31 мая 2021 г. |
Дело N А56-23276/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Аникиной Е.А., Кудина А.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Петроградского района" Подолян Е.А. (доверенность от 03.03.2021 N 13), от Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга ФедьКушовой М.А. (доверенность от 10.01.2021),
рассмотрев 26.05.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Петроградского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2021 по делу N А56-23276/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Петроградского района", адрес: 197101, Санкт-Петербург, Каменоостровский пр., д.19/13, ОГРН 1089847268983, ИНН 7813419263 (далее - ООО "ЖКС N 1 Петроградского района", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании распоряжения Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, адрес: 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский пр., д.68, ОГРН 1037867000115, ИНН 7841000298 (далее - ГЖИ, Инспекция) от 12.02.2020 N 447-рл о внесении сведений о многоквартирных домах в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ИнвестСтрой", адрес: 191119, Санкт-Петербург, Днепропетровская ул., д.3, лит.А, пом. 11Н, оф. 2, ОГРН 1157847416077, ИНН 7841031923 (далее- ООО "ИнвестСтрой").
Решением суда от 12.09.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.02.2021, Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе Общество просит отменить судебные акты, принять по делу новое решение и восстановить нарушенные права и законные интересы заявителя. Общество настаивает на отсутствии законных оснований во внесении сведений в Реестр в отношении спорного многоквартирного дома (МКД), поскольку основанием для заключения договора управления с ООО "ИнвестСтрой" послужило решение общего собрания собственников помещений в МКД, оформленное протоколом общего собрания от 30.11.2019 N 30112019/1, который, по мнению подателя жалобы, является ничтожным.
Представители ООО "ИнвестСтрой", надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы жалобы, а представитель ГЖИ с ними не согласился.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, ООО "ИнвестСтрой" 12.12.2019 (вх. 08-11-26175/19-0-0) обратилось в Инспекцию с заявлением о внесении изменений в реестр лицензий в связи с заключением договора управления МКД, расположенным по адресу: Санкт-Петербург, Каменноостровский проспект, дом 38/96, литера А, на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД, оформленного протоколом от 30.11.2019 N 30112019/1.
К заявлению Общество приложило, в том числе протокол общего собрания собственников помещений от 30.11.2019 N 30112019/1 в форме очно-заочного голосования о смене управляющей организации ООО "ЖКС N 1 Петроградского района" с расторжением договора управления и выборе в качестве управляющей организации ООО "ИнвестСтрой".
Инспекцией проведена проверка сведений и документов, в адрес Администрации Петроградского района Санкт-Петербурга, ООО "ИнвестСтрой" и ООО "ЖКС N 1 Петроградского района" направлены запросы о предоставлении информации.
Инспекцией по результатам рассмотрения представленных документов и заявления вынесено распоряжение от 12.02.2020 N 447-рл (далее- Распоряжение) о внесении изменений в реестр лицензий, путем исключения из реестра лицензий сведения о МКД, деятельность по управлению которым осуществляет ООО "ЖКС N 1 Петроградского района".
Не согласившись с вынесенным Распоряжением Инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на правомерность оспариваемого Распоряжения от 12.02.2020 N 447-рл (с тем содержанием и обоснованием, которые установлены судом).
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, согласно которому лицензирование осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (пункт 2); лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий субъекта Российской Федерации (пункт 15).
Согласно части 2 статьи 195 ЖК РФ реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Основания и порядок внесения сведений о многоквартирном доме в реестр лицензий установлен статьей 198 ЖК РФ.
Согласно части 2 статьи 198 ЖК РФ в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом, лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора
Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. В случае непредставления лицензиатом указанных в части 2 настоящей статьи сведений, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации о включении сведений о многоквартирном доме в данный реестр и (или) об исключении из данного реестра таких сведений по результатам внеплановой проверки, основанием для проведения которой является поступление сведений от иного лицензиата в связи с прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом и заключением такого договора управления с иным лицензиатом. Положения настоящей части распространяются также на случаи изменения способа управления многоквартирным домом и представления в связи с этим в орган государственного жилищного надзора сведений, указанных в частях 6 и 7 статьи 110, частях 7 и 8 статьи 135 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
В силу пункта 2 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр), изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании, в частности, представленного заявления о внесении изменений в реестр, которое должно содержать информацию об адресе многоквартирного дома (подпункт "а"), основаниях заключения, прекращения или расторжения договора управления многоквартирным домом или изменения способа управления многоквартирным домом (подпункт "б"), реквизитах договора управления многоквартирным домом в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией (подпункт "в").
Согласно пункту 3 Порядка N 938/пр к заявлению о внесении изменений в реестр прилагаются, в том числе, следующие документы:
- копия протокола и решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о выборе способа управления многоквартирным домом управляющей организацией и заключении с ней договора управления многоквартирным домом либо об изменении способа управления многоквартирным домом или расторжении договора управления в случае проведения такого собрания, за исключением случая представления в орган государственного жилищного надзора подлинников указанных документов в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ (подпункт "а");
- копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, или копия договора управления, заключенного с застройщиком в случаях, предусмотренных частью 14 статьи 161 ЖК РФ (подпункт "в").
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 938/пр в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:
а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;
б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;
в) отсутствия противоречий сведений, представленных заявителем, содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;
г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 ЖК РФ, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;
д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";
е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
Согласно пункту 7 Порядка N 938/пр по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:
а) о внесении изменений в реестр;
б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов;
в) о приостановлении рассмотрения заявления.
В силу пункта 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов являются:
а) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "а", "г" - "е" пункта 5 настоящего Порядка;
б) несоответствие заявления и документов требованиям, установленным подпунктами "б" и "в" пункта 5 настоящего Порядка, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 настоящего Порядка.
Судами установлено, что ООО "ИнвестСтрой" при подаче заявления приложило следующие документы:
- копию протокола общего собрания;
- копию договора управления;
- акты о размещении сообщений о проведении общего собрания;
- акты о размещении сообщений о результатах проведения общего собрания;
- копию письма в Администрацию Петроградского района;
- копию письма о передаче технической документации;
-реестр собственников помещений в МКД.
По результатам рассмотрения предоставленных ООО "ИнвестСтрой" документов 25.12.2019 Инспекцией вынесено распоряжение N 1390-рл о приостановлении рассмотрения заявления, в виду несоответствия представленных Обществом документов подпункту "в" пункта 5 Порядка, поскольку сведения о МКД размещены в разделе Реестра содержащем перечень адресов многоквартирных домов, управление которыми осуществляет ООО "ЖКС N 1 Петроградского района", вместе с тем, заявлений от данной управляющей компании о внесении изменений в Реестр лицензий не поступало.
Инспекция на основании подпункта "а" пункта 15 Порядка (в виду наличия в Реестре сведений об управлении МКД, указанного в заявлении, другим лицензиатом), письмом от 27.12.2019 уведомила ООО "ИнвестСтрой" о приостановлении рассмотрения заявления, о необходимости предоставить информацию о приеме технической документации и иных документов на МКД, а также направила 31.12.2019 письмо N 08-15-20024/19-0-0 в адрес Общества о предоставлении информации в части соблюдения требований части 2 статьи 198 ЖК РФ, а именно, о размещении в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (www.dom.gosuslugi.ru) сведений о расторжении договора управления МКД, о передаче технической документации на МКД.
ООО "ИнвестСтрой" письмом от 27.01.2020 N 08-11-26175/19-1-0 проинформировало Инспекцию о том, что ООО "ЖКС N 1 Петроградского района" уведомлено надлежащим образом о передаче технической документации (письмо от 10.12.2019 N 101), однако свои обязательства по передаче ключей и документации не исполняет.
В силу подпункта "е" пункта 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 ЖК РФ.
Инспекцией при рассмотрении протокола собственников помещений МКД от 30.11.2019 N 30112019/1 по выбору собственниками помещений в качестве управляющей компании ООО "ИнвестСтрой" признаков ничтожности протокола не выявлено. Доказательства обжалования протокола в судебном порядке также отсутствуют.
Поскольку представленные заявление и документы ООО "ИнвестСтрой" соответствовали требованиям пункта 5 Порядка суды обосновано сочли Распоряжение о внесении изменений в Реестр сведений о МКД, содержащий перечень адресов многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет ООО "ИнвестСтрой" с 01.03.2019, законным обоснованным.
Утверждение ООО "ЖКС N 1 Петроградского района" о том, что протокол общего собрания собственников от 30.11.2019 N 30112019/1 оформлен ненадлежащим образом и не содержит обязательного приложения, оценено судами применительно к пункту 20 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных приказом Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр, устанавливающего обязательный перечень приложений.
Суды удостоверились в том, что при направлении протокола в Инспекцию в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ к нему приложены: сообщение о проведении внеочередного общего собрания на 1 листе; реестр всех собственников МКД на 6 листах; реестр собственников, принявших участие в собрании на 2 листах и собственников помещений, принявших участие в очном голосовании; проект договора управления на 4 листах; решения собственников на 99 листах.
Несмотря на установление судами вышеизложенных фактов, заявитель в кассационной жалобе продолжает голословно утверждать об отсутствии такого приложения.
При таких обстоятельствах и доказательствах, суд округа соглашается с позицией Инспекции, что заявление и документы, представленные ООО "ИнвестСтрой", соответствуют требованиям подпункта "а" пункта 5 Приказа N 938/пр, в связи с чем Распоряжение ГЖИ о внесении изменений в Реестр лицензий Санкт-Петербурга путем исключения сведения о МКД, деятельность по управлению которым осуществляет ООО "ЖКС N 1 Петроградского района" вынесено правомерно.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права, суд округа не усматривает оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
При обращении в суд кассационной инстанции Общество уплатило 3000 руб. государственной пошлины (платежное поручение от 01.06.2018 N 702).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 104, 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.09.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2021 по делу N А56-23276/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Петроградского района" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Петроградского района" (адрес: 197101, Санкт-Петербург, Каменноостровский пр., д.19/13, ОГРН 1089847268983, ИНН 7813419263), из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы, уплаченной платежным поручением от 01.06.2018 N 702.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды удостоверились в том, что при направлении протокола в Инспекцию в соответствии с частью 1 статьи 46 ЖК РФ к нему приложены: сообщение о проведении внеочередного общего собрания на 1 листе; реестр всех собственников МКД на 6 листах; реестр собственников, принявших участие в собрании на 2 листах и собственников помещений, принявших участие в очном голосовании; проект договора управления на 4 листах; решения собственников на 99 листах.
Несмотря на установление судами вышеизложенных фактов, заявитель в кассационной жалобе продолжает голословно утверждать об отсутствии такого приложения.
При таких обстоятельствах и доказательствах, суд округа соглашается с позицией Инспекции, что заявление и документы, представленные ООО "ИнвестСтрой", соответствуют требованиям подпункта "а" пункта 5 Приказа N 938/пр, в связи с чем Распоряжение ГЖИ о внесении изменений в Реестр лицензий Санкт-Петербурга путем исключения сведения о МКД, деятельность по управлению которым осуществляет ООО "ЖКС N 1 Петроградского района" вынесено правомерно."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 мая 2021 г. N Ф07-2848/21 по делу N А56-23276/2020