28 мая 2021 г. |
Дело N А42-6414/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в лице судьи Кудина А.Г.,
рассмотрев 25.05.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу административной комиссии Ленинского административного округа города Мурманска на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2020 по делу N А42-6414/2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Управление отходами" (в настоящее время переименовано в акционерное общество "Ситиматик"), адрес: 117447, город Москва, Большая Черёмушкинская улица, дом 13, строение 4, этаж 2, помещение II, комната, 1, 2, 4, ОГРН 1117746488232, ИНН 7725727149 (далее - Общество), обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии Ленинского административного округа города Мурманска, адрес: 183006, город Мурманск, проспект Ленина, дом 75, ОГРН 1025100849366, ИНН 5191601827 (далее - Административная комиссия), от 23.06.2020 N 681/25-07-02 о назначении административного наказания, предусмотренного пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 N 401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N 401-01-ЗМО). Также Общество просило прекратить производство по административному делу.
Определением суда от 03.08.2020 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением суда первой инстанции, принятым путем подписания резолютивной части от 28.09.2020, в удовлетворении ходатайства Общества о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства отказано; в удовлетворении заявления Общества в части признания незаконным постановления Административной комиссии отказано; производство по заявлению Общества в части прекращения производства по делу об административном правонарушении прекращено.
Полный текст решения первой инстанции изготовлен 07.10.2020 в связи с поступлением заявления от Общества о составлении мотивированного решения.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 28.12.2020 решение суда первой инстанции в части отказа в признании незаконным постановления Административной комиссии отменено; в остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Административная комиссия, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанций норм материального права и несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление от 28.12.2020.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы, ссылаясь на доводы изложенные в отзыве.
В соответствии с частью 2 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, 14.05.2020 сотрудниками Управления Ленинского административного округа при обследовании территории округа установлено и отражено в актах от 14.05.2020 с соответствующими фототаблицами:
- по ул. Подстаницкого, 20 на контейнерной площадке выявлено значительное скопление крупногабаритных отходов (старой мебели, строительных отходов от ремонта помещений, упаковки и пр.). Специальная площадка для сбора крупногабаритных отходов переполнена, часть мусора находится за пределами площадки, в результате чего захламлена прилегающая к контейнерной площадке территория. Большой объем крупногабаритных отходов свидетельствует о несвоевременном их вывозе, длительном нахождении на территории контейнерной площадки, что привело к загрязнению территории;
- по ул. Алексея Хлобыстова, 9 на контейнерной площадке выявлено значительное скопление крупногабаритных отходов (старой мебели, строительных отходов от ремонта помещений и пр.). Часть мусора находится за пределами площадки, в результате чего захламлена прилегающая к контейнерной площадке территория. Большой объем крупногабаритных отходов свидетельствует о несвоевременном их вывозе, длительном нахождении на территории контейнерной площадки, что привело к загрязнению территории;
- по ул. Подстаницкого, 6 на контейнерной площадке выявлено значительное скопление крупногабаритных отходов (старой мебели, строительных отходов от ремонта помещений и пр.). Часть мусора находится за пределами площадки, в результате чего захламлена прилегающая к контейнерной площадке территория (в том числе придомовая территория МКД). Большой объем крупногабаритных отходов свидетельствует о несвоевременном их вывозе, длительном нахождении на территории контейнерной площадки, что привело к загрязнению территории.
По фактам выявленных нарушений сотрудником Управления Ленинского административного округа города Мурманска составлен протокол об административном правонарушении от 02.06.2020 N 302, который был передан в административную комиссию для рассмотрения.
Административная комиссия, усмотрев в действиях Общества нарушение пунктов 10.2.7.5, 10.2.7.6, 10.2.7.12 Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденных решением Совета депутатов города Мурманска от 27.10.2017 N 40-712, постановлением от 23.06.2020 N 681 привлекла его к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО, с назначением наказания в виде предупреждения.
Общество, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного административного правонарушения, отсутствии нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, обстоятельств, исключающих производство по административному делу, в связи с чем отказал в удовлетворении заявления.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции исходя из недоказанности в действиях общества состава административного правонарушения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, в случае, если установление ответственности за такие действия не отнесено к ведению Российской Федерации, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.
При этом в Примечании к названной статье под нарушением правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденным муниципальным нормативным правовым актом, понимается нарушение требований данного акта, установленных органами местного самоуправления в пределах своей компетенции.
В силу пункта 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
Соответствующие правила на территории города Мурманска утверждены решением Совета депутатов города Мурманска от 27.10.2017 N 40-712 "О правилах благоустройства территории муниципального образования город Мурманск и о признании утратившими силу отдельных решений Совета депутатов города Мурманска" (далее - Правила N 40-712).
Понятие контейнерной площадки дано в пункте 5.2.14.1 Правил N 40-712, согласно которому контейнерная площадка это место накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
В силу пункта 5.2.14.4 Правил N 40-712 контейнерные площадки совмещаются с площадками для складирования отдельных групп коммунальных отходов, в том числе для складирования крупногабаритных отходов.
В свою очередь, крупногабаритные отходы собираются и складируются в бункеры, расположенные на контейнерных площадках или на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов, и вывозятся по заявкам потребителей либо организаций, обслуживающих жилищный фонд, находящийся на территории города Мурманска, либо самостоятельно потребителями (пункт 10.2.7.5 Правил N 40-712).
При этом, в силу пункта 3.7.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, под крупногабаритными отходами понимаются: старая мебель, велосипеды, остатки от текущего ремонта квартир и т.п., которые должны собираться на специально отведенных площадках или в бункеры-накопители и по заявкам организаций по обслуживанию жилищного фонда вывозиться мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом.
Согласно пункту 10.2.7.6 Правил N 40-712 отходы производства и потребления, в том числе твердые коммунальные отходы, подлежат сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению (хранению или захоронению), условия и способы которых должны быть безопасными для населения и окружающей среды.
В силу пункта 10.2.7.12 Правил N 40-712 запрещается в числе прочего переполнять контейнеры отходами производства и потребления, загрязнять территорию города отходами производства и потребления.
Пунктом 4 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") (далее - Правила N 1156) регламентировано, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Общество как региональный оператор, осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Мурманской области.
При этом в соответствии с адресным перечнем мест накопления ТКО на территории муниципального образования г. Мурманск (таблица 9.1.1 постановления Правительства Мурманской области от 14.12.2018 N 589-ПП) контейнерные площадки по адресам: ул. Подстаницкого, д. 6, д. 20, предназначены для сбора отходов от МКД по соответствующим адресам, площадка по адресу ул. Хлобыстова, д. 7 от МКД ул. Хлобыстова, д. 9.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 1156 потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) их накопления, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В силу пункта 10 Правил N 1156 в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) их накопления складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Пунктом 11 Правил N 1156 определено, что в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами: в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.
При этом вывоз КГО обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки КГО на площадку для их складирования, а места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО (пункт 12 Правил N 1156).
С учетом вышеизложенных норм, на региональных операторов возложена обязанность по осуществлению вывоза ТКО, в том числе КГО из специально отведенных мест: контейнерных площадок и специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, определенных соответствующим договором в соответствии со схемой обращения с отходами.
Факт нарушения указанных требований на момент осмотра Административной комиссией подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе актами от 14.05.2020.
Доказательств, свидетельствующих об объективных причинах невозможности принятия Обществом всех зависящих от него мер по недопущению совершения правонарушения материалы дела не содержат, как следствие, суд первой инстанции обоснованно усмотрел в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО.
Существенных нарушений, допущенных Административной комиссией при привлечении заявителя к административной ответственности, которые являлись бы безусловными основаниями для признания оспариваемого постановления незаконным судом первой инстанции не установлено.
Оспариваемое постановление вынесено органом, правомочным рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных пунктом 1 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО, в пределах сроков давности привлечения к ответственности.
При назначении наказания административным органом учтены все обстоятельства, указанные в части 3 статьи 4.1 КоАП РФ; ответственность применена в виде предупреждения.
При таких обстоятельствах у апелляционной инстанции не имелось оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2020 по делу N А42-6414/2020 отменить.
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 07.10.2020 по настоящему делу оставить в силе.
Судья |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 4 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с "Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами") (далее - Правила N 1156) регламентировано, что обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
...
В соответствии с пунктом 9 Правил N 1156 потребители осуществляют складирование ТКО в местах (площадках) их накопления, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В силу пункта 10 Правил N 1156 в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) их накопления складирование ТКО осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
...
При назначении наказания административным органом учтены все обстоятельства, указанные в части 3 статьи 4.1 КоАП РФ; ответственность применена в виде предупреждения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28 мая 2021 г. N Ф07-2588/21 по делу N А42-6414/2020