размещения бизнес-центров, офисных центров", в настоящее время ведется осуществление утверждения новых Правил землепользования и застройки, в которых планируется расширить перечень видов разрешенного использования, что позволит Обществу обратиться с заявлением об изменении вида разрешенного использования в установленном законом порядке.
Данные пояснения также были даны представителем Общества при рассмотрении дела об административном правонарушении, однако Управлением не установлено, что при наличии действующих Правил землепользования и застройки у Общества имелась возможность обратиться с заявлением об изменении вида разрешенного использования, учитывая несоответствие установленного вида категории земельного участка.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил требования Общества, отменив решение суда первой инстанции.
Выводы апелляционного суда соответствуют нормам материального права, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах отсутствуют основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.12.2020 по делу N А56-48156/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Аникина |
Судьи |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Действия, связанные с использованием земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, и определена в виде наложения административного штрафа, если определена кадастровая стоимость земельного участка, то на юридических лиц в размере от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае если не определена кадастровая стоимость земельного участка, то на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции на основании оценки представленных в материалы дела доказательств пришел к выводу об отсутствии в действиях ООО "ТехноСоюз" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 мая 2021 г. N Ф07-3648/21 по делу N А56-48156/2020