город Мурманск |
|
07 июня 2021 г. |
Дело N А42-6225/2020 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе судьи Аникиной Е.А., рассмотрев 07.06.2020 без проведения судебного заседания и вызова лиц, участвующих в деле, кассационную жалобу Административной комиссии Ленинского административного округа муниципального образования на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2021 по делу N А42-6225/2020,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Управление отходами" (в настоящее время переименовано в акционерное общество "Ситиматик"), адрес: 117447, Москва, Б. Черемушкинская ул., д. 13, стр. 4, эт.2, пом. II, ОГРН 1117746488232, ИНН 7725727149 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Ленинского административного округа муниципального образования город Мурманск, адрес: 183031, г. Мурманск, пр. Героев-североморцев, д. 33, ОГРН 1025100849366, ИНН 5191601827 (далее - Комиссия), от 14.07.2020 N 829 по делу 829/25-07-02, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 2 Закона Мурманской области от 06.06.2003 N 401-01-ЗМО "Об административных правонарушениях" (далее- Закон об административных правонарушениях), в виде предупреждения.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 22.12.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2021 решение суда первой инстанции отменено, оспариваемое постановление Комиссии признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе Комиссия просит отменить постановление апелляционного суда по настоящему делу, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. Податель жалобы отмечает, что спорные контейнерные площадки соответствуют требованиям существующих норм и правил, а характер размещения и объем скопившегося мусора, загрязнение площадок и прилегающих к ним территорий свидетельствует о длительном нахождении и несвоевременном вывозе региональным оператором крупногабаритных отходов (далее - КГО).
В отзыве на жалобу Общество ссылается на соблюдение им сроков периодичности вывоза отходов и просит оставить без изменений обжалуемое постановление апелляционной инстанции, считая его законным и обоснованным.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в суде кассационной инстанции в силу части 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судьей единолично, без вызова участвующих в деле лиц с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судами, основанием для привлечения к административной ответственности послужили выводы Комиссии о ненадлежащем исполнении Обществом обязанности по своевременному вывозу КГО с территории контейнерных площадок, расположенных в г. Мурманске по адресам: ул. Магомета Гаджиева, д. 6, ул. Аскольдовцев, д. 35\1, д.37 и д. 47. В ходе обследования территории округа, проведенного 08.06.2020, по указанным адресам выявлено значительное скопление на контейнерных площадках и прилегающих к ним территориям крупногабаритного мусора (картонных коробок, старой мебели, деревянных ящиков, старых оконных рам и прочего), что является нарушением пунктов 10.2.7.5, 10.2.7.6 и 10.2.7.12 Правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, утвержденных решением Совета депутатов города Мурманска от 27.10.2017 N 40-712 (далее - Правила благоустройства).
Начальник отдела по контролю за исполнением административного законодательства, получив акт обследования от 08.06.2020 с фото-таблицами, установил, что ответственным по содержанию рассматриваемых площадок является Общество, как региональный оператор, осуществляющий деятельность по обращению с отходами на территории Мурманской области. Составленный в отношении Общества протокол от 30.06.2020 N 409 об административном правонарушении был передан по подведомственности Комиссии. Постановлением от 14.07.2020 N 829 по делу N 829/25-07-02 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 2 Закона об административных правонарушениях.
Суд первой инстанции согласился с выводами административного органа и, не установив нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции, указал на недоказанность в действиях Общества состава административного правонарушения. Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что наличие в конкретный момент осмотра значительного количества мусора на контейнерных площадках не свидетельствует о его длительном там нахождении ввиду несвоевременного вывоза региональным оператором.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 2 Закона об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей в момент совершения правонарушения и привлечения к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за нарушение правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденных муниципальным нормативным правовым актом, в случае, если установление ответственности за такие действия не отнесено к ведению Российской Федерации. Согласно примечанию к названной статье для целей данной статьи под нарушением правил благоустройства территории поселения (городского округа), утвержденным муниципальным нормативным правовым актом, понимается нарушение требований данного акта, установленных органами местного самоуправления в пределах своей компетенции.
Пунктом 10.2.7.5 Правил благоустройства закреплено, что крупногабаритные отходы собираются и складируются в бункеры, расположенные на контейнерных площадках или на специальных площадках для складирования таких отходов, и вывозятся по заявкам потребителей либо организаций, обслуживающих жилищный фонд, находящийся на территории города Мурманска, либо самостоятельно потребителями.
Согласно пункту 10.2.7.6 Правил благоустройства отходы производства и потребления, в том числе твердые коммунальные отходы (ТКО), подлежат сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению (хранению или захоронению), условия и способы которых должны быть безопасными для населения и окружающей среды. При этом пунктом 10.2.7.12 названных Правил запрещается в числе прочего переполнять контейнеры отходами производства и потребления, загрязнять территорию города отходами производства и потребления.
Как следует из пункта 5.2.14.1 Правил благоустройства, контейнерная площадка - это место накопления ТКО, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
В силу пункта 5.2.14.4 Правил благоустройства контейнерные площадки совмещаются с площадками для складирования отдельных групп коммунальных отходов, в том числе для складирования крупногабаритных отходов.
В соответствии с пунктом 3.7.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, под крупногабаритными отходами понимаются: старая мебель, велосипеды, остатки от текущего ремонта квартир и т.п., которые должны собираться на специально отведенных площадках или в бункеры-накопители и по заявкам организаций по обслуживанию жилищного фонда вывозиться мусоровозами для крупногабаритных отходов или обычным грузовым транспортом.
С учетом вышеизложенных норм, на региональных операторов возложена обязанность по осуществлению вывоза ТКО, в том числе КГО из специально отведенных мест: контейнерных площадок и специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, определенных соответствующим договором в соответствии со схемой обращения с отходами.
Факт нарушения указанных требований на момент осмотра Административной комиссией подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в том числе актами от 14.05.2020.
Руководствуясь нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), Закона об административных правонарушениях, положениями Правил благоустройства, Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, суд первой инстанции указал, что вышеназванные действия Общества как регионального оператора привели к накоплению отходов, что является нарушением Правил благоустройства, и посчитал доказанным наличие в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения.
Кроме того апелляционным судом не учтено, что Обществу не вменялось нарушение именно периодичности вывоза ТКО. Событие правонарушения в оспариваемом постановлении Комиссии описано как значительное скопление крупногабаритных отходов, часть мусора находится за пределами контейнерных площадок, в результате чего захламлены прилегающие к ним территории. Большой объем крупногабаритных отходов свидетельствует о несвоевременном их вывозе, длительном нахождении на территории контейнерных площадок, что прямо запрещено пунктом 10.2.7.12 Правил благоустройства.
Нарушений порядка и срока давности привлечения к административной ответственности судами не установлено.
Назначенное Обществу административное наказание в виде предупреждения соответствует характеру правонарушения, отвечает принципам соразмерности и индивидуализации мер ответственности.
При таких обстоятельствах следует признать законными и обоснованными выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, в связи с чем оснований для его отмены у апелляционного суда не имелось.
Согласно части 3 статьи 288.2. АПК РФ основаниями для пересмотра в порядке кассационного производства решений и постановлений, принятых по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В рассматриваемом деле апелляционным судом допущено повлиявшее на исход дела существенное нарушение норм материального права, без устранения которого невозможна защита охраняемых законом публичных интересов.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 АПК РФ постановление апелляционного суда следует отменить, а решение суда первой инстанции - оставить в силе.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 5 части 1 статьи 287, частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2020 по делу N А42-6225/2020 отменить.
Оставить в силе решение Арбитражного суда Мурманской области от 22.12.2020 по настоящему делу.
Судья |
Е.А. Аникина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.