01 июня 2021 г. |
Дело N А42-6224/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Алешкевича О.А.,
рассмотрев 01.06.2021 кассационную жалобу административной комиссии Ленинского административного округа муниципального образования город Мурманск на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2021 по делу N А42-6224/2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Управление отходами" (адрес: 117447, г. Москва, ул. Б. Черемушкинская, д. 13, стр. 4, эт. 2, пом. II, ком. 1, 3, 4; ОГРН 1117746488232; ИНН 7725727149; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным постановления административной комиссии Ленинского административного округа муниципального образования город Мурманск (адрес: 183031, г. Мурманск, ул. Героев-североморцев, д. 33; далее - Комиссия) от 14.07.2020 N 828 о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 N 401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N 401-01-ЗМО), которым заявителю назначено наказание в виде предупреждения.
Решением суда первой инстанции от 22.12.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 17.03.2021 решение суда первой инстанции отменено, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Комиссия, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального права и на несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, Общество правомерно привлечено к административной ответственности.
В соответствии с частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения и (или) в виде административного штрафа и размер назначенного административного штрафа не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции по правилам, предусмотренным главой 35 настоящего Кодекса, и рассматриваются им с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 288.2 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта проверена в суде кассационной инстанции судьей единолично без вызова сторон.
В силу части 3 статьи 288.2 АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В данном случае судом кассационной инстанции установлены основания для пересмотра обжалуемого судебного акта в кассационном порядке по доводам жалобы, изученным по материалам дела.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в ходе проведенного обследования Комиссией установлено захламление контейнерных площадок, предназначенных для сбора отходов от жителей многоквартирных домов, расположенных по адресам: ул. Подстаницкого, д. 20, ул. Свердлова, д. 40/5, ул. Чумбарова-Лучинского, д. 13, и прилегающих к ним территорий крупногабаритными отходами (картонные коробки, деревянные ящики, старая мебель, старые холодильники и пр.), что является нарушением пунктов 10.2.7.5, 10.2.7.6, 10.2.7.12 Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденных решением Совета депутатов города Мурманска от 27.10.2017 N 40-712 (далее - Правила N 40-712).
Установив, что региональным оператором, осуществляющим деятельность по обращению с ТКО на территории Мурманской области, является Общество, Комиссия составила в отношении него протокол от 30.06.2020 N 408 об административном правонарушении, предусмотренном пунктом 1 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО, а постановлением от 14.07.2020 N 828 признала Общество виновным в его совершении, назначив наказание в виде предупреждения.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава указанного административного правонарушения и отсутствии нарушений процедуры привлечения его к административной ответственности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявление исходя из того, что Комиссией доказательств нарушения Обществом периодичности вывоза отходов с контейнерных площадок не представлено.
Между тем судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 3.7.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, под крупногабаритными отходами понимаются: старая мебель, велосипеды, остатки от текущего ремонта квартир и т.п., которые должны собираться на специально отведенных площадках или в бункеры-накопители и по заявкам организаций по обслуживанию жилищного фонда вывозиться мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом.
Согласно пункту 5.2.14.1 Правил N 40-712 под контейнерной площадкой понимается место накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Пунктом 5.2.14.4 Правил N 40-712 предусмотрено, что контейнерные площадки совмещаются с площадками для складирования отдельных групп коммунальных отходов, в том числе для складирования крупногабаритных отходов.
Крупногабаритные отходы собираются и складируются в бункеры, расположенные на контейнерных площадках или на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов, и вывозятся по заявкам потребителей либо организаций, обслуживающих жилищный фонд, находящийся на территории города Мурманска, либо самостоятельно потребителями (пункт 10.2.7.5 Правил N 40-712).
В силу пункта 10.2.7.6 Правил N 40-712 отходы производства и потребления, в том числе ТКО, подлежат сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению (хранению или захоронению), условия и способы которых должны быть безопасными для населения и окружающей среды.
При этом пунктом 10.2.7.12 Правил N 40-712 запрещается в числе прочего переполнять контейнеры отходами производства и потребления, загрязнять территорию города отходами производства и потребления.
Административная ответственность за нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, в случае, если установление ответственности за такие действия не отнесено к ведению Российской Федерации, установлена пунктом 1 статьи 2 Закона N 401-01-ЗМО.
Согласно примечанию к названной статье для целей данной статьи под нарушением правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденным муниципальным нормативным правовым актом, понимается нарушение требований данного акта, установленных органами местного самоуправления в пределах своей компетенции.
Апелляционным судом не учтено, что Обществу не вменялось нарушение именно периодичности вывоза ТКО. Как следует из оспариваемого постановления Комиссии, событие правонарушения описано как значительное скопление крупногабаритных отходов, часть мусора находится за пределами контейнерных площадок, в результате чего захламлены прилегающие к ним территории. Большой объем крупногабаритных отходов свидетельствует о несвоевременном их вывозе, длительном нахождении на территории контейнерных площадок, что прямо запрещено пунктом 10.2.7.12 Правил N 40-712.
Суд первой инстанции отметил, что значительное перенакопление отходами контейнерных площадок подтверждено материалами дела, Обществом факт наличия недопустимого объема крупногабаритного мусора и его перенакопления не оспаривается.
Ссылка апелляционного суда на недоказанность Комиссией факта нарушения Обществом периодичности вывоза отходов, предусмотренной положениями СанПиН 2.1.7.3550-19 (не реже 1 раза в 7 дней) сделана без учета требований пункта 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88, согласно которому при временном хранении твердых бытовых отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения и поэтому срок их хранения в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) должен составлять не более одних суток (ежедневный вывоз).
При указанных обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имелось оснований для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
В связи с этим обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287 АПК РФ, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2021 по делу N А42-6224/2020 отменить.
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.12.2020 по тому же дулу оставить в силе.
Судья |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3.7.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, под крупногабаритными отходами понимаются: старая мебель, велосипеды, остатки от текущего ремонта квартир и т.п., которые должны собираться на специально отведенных площадках или в бункеры-накопители и по заявкам организаций по обслуживанию жилищного фонда вывозиться мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом.
...
Ссылка апелляционного суда на недоказанность Комиссией факта нарушения Обществом периодичности вывоза отходов, предусмотренной положениями СанПиН 2.1.7.3550-19 (не реже 1 раза в 7 дней) сделана без учета требований пункта 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88, согласно которому при временном хранении твердых бытовых отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения и поэтому срок их хранения в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) должен составлять не более одних суток (ежедневный вывоз)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 июня 2021 г. N Ф07-4452/21 по делу N А42-6224/2020