01 июня 2021 г. |
Дело N А56-58328/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бобарыкиной О.А., судей Боглачевой Е.В. и Судас Н.Е.,
при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания помощником судьи Маликовым А.В.,
при участии от федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Иневаткиной К.Д. по доверенности от 11.01.2021,
рассмотрев 25.05.2021 в открытом судебном заседании кассационные жалобы федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны и общества с ограниченной ответственностью "Территория" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.11.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2021 по делу N А56-58328/2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Белый город", адрес: 163072, город Архангельск, Карельская улица, дом 37, офис 29, ОГРН 1022900521049, ИНН 2901109624 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к федеральному государственному казенному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны, адрес: 191119, Санкт-Петербург, Звенигородская улица, дом 5, ОГРН 1027810323342, ИНН 7826001547 (далее - Учреждение), о взыскании с Учреждения, а при недостаточности или отсутствии денежных средств - в порядке субсидиарной ответственности - с Министерства финансов Российской Федерации, адрес: 109097, Москва, улица Ильинка, дом 9, строение 1, ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360 (далее - Министерство), 132 123 руб. 87 коп. задолженности по оплате коммунальных и иных обязательных платежей за период с 01.01.2019 по 01.06.2020.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.11.2020, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2021, иск к Учреждению удовлетворен; в удовлетворении иска к Министерству отказано.
В кассационной жалобе Учреждение, считая обжалуемые судебные акты незаконными и необоснованными, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Податель кассационной жалобы указывает следующее: суд первой инстанции не учел, что в отношении части спорных нежилых помещений площадью 277,2 кв.м Учреждение и федеральное государственное казенное учреждение "1469 Военно-морской клинический госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Госпиталь) заключили договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом от 15.07.2019 N 111/29, по условиям которого Госпиталь, в том числе обязался заключить договоры на предоставление коммунальных услуг и техническую эксплуатацию помещений, оплачивать коммунальные, административно-хозяйственные, эксплуатационные и другие услуги, связанные с надлежащим содержанием и поддержанием в исправном состоянии помещений; право оперативного управления и право собственности не могут дублировать друг друга и не предполагают идентичной совокупности прав и обязанностей; функции по несению предъявленных к взысканию расходов Министерством обороны Российской Федерации возложены на федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации; таким образом, Учреждение не является надлежащим ответчиком по настоящему спору; Общество оказало услуги без размещения государственного заказа, без заключения государственного контракта в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).
В кассационный суд также поступила кассационная жалоба общества с ограниченной ответственностью "Территория", адрес: 163013, город Архангельск, Полярная улица, дом 48, корпус 1, ОГРН 1142901011219, ИНН 2901252550 (далее - Компания).
В кассационной жалобе Компания просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податель кассационной жалобы указывает следующее: суды не проверили обоснованность взыскания задолженности за январь 2019 года в пользу Общества; Общество осуществляет управление спорным домом с февраля 2019 года, в январе 2019 года управление спорным домом осуществляла Компания.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал доводы кассационной жалобы.
Компания, Министерство и Общество о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в соответствии со статьей 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет управление многоквартирным домом 260 корпус 1 по проспекту Ломоносова в городе Архангельске (далее - МКД).
Учреждению на праве оперативного управления в МКД принадлежит помещение N 1 общей площадью 688 кв.м.
Часть нежилых помещений (площадью 179,4 кв.м) спорного помещения переданы Учреждением в безвозмездное пользование федеральному государственному казенному учреждению "Северное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
Договор на управление МКД Общество и Учреждение не заключали.
Как указано в исковом заявлении, задолженность Учреждения по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.01.2019 по 01.06.2020 составила 132 123 руб. 87 коп., в связи с чем Общество обратилось в суд с иском о взыскании указанной задолженности с Учреждения и Министерства как субсидиарного ответчика.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 209, 210, 249, 296, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьями 36, 37, 39, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пришел к выводу об обоснованности иска к Учреждению и удовлетворил требование о взыскании заявленной задолженности с Учреждения. Суд признал неправомерным иск в части взыскания спорной задолженности с Министерства как субсидиарного должника.
Апелляционный суд согласился с судом первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, пришел к следующему.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК РФ).
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296 ГК РФ).
Из изложенного следует, что лицо, владеющее имуществом на праве оперативного управления, должно нести бремя содержание такого имущества.
Факт нахождения спорного помещения в оперативном управлении Учреждения подтвержден материалами дела.
Довод Учреждения об отсутствии заключенного в порядке Закона N 44-ФЗ контракта кассационным судом отклоняется.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме.
Из указанного следует, что Общество обязано оказывать услуги по управлению МКД независимо от наличия заключенного с Учреждением контракта.
Соответственно, отсутствие заключенного контракта не освобождает Учреждение от оплаты коммунальных услуг и иных обязательных платежей.
Ссылка Учреждения на заключенный с Госпиталем договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом от 15.07.2019 N 111/29 неправомерна, так как указанный договор в суд первой инстанции не представлялся, в связи с чем апелляционный суд обоснованно не принял этот договор во внимание.
Факт задолженности Учреждения установлен судами на основании представленных документов.
Вместе с тем, изучив материалы дела, а также доводы кассационной жалобы Компании, кассационный суд пришел к выводу о том, что судами не проверена правомерность взыскания с Учреждения в пользу Общества задолженности за январь 2019 года.
Доказательств управления Обществом МКД в течение всего спорного периода (с 01.01.2019 по 01.06.2020) в материалы дела не представлено.
При этом в дело представлено письмо от 17.04.2019 N 08/04/19, в котором Общество, предложив Учреждению заключить договор на содержание и текущий ремонт общего имущества, сообщило, что осуществляет управление МКД с 01.02.2019.
Таким образом, суды, правильно определив наличие у Учреждения задолженности, не проверили надлежащим образом наличие у Общества права взыскания задолженности за спорный период.
Вместе с тем к кассационной жалобе Компания представила доказательства, подтверждающие управление МКД в январе 2019 года.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено или изменено, если этим судом нарушены нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 288 этого Кодекса основанием для отмены решения, постановления, или если выводы, содержащиеся в обжалуемых решении, постановлении, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Так как факт управления Обществом МКД в течение всего спорного периода материалами дела не подтвержден, кассационный суд полагает необходимым направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении истцу следует представить решение о выборе его управляющей компанией МКД, копию договора управления, расчет задолженности по каждому месяцу спорного периода с обоснованием произведенных начислений, а суду следует принять во внимание изложенное, рассмотреть вопрос о привлечении Компании к участию в деле, проверить обоснованность требования Общества о взыскании задолженности за январь 2019 года, принять обоснованный судебный акт, распределив между сторонами судебные расходы, в том числе понесенные за рассмотрение кассационных жалоб.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.11.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2021 по делу N А56-58328/2020 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
О.А. Бобарыкина |
Судьи |
О.А. Бобарыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации (пункт 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296 ГК РФ).
...
Довод Учреждения об отсутствии заключенного в порядке Закона N 44-ФЗ контракта кассационным судом отклоняется.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 июня 2021 г. N Ф07-4504/21 по делу N А56-58328/2020