01 июня 2021 г. |
Дело N А05-6174/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Толкунова В.М.,
рассмотрев 26.05.2021 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Архангельский речной порт" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 13.11.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2021 по делу N А05-6174/2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Архангельский речной порт", адрес: 163016, г. Архангельск, Старожаровихинская ул., д. 7, корп. 1, стр. 6, ОГРН 1022900514680, ИНН 2901011040 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконными предписаний федерального бюджетного учреждения "Администрация Северо-Двинского бассейна внутренних водных путей", адрес: 165300, Архангельская обл., Котласский р-н, г. Котлас, ул. К.Маркса, д. 9, ОГРН 1032901360700, ИНН 2904006994 (далее - Учреждение), от 31.05.2020 N 496/20, 497/20, от 01.06.2020 N 498/20, 499/20 и 500/20, а также понуждении Управления устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов заявителя (с учетом частичного отказа от заявленных требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Архангельская транспортная прокуратура, адрес: 163000, г. Архангельск, ул. Р.Люксембург, д. 5, корп. 1 (далее - Прокуратура).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 13.11.2020, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2021, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального и процессуального права, а также неполное выяснение ими обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новый - об удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы не согласен с выводом судов о нераспространении на государственный портовый контроль норм Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ). Общество настаивает на том, что Учреждением в ходе проведения проверки были допущены многочисленные нарушения требований названного закона. Кроме того, со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Постановление N 438) Общество указывает на отсутствие у Учреждения правовых оснований для проведения проверки.
В представленном отзыве на кассационную жалобу Учреждение возражает против ее удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в соответствии с Порядком подготовки и содержания плановых (рейдовых) заданий, утвержденным приказом Минтранса России от 15.08.2012 N 308 (далее - Порядок N 308), Порядком назначения проверок судов и иных плавучих объектов на основании оценок рисков нарушения обязательных требований и проведения таких проверок, утвержденным приказом Минтранса России от 10.04.2013 N 114 (далее - Порядок N 114), на основании оценок рисков нарушения обязательных требований и проведения таких проверок с целью осуществления государственного портового контроля за безопасностью судоходства на внутренних водных путях на основании приказов исполняющего обязанности капитана Северо-Двинского бассейна о назначении проверки судна (плавучего объекта) Учреждением 31.05.2020 и 01.06.2020 была проведена проверка принадлежащих Обществу судов "Портовый-7", "Мотозавозня-209", "Печенга", баржей N 2553, N 1.
В ходе проверки Учреждение установило нарушение Обществом ряда требований Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ), Технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, Устава службы на судах министерства речного флота РСФСР, Правил Российского Речного Регистра, Правил безопасности труда на судах речного флота, Наставления по борьбе за живучесть судов Минречфлота РСФСР.
Предписаниями от 31.05.2020 N 496/20, 497/20, от 01.06.2020 N 498/20, 499/20, 500/20 Учреждение обязало Общество устранить выявленные нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации.
Не оспаривая по существу выявленные нарушения, но полагая, что у Учреждения не имелось правовых оснований для проведения проверки, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела заявлением.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о законности оспариваемых предписаний.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Государственный надзор в области внутреннего водного транспорта осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 4.1 КВВТ).
Согласно пункту 2 статьи 4.1 КВВТ к отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области внутреннего водного транспорта, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 3 - 7 названной статьи, статьей 38.1 данного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38.1 КВВТ государственный портовый контроль за судами и плавучими объектами на внутренних водных путях (далее - государственный портовый контроль) осуществляется должностными лицами инспекций государственного портового контроля, входящих в состав администраций бассейнов внутренних водных путей (далее - лица, осуществляющие государственный портовый контроль).
Согласно пункту 2 статьи 38.1 КВВТ капитан бассейна внутренних водных путей является должностным лицом, возглавляет инспекцию государственного портового контроля, входящую в состав администрации бассейна внутренних водных путей, непосредственно подчиняется федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере внутреннего водного транспорта, и действует на основании положения о капитане бассейна внутренних водных путей, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 38.1 КВВТ государственный портовый контроль включает в себя проверку соблюдения на судах и плавучих объектах, находящихся в бассейне внутренних водных путей, требований к оборудованию, конструкциям, машинам, механизмам судов, спасательным и иным средствам, требований обеспечения безопасной эксплуатации таких судов и плавучих объектов, профессиональных и квалификационных требований к членам экипажей судов, установленных данным Кодексом и в соответствии с этим Кодексом (обязательные требования).
Проверки судов и плавучих объектов, находящихся в бассейне внутренних водных путей, в целях осуществления мероприятий по контролю проводят лица, осуществляющие государственный портовый контроль, на основании плановых (рейдовых) заданий в соответствии с приказом (распоряжением) капитана бассейна внутренних водных путей (пункт 4 статьи 38.1 КВВТ).
Порядок подготовки и содержание плановых (рейдовых) заданий, порядок назначения проверок судов и плавучих объектов на основании оценок рисков нарушения обязательных требований и проведения таких проверок, порядок централизованного учета результатов государственного портового контроля в информационной системе государственного портового контроля, квалификационные и иные требования к лицам, осуществляющим государственный портовый контроль, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (пункт 5 статьи 38.1 КВВТ).
Согласно подпунктам 2 и 3 пункта 6 статьи 38.1 КВВТ капитан бассейна внутренних водных путей и лица, осуществляющие государственный портовый контроль, являются государственными транспортными инспекторами и имеют право: беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) капитана бассейна внутренних водных путей о назначении проверки посещать и обследовать суда и плавучие объекты, находящиеся в бассейне внутренних водных путей, проверять эксплуатационные характеристики судов, их оборудования, конструкций, машин, механизмов; выдавать судовладельцам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, имуществу физических лиц или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно пункту 2 Порядка N 308 проверки судов и иных плавучих объектов, находящихся в бассейне внутренних водных путей, в целях осуществления мероприятий по контролю проводятся лицами, осуществляющими государственный портовый контроль, на основании плановых (рейдовых) заданий в соответствии с приказом (распоряжением) капитана бассейна внутренних водных путей.
Из пункта 4 Порядка N 308 следует, что в соответствии с приказом (распоряжением) капитана бассейна внутренних водных путей о назначении проверки в информационной системе государственного портового контроля (далее - ИСГПК) формируется в электронном виде плановое (рейдовое) задание.
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 114 периодичность проверок судна или иного плавучего объекта устанавливается на основании оценок рисков нарушения обязательных требований на судне. Оценки рисков автоматически рассчитываются ИСГПК.
Приказом Минтранса России от 15.08.2012 N 309 утвержден Порядок централизованного учета результатов государственного портового контроля в информационной системе государственного портового контроля.
Согласно пункту 4 названного Порядка централизованный учет результатов государственного портового контроля в информационной системе государственного портового контроля ведется в электронном виде. ИСГПК содержит информацию о судах и иных плавучих объектах, о судовых документах, об оценках рисков нарушения обязательных требований на каждом судне или ином плавучем объекте и о результатах проверки судов или иных плавучих объектов лицами, осуществляющими государственный портовый контроль.
ИСГПК по каждому судну или иному плавучему объекту содержит в том числе срок для проведения следующей проверки судна или иного плавучего объекта, рассчитанный автоматически на основании оценок рисков нарушения обязательных требований на судне или ином плавучем объекте и даты последней проверки судна или иного плавучего объекта.
Проверка судов лицами, осуществляющими государственный портовый контроль, осуществляется на основании плановых (рейдовых) заданий в соответствии с приказами (распоряжениями) капитана бассейна внутренних водных путей, издаваемыми с учетом оценок рисков, рассчитанных ИСГПК (пункт 9 Порядка N 114).
Согласно пунктам 11, 12, 13, 14 Порядка N 114 проверка судна лицом, осуществляющим государственный портовый контроль, производится на судне. Перед началом проверки судна лицо, осуществляющее государственный портовый контроль, предъявляет капитану судна или старшему помощнику капитана свое служебное удостоверение и вручает копии приказа (распоряжения) капитана бассейна внутренних водных путей о назначении проверки и планового (рейдового) задания. Во время проверки судна лицо, осуществляющее государственный портовый контроль: производит внешний осмотр судна; проверяет наличие на судне судовых документов, предусмотренных статьей 14 КВВТ; проверяет наличие дипломов и квалификационных свидетельств членов экипажа судна и соответствие указанных дипломов и квалификационных свидетельств требованиям, установленным в соответствии с пунктом 1 статьи 27 КВВТ; производит проверку судовых журналов; проверяет устранение нарушений обязательных требований, обнаруженных во время предыдущей проверки судна. При выявлении во время проверки нарушений обязательных требований лицо, осуществляющее государственный портовый контроль, составляет предписание об устранении нарушений обязательных требований.
Отклоняя доводы Общества о нарушении Учреждением положений Закона N 294-ФЗ, суды обоснованно отметили, что названный Закон в силу его пункта 7 части 3.1 статьи 1 не применяется при осуществлении такого вида государственного контроля (надзора), муниципального контроля, как государственный портовый контроль, особенности организации и проведения которого регламентируются выше приводимыми положениями КВВТ.
Довод Общества об отсутствии у Учреждения в силу пунктов 1 и 2 Постановления N 438 правовых оснований для проведения проверки получил должную оценку судов и мотивированно отклонен со ссылкой на положения Закона N 294-ФЗ.
Принимая во внимание изложенное, следует признать, что у судов первой и апелляционной инстанций не имелось оснований для признания оспариваемых предписаний недействительными.
Поскольку фактические обстоятельства установлены судами первой и апелляционной инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 13.11.2020 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2021 по делу N А05-6174/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Архангельский речной порт" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.