01 июня 2021 г. |
Дело N А42-5447/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Корабухиной Л.И., Родина Ю.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Скадар" представителя Рудзинской В.А. (доверенность от 22.06.2020),
рассмотрев 27.05.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Центральной энергетической таможни на решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.11.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2021 по делу N А42-5447/2020,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Скадар", адрес: 183016, г. Мурманск, ул. Софьи Перовской, д. 17, каб. 104, ОГРН 1025100836012, ИНН 5191324073 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Центральной энергетической таможни, адрес: 107842, Москва, Комсомольская пл., 1 А, ОГРН 1027700272830, ИНН 7708011130 (далее - Таможня), от 19.06.2020 N 10006000-163/2020 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 1 452 215,16 руб.
Решением суда первой инстанции от 27.11.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.02.2021, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судебных инстанций обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 27.11.2020 и постановление от 17.02.2021, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, выводы судебных инстанций об отсутствии вины Общества в допущенном правонарушении являются ошибочными и не основаны на обстоятельствах дела.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества против удовлетворения кассационной жалобы возражал, поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Таможня, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направила, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Обществом и компанией "Ari Midlun EHF" (Исландия) заключен контракт от 01.11.2017 N 1126, по условиям которого продавец (Общество) обеспечивает поставку бункерного топлива на условиях FOB, а покупатель (компания) оплачивает поставленное топливо. Компания 12.07.2017 номинировала Общество на снабжение 19.07.2018 в морском порту Мурманск морского судна "BJOERNOE" (ИМО 9342140, флаг Кипра) 110 тоннами бункерного топлива "ИФО-180".
На таможенный пост Морской порт Мурманск Общество 17.07.2018 направило письмо N 1611 о разрешении причаливания к иностранному судну для осуществления бункеровки.
Письмом от 19.07.2018 N 41-22/1167 Таможня уведомила Общество о выдаче разрешения на причаливание судном-бункеровщиком "СИСТРАУМ" к судну "BJOERNOE" для передачи бункерного топлива.
В порту Мурманск на судно "BJOERNOE" с судна-бункеровщика "СИСТРАУМ" передано 110 тонн бункерного топлива "топливо мазутное средневязкое сернистое ТСМ-180 (ИФО-180)", что подтверждается бункерной распиской от 19.07.2018 N С/65.
В порт Онега судно прибыло 22.07.2018, где к 28.07.2018 на его борт погружен экспортный груз - пиломатериалы из хвойных пород деревьев, после чего данное судно убыло из порта Онега в направлении порта Александрия (Кипр). Согласно декларации о судовых припасах на отход на борту судна "BJOERNOE" находилось 111,85 тонн тяжелого топлива - мазута (Heavy Fuel Oil) и 34,48 тонн дизельного топлива (Gas Oil).
Установив данные обстоятельства, Таможня пришла к выводу, что Общество, заключившее внешнеторговый контракт с компанией "Ari Midlun EHF", являющейся иностранным контрагентом, который не может выступать в качестве декларанта перемещаемого товара, обязано было задекларировать по установленной законом форме товар - бункерное топливо ТСМ-180 (ИФО-180), вывезенный впоследствии за переделы таможенной территории Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС, Союз).
Должностным лицом таможенного органа в отношении Общества составлен протокол об административном правонарушении от 30.04.2020 N 10006000-163/2020, согласно которому действия заявителя квалифицированы по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
Постановлением Таможни от 19.06.2020 N 10006000-163/2020 Общество привлечено к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией, ему назначено наказание в виде штрафа в размере одной второй стоимости товара, являющегося предметом административного правонарушения, что составило 1 452 215,16 руб.
Считая постановление о привлечении к административной ответственности незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции признали, что переданное иностранному судну бункерное топливо подлежало декларированию в установленном порядке, вместе с тем в силу обстоятельств спорной бункеровки не усмотрели вины Общества в недекларировании товара, в связи с чем удовлетворили заявленные требования, признав оспариваемое постановление незаконным.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В части 1 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 названного Кодекса.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 названного Кодекса. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено названным Кодексом.
В силу требований пункта 2 статьи 281 ТК ЕАЭС припасы, перемещаемые через таможенную границу ЕАЭС для нахождения и использования на таможенной территории ЕАЭС либо вывоза с таможенной территории ЕАЭС и использования за пределами таможенной территории ЕАЭС, подлежат таможенному декларированию и выпуску в порядке и на условиях, которые предусмотрены главой 39 ТК ЕАЭС, без помещения под таможенные процедуры.
Согласно подпункту 30 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС под припасами понимаются товары, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания водных судов, воздушных судов и поездов в местах их стоянки и пути следования, за исключением запасных частей и оборудования.
В пункте 3 статьи 282 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенное декларирование припасов, находящихся на транспортном средстве международной перевозки (на борту водного или воздушного судна либо в поезде), прибывшем на таможенную территорию Союза и убывающем с такой таможенной территории Союза, может осуществляться одновременно с таможенным декларированием транспортного средства международной перевозки с использованием декларации на транспортное средство.
Из приведенных нормативных положений следует, что припасы, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному декларированию.
В соответствии с пунктом 8 статьи 281 ТК ЕАЭС декларантами припасов могут выступать перевозчик, а также лица, указанные в абзацах втором - пятом подпункта 1 пункта 1 статьи 83 настоящего Кодекса (лицо государства-члена, являющееся стороной сделки с иностранным лицом, на основании которой товары перемещаются через таможенную границу Союза; от имени и (или) по поручению которого заключена сделка, указанная в абзаце втором настоящего подпункта; имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, - если товары перемещаются через таможенную границу Союза не в рамках сделки, одной из сторон которой является иностранное лицо; являющееся стороной сделки, заключенной с иностранным лицом или с лицом государства-члена в отношении иностранных товаров, находящихся на таможенной территории Союза), за исключением случая, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Согласно дополнительному соглашению от 04.11.2017 к контракту от 01.11.2017 N 1126 если заявленное для бункеровки судно после бункеровочной операции будет следовать в каботажном плаванье, то есть первым портом его судозахода после бункеровки будет порт, расположенный на территории Российской Федерации, и выход за пределы территории Российской Федерации на поставленном топливе не предполагается, то продавец не осуществляет таможенного оформления (декларирования) бункерного топлива, а стоимость бункерного топлива предъявляется покупателю с учетом налога на добавленную стоимость (18%), так как местом реализации и использования бункерного топлива будет являться Российская Федерация, за исключением случаев, когда условие о необходимости таможенного оформления (декларирования) бункерного топлива будет непосредственно указано покупателем в заявке о бункеровке судна (пункты 2.1 - 2.2 контракта).
Таким образом, по условиям контракта предусмотрена возможность поставки бункерного топлива как с его перемещением за пределы таможенной территории Российской Федерации, так и без такого перемещения, в случае использования на территории Российской Федерации. При этом продавец (заявитель) не осуществляет таможенного оформления (декларирования) бункерного топлива, если заявленное для бункеровки судно после бункеровочной операции будет следовать в каботажном плавании и выход за пределы территории Российской Федерации на поставленном топливе не предполагается.
Суды установили, что в настоящем случае заявка о бункеровке от 12.07.2018 N 18-0704 не содержала сведений о том, что необходимо таможенное оформление поставляемого бункерного топлива (припасов) и/или о том, что судно с поставленным бункерным топливом будет убывать с таможенной территории ЕАЭС. Согласно ИМО генеральной (общей) декларации (IMO General Declaration) от 19.07.2018, поданной на приход, маршрут следования судна следующий: порт Рошфор (Франция) - порт Мурманск (Россия) - порт Онега (Россия).
Судебные инстанции отметили, что на момент осуществления грузовых операций по бункеровке судна топливом судовладелец не подавал соответствующего заявления (декларации) на отход, явные действия по непосредственному вывозу товаров с территории Союза не совершались.
С учетом изложенного суды правомерно заключили, что на момент прихода судна в порт Мурманск и совершения бункеровочных операций по поставке судовых припасов Общество не располагало сведениями о том, что бункерное топливо в объеме 110 тонн планируется к вывозу с таможенной территории ЕАЭС. При этом Общество оформило данную операцию как "внутреннюю продажу", то есть без применения льгот, предусмотренных налоговым законодательством Российской Федерации (ставка по НДС 0% не применялась).
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В соответствии с частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исследовав представленные сторонами доказательства, исходя из конкретных обстоятельств дела, суды в рассматриваемом случае посчитали недоказанной таможенным органом вину Общества во вмененном административном правонарушении, поскольку бункеровка 19.07.2018 осуществлялась Обществом в соответствии с заключенным контрактом на судно, осуществляющее рейс в пределах границ Российской Федерации, и на момент бункеровки заявитель не располагал сведениями об убытии бункеруемого судна с территории ЕАЭС, в том числе с учетом того, что уведомление об отходе указанного судна подано в Архангельскую таможню только 28.07.2018.
Суды сочли, что Общество предприняло необходимые меры к исполнению своих публично-правовых обязанностей (таможенных), в том числе внесло в контракт соответствующие условия, однако в силу действий иностранного контрагента, не зависящих от воли заявителя, утратило возможность их исполнения.
Несоответствия выводов судов об обстоятельствах спора имеющимся в деле доказательствам суд кассационной инстанции не усматривает, оснований для иной оценки доказательств не имеется; нарушений положений главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при сборе, исследовании и оценке доказательств судами не допущено.
Ввиду недоказанности в деянии Общества всех элементов состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, суды обоснованно удовлетворили заявленные требования, признав оспариваемое постановление незаконным.
Нормы права при рассмотрении дела применены судами правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлены. При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 27.11.2020 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2021 по делу N А42-5447/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Центральной энергетической таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.