26 мая 2021 г. |
Дело N А26-3849/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Александровой Е.Н., Родина Ю.А.,
рассмотрев 24.05.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Карелия" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.11.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2021 по делу N А26-3849/2020,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Карелия", адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, пр. Ленина, д. 9, ОГРН 1061001013369, ИНН 1001015058 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительными актов Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Карелия, адрес: 185011, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Торнева, д. 5-А, ОГРН 1031000012614, ИНН 1001040054 (далее - Фонд), от 06.12.2019 N 31, от 17.01.2020 N 1, а также решений Фонда от 10.01.2020 N 24, от 17.01.2020 N 1.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Страховая медицинская компания Ресо-Мед", адрес: 142500, Московская обл., г. Павловский Посад, ул. Урицкого, д. 26, ОГРН 1025004642519, ИНН 5035000265 (далее - Страховая компания).
Решением суда от 10.11.2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2021, заявленные требования оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе Учреждение, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт - о признании недействительными решений Фонда от 10.01.2020 N 24 и от 17.01.2020 N 1.
По мнению подателя кассационной жалобы, Страховой компанией проведены ненадлежащие экспертизы - вместо медико-экономической экспертизы по существу проведены экспертизы качества медицинской помощи; выявление нарушения по коду 5.7.2 действовавшего в спорный период Перечня оснований для отказа в оплате медицинской помощи (уменьшения оплаты медицинской помощи) (далее - Перечень), являющегося приложением N 8 к Приказу Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 28.02.2019 N 36 "Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 18.06.2019 N 54950) (далее - Порядок N 36), возможно только на этапе медико-экономического контроля, то есть до проведения медико-экономической экспертизы, а выявление нарушение по кодам 3.7, 4.2 Перечня - на этапе проведения экспертизы качества медицинской помощи; при проведении реэкспертизы, оформлении ее результатов и направлении их Учреждению Фондом допущены многочисленные нарушения процедуры.
Лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, что не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам проведенных в Учреждении медико-экономических экспертиз страховых случаев оказания медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) Страховая компания выявила нарушения, о чем составила акты медико-экономической экспертизы страхового случая от 19.08.2019 N N 1019-0319-100712-Н-116, 1019-0219-100712-Н-141, 1019-0419-100712-Н-123, 1019-0319-100712-Н-125, 1019-0419-100712-Н-125 и от 20.08.2019 N 1019-0419-100712-Н-141 и 20.08.2019 приняла решения NN 83, 88, 89, 90, 91, а также от 21.08.2019 NN 93 - 95.
Указанными решениями Страховой компании к Учреждению применены санкции в виде неоплаты части случаев оказания медицинской помощи, а также предложено уплатить соответствующие штрафы.
Не согласившись с выводами названных актов, Учреждение согласно пункту 78 Порядка вернуло Страховой компании акты с протоколом разногласий, по результатам рассмотрения которого возражения Учреждения оставлены без удовлетворения.
Учреждение в соответствии с пунктом 92 Порядка направило письменную претензию на указанные акты в Фонд.
Согласно актам реэкспертизы Фонда от 06.12.2019 N 31 и от 17.01.2020 N 1 выводы Страховой компании являются обоснованными, претензия Учреждения оставлена без удовлетворения.
На основании названных актов реэкспертизы Фонд принял решения от 10.01.2020 N 24, от 17.01.2020 N 1 и направил их Учреждению.
Указанными решениями Фонда Карельскому филиалу Страховой компании рекомендовано удержать с Учреждения 62 661,50 руб. и применить к нему штрафные санкции в размере 33 304,57 руб.
Учреждение оспорило акты реэкспертизы и решения Фонда в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций, изучив обстоятельства дела и представленные доказательства, придя к выводу об отсутствии оснований для признания недействительными оспариваемых актов и решений Фонда, отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно части 1 статьи 40 Федерального закона 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, установленным Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (далее - Фонд ОМС).
Контроль объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи осуществляется путем проведения медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи (часть 2 статьи 40 Закона N 326-ФЗ, пункт 7 Порядка N 36).
По результатам контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи применяются меры, предусмотренные статьей 41 Закона N 326-ФЗ и условиями договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по ОМС, установленным правилами ОМС (часть 10 статьи 40 Закона N 326-ФЗ). Положения аналогичного содержания предусмотрены в разделе X Порядка N 36.
Из содержания пунктов 14, 16 Порядка N 36 следует, что медико-экономическая экспертиза, то есть установление соответствия фактических сроков оказания медицинской помощи, объема предъявленных к оплате медицинских услуг записям в первичной медицинской документации и учетно-отчетной документации медицинской организации, проводится в виде целевой или плановой медико-экономической экспертизы.
В соответствии с пунктами 19, 20, 21, 22 Порядка N 36 плановая медико-экономическая экспертиза проводится по принятым к оплате случаям оказания застрахованному лицу медицинской помощи, отобранным методом случайной выборки для оценки характера, частоты и причин нарушений при оказании медицинской помощи при наступлении страхового случая в соответствии с порядками оказания медицинской помощи; объема оказанной медицинской организацией медицинской помощи и его соответствие установленному решением комиссии по разработке территориальной программы ОМС объему, подлежащему оплате за счет средств ОМС; частоты и характера нарушений медицинской организацией, связанных с формированием реестров счетов; соответствия оказанной застрахованному лицу медицинской помощи по профилю "онкология" клиническим рекомендациям, порядкам оказания медицинской помощи, стандартам медицинской помощи, в том числе своевременность проведения диагностических исследований и лечебных мероприятий; наличия записей лечащего врача в медицинской документации о рекомендациях по применению методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, данных при проведении консультаций/консилиумов с применением телемедицинских технологий медицинскими работниками федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения Российской Федерации, участвующих в реализации федерального проекта "Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий" национального проекта "Здравоохранение".
Приняв во внимание положения вышеуказанных норм права, суды пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случае Страховой компанией проведены плановые медико-экономические экспертизы, по результатам которых установлены нарушения по соответствующим кодам дефектов Перечня.
Оснований для вывода о проведении Страховой компании по существу экспертизы качества медицинской помощи суды не усмотрели, поскольку акты медико-экономической экспертизы страхового случая, составленные Страховой компанией, каких-либо выводов о качестве оказания медицинской помощи не содержат.
Переоценка доказательств по делу не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона N 326-ФЗ медицинская организация в течение 15 рабочих дней со дня получения актов страховой медицинской организации вправе обжаловать заключение страховой медицинской организации при наличии разногласий по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи путем направления претензии в территориальный фонд. Территориальный фонд в течение 30 рабочих дней со дня поступления претензии рассматривает поступившие от медицинской организации материалы и организует проведение повторных медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи. Повторные медико-экономический контроль, медико-экономическая экспертиза и экспертиза качества медицинской помощи проводятся экспертами, назначенными территориальным фондом, и оформляются решением территориального фонда (части 3 и 4 статьи 42 Закона N 326-ФЗ).
Суды установили, что Фонд провел повторные медико-экономические экспертизы в силу требований статьи 42 Закона N 326-ФЗ и разделов VI и XI Порядка N 36, по результатам которых, установив, что выводы специалиста-эксперта совпали с выводами Страховой компании, принял решения от 10.01.2020 N 24 и от 17.01.2020 N 1.
Доводы кассационной жалобы о допущенных Фондом нарушениях при проведении реэкспертиз и оформлении их результатов были исследованы судами и отклонены.
С учетом установленных по делу обстоятельств суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выводы судов соответствуют материалам дела, сделаны при правильном применении норм материального права к установленным обстоятельствам.
Иные изложенные в кассационной жалобе доводы подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм действующего законодательства Российской Федерации, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.11.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2021 по делу N А26-3849/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального казенного учреждения здравоохранения "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Республике Карелия" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.