03 июня 2021 г. |
Дело N А56-129277/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б. и Толкунова В.М.,
при участии от публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" Верещагина Е.А. (доверенность от 10.03.2021),
рассмотрев 01.06.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.06.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2021 по делу N А56-129277/2019,
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго" адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (после изменения наименования - ПАО "Россети Ленэнерго", далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., дом 13, литер А, ОГРН 102789242933, ИНН 7825413361 (далее - Управление), с заявлением о признании недействительными решения от 09.09.2019 по жалобе N Т02-549/19, принятого по жалобе общества с ограниченной ответственностью "Электронприбор" (далее - ООО "Электронприбор"), и предписания от 09.09.2019, вынесенного на основании решения от 09.09.2019 по жалобе N Т02-549/19.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "Электронприбор".
Решением суда первой инстанции от 26.06.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 27.02.2021, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить, и удовлетворить заявление. Податель жалобы полагает, что выводы судов о незаконности решения закупочной комиссии Общества по отклонению заявки ООО "Электронприбор" являются необоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал кассационную жалобу, ссылаясь на изложенные в ней доводы.
Управление и ООО "Электронприбор" надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, 25.06.2019 на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) Общество (Организатор торгов) разместило извещение N 31908030770 о проведении конкурса в электронной форме на приобретение лабораторий передвижных для нужд филиалов Общества по Ленинградской области (далее - Закупка), включая Документацию о закупке.
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), Единым Стандартом закупок ПАО "Россети" (далее - Положение о закупках), версия 26 от 05.03.2019, на момент размещения закупки опубликованным на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в Реестре опубликованных положений о закупках, а также Документацией о закупке.
Согласно протоколу N ОК-19/179 РС-4 очного заседания закупочной комиссии по предварительному рассмотрению и оценке заявок участников по конкурсу на электронной торговой площадке от 22.08.2019 (л.д. 105-108) заявка ООО "Электронприбор" признана не соответствующей требованиям Документации о закупке, в связи с тем, что участник в составе заявки представил согласие на обработку персональных данных, не соответствующее требованиям Формы 6 Документации о закупке (пункт m Приложения N 2 к части II Информационная карта закупки). По решению закупочной комиссии данное отклонение признано существенным, на основании подпункта "б" пункта 5.3.4 Документации о закупке заявка ООО "Электронприбор" не принята к дальнейшему рассмотрению.
ООО "Электронприбор", не согласившись с отклонением своей заявки, обратилось в Санкт-Петербургское УФАС с жалобой (вх. N 26003-ЭП/19 от 29.08.2019) на действия Закупочной комиссии Организатора торгов.
По результатам рассмотрения жалобы ООО "Электронприбор" Санкт-Петербургским УФАС было вынесено решение от 09.09.2019 по жалобе Т02-549/19 (л.д. 12-15), которым жалоба ООО "Электронприбор" на действия Закупочной комиссии Организатора торгов при проведении конкурса в электронной форме на приобретение лабораторий передвижных для нужд филиалов Общества по Ленинградской области (извещение N 3190803077) признана обоснованной; в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов признано нарушение пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки, а также в предъявлении к участникам закупки требований в порядке, который не указан в документации о закупке, допущенное путем необоснованного отклонения от участия в Закупке заявки ООО "Электронприбор", согласно протоколу N ОК-19/179 РС-4 очного заседания Закупочной комиссии по предварительному рассмотрению и оценке заявок участников по конкурсу на электронной торговой площадке от 22.08.2019, в порядке, не соответствующем Документации о закупке.
Управлением также вынесено предписание от 09.09.2019 (рег. N 78/30082/19 от 12.09.2019) (л.д. 16), которым Организатору торгов и его Закупочной комиссии предписано совершить действия, направленные на устранении нарушений при проведении конкурса в электронной форме на приобретение лабораторий передвижных для нужд филиалов Общества по Ленинградской области (извещение N 3190803077) путем отмены протокола N ОК-19/179 РС-4 очного заседания Закупочной комиссии по предварительному рассмотрению и оценке заявок участников по конкурсу на электронной торговой площадке от 22.08.2019, повторного рассмотрения, оценки и сопоставления заявок с учетом мотивировочной части решения Управления N Т02-549/19 и завершения процедуры Закупки в строгом соответствии с извещением о Закупке, действующим Положением о закупках Организатора торгов и нормами Закона N 223-ФЗ.
Не согласившись с указанными решением и предписанием, Общество оспорило их в судебном порядке.
Суды, рассмотрев дело по правилам главы 24 АПК РФ не установили наличие совокупности предусмотренных процессуальным законом оснований, необходимых для удовлетворения заявления, в связи с чем отказали Обществу.
Заслушав пояснения представителя Общества, изучив доводы кассационной жалобы, проверив законность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены или изменения.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ).
При рассмотрении спора суды правомерно исходили из того, что Общество относится к хозяйственным обществам, закупка товаров, работ, услуг которыми регулируется Законом N 223-ФЗ.
Целями регулирования Закона N 223-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 статьи 1 Закона (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений (часть 1 статьи 1 Закона N 223-ФЗ).
В силу статьи 6 Закона N 223-ФЗ контроль за соблюдением требований названного Закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 4 части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона N 135-ФЗ, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки в случае осуществления заказчиком закупки с нарушением требований настоящего Федерального закона и (или) порядка подготовки и (или) осуществления закупки, содержащегося в утвержденном и размещенном в единой информационной системе положении о закупке такого заказчика, а также в случае предъявления к участникам закупки требований, не предусмотренных документацией о конкурентной закупке.
При рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушениях (часть 17 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ).
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения (часть 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципом равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.
Частью 9 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные в том числе, частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктами 2 и 9 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в документации о конкурентной закупке должны быть указаны, в том числе, требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, а также требования к участникам закупки.
При этом согласно части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора, критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки, к предлагаемым ими товарам, работам, услугам, к условиям исполнения договора.
В соответствии с частью 10 статьи 3.2 Закона N 223-ФЗ заявки на участие в конкурентной закупке представляются согласно требованиям к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в закупке, указанным в документации о закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и положением о закупке заказчика. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.
Согласно части 19 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ заявка на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме состоит из двух частей и ценового предложения. Заявка на участие в запросе котировок в электронной форме состоит из одной части и ценового предложения. Первая часть заявки на участие в конкурсе в электронной форме, аукционе в электронной форме, запросе предложений в электронной форме должна содержать описание поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являются предметом закупки в соответствии с требованиями документации о закупке.
В Документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ).
В рассматриваемом случае требования к составу заявки на участие в закупке указаны в разделе 3.4 Документации о закупке.
Согласно пункту 3.4.1 Документации, заявка на участие в конкурсе должна содержать сведения и документы, указанные в пунктах 9, 10 части II "Информационная карта закупки".
В силу пункта 3.4.2 Документации в случае неполного представления документов, перечисленных в пунктах 9, 10 части II "Информационная карта закупки" Закупочная комиссия отклоняет заявку, поданную на участие в закупке.
Подпунктом 15 пункта 9 части II "Информационная карта закупки" предусмотрено, что участник должен соблюдать требования нормативных правовых актов, регламентирующих режим обработки персональных данных (в соответствии с формой 6 Документации о закупке и с подпунктом "m" пункта 1 Приложения N 2 к части II "Информационная карта закупки").
Подпунктом "m" пункта 1 Приложения N 2 к части II "Информационная карта закупки" предусмотрено, что в целях подтверждения соответствия установленным требованиям, участник закупки должен включить в состав первой части заявки, в том числе, согласие на обработку персональных данных по установленной в документации о закупке форме (в соответствии с пунктом 29 Приложения 1 к Типовым требованиям Единого Стандарта закупок ПАО "Россети").
Разделом III Документации о закупке установлены образцы форм для заполнения участником закупки, в том числе форма 6 "Согласие на обработку персональных данных", которая содержит в числе прочего предназначенную к заполнению графу "Свидетельство о регистрации", а также Инструкцию по заполнению данной формы.
Согласно пункту 5.3.4 Документации о закупке закупочная комиссия отклоняет заявку участника в случаях, если: а) участник не соответствует требованиям к участнику закупки, установленным документацией о закупке; б) заявка участника не соответствует требованиям, установленным документацией о закупке, в том числе к форме, составу, порядку оформления необходимых сведений и документов, а также в случае не предоставления участником закупки обеспечения заявки (если такое требование установлено документацией о закупке); в) участник закупки предоставил недостоверную информацию (сведения) в отношении своего соответствия требованиям, установленным документацией о закупке.
Судами установлено, что в составе заявки ООО "Электронприбор" в числе прочих документов содержалась заполненная форма 6 "Согласие на обработку персональных данных" (л.д. 8-9), в графе "Свидетельство о регистрации", в которой указано наименование выдавшего свидетельство органа, дата выдачи свидетельства, а также ОГРН ООО "Электронприбор", содержащийся в свидетельстве о регистрации.
Суды приняли во внимание, что Инструкция по заполнению формы 6 "Согласие на обработку персональных данных" не содержала руководства по заполнению графы формы "Свидетельство о регистрации", а сама форма содержала лишь пустую строку для внесения сведений в отношении указанного регистрационного документа, вследствие чего согласились с выводом Управления о том, что требование о необходимости указания в соответствующей графе серии и номера бланка свидетельства, равно как и каких-либо иных конкретных сведений и данных свидетельства, Организатором торгов установлено не было.
Суды, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, пришли к выводу о том, что форма 6 "Согласие на обработку персональных данных" заявки ООО "Электронприбор" была заполнена без нарушения каких-либо требований Документации о закупке и соответственно, - о наличии в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов нарушения пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, выразившегося в необоснованном отклонении от участия в Закупке заявки ООО "Электронприбор", в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленных Обществом требований о признании недействительными решения Санкт-Петербургского УФАС от 09.09.2019 по жалобе N Т02-549/19, а также вынесенного на основании указанного решения предписания от 09.09.2019.
Выводы судов являются законными и обоснованными.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.06.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2021 по делу N А56-129277/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Россети Ленэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В Документации о конкурентной закупке должны быть указаны требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (пункт 2 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ).
...
Суды, оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, пришли к выводу о том, что форма 6 "Согласие на обработку персональных данных" заявки ООО "Электронприбор" была заполнена без нарушения каких-либо требований Документации о закупке и соответственно, - о наличии в действиях Закупочной комиссии Организатора торгов нарушения пункта 2 части 1, части 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, выразившегося в необоснованном отклонении от участия в Закупке заявки ООО "Электронприбор", в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении заявленных Обществом требований о признании недействительными решения Санкт-Петербургского УФАС от 09.09.2019 по жалобе N Т02-549/19, а также вынесенного на основании указанного решения предписания от 09.09.2019."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 июня 2021 г. N Ф07-6842/21 по делу N А56-129277/2019